МИС


Рынок соевых белков: тенденции развития
27.02.2012

Рынок соевых белков: тенденции развития

Продовольственная проблема и задача обеспечения населения высококачественной белковой пищей продолжает оставаться одной из самых актуальных тем в третьем тысячелетии. Суммарный дефицит белка в рационах питания россиян оценивается в среднем в 25%, дефицит может быть сокращен за счет повышения потребления животных и растительных белков.

В соответствии с Методическими рекомендациями МР 2.3.1.24.32–08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» потребности населения в белке в зависимости от пола, возраста и физической активности составляют для взрослого населения 58–117 г/сут., для детей старше года 56–87 г/сут. Из общего количества белка доля полноценных белков должна составлять не менее 50% для взрослых и 60% для детей. Полноценными являются белки животного происхождения. Практически все растительные белки не являются полноценными, так как имеют дефицит различных незаменимых аминокислот и усваиваются лишь на 62–80%. Исключение составляют белки сои, которые имеют сбалансированный аминокислотный состав и усваиваются на 86–98% после соответствующей технологической обработки. Учитывая ограниченность ресурсов животных белков и способность растений к быстрому воспроизводству за счет фотосинтеза, можно сказать, что именно соя является наиболее важным реально существующим мировым резервом пищевого и кормового белка.

 

Мировой рынок

На современном рынке пищевых ингредиентов соевые белки представлены изолятами, концентратами, текстурированными соевыми продуктами и различными видами соевой муки. Производство изолятов и концентратов белков пищевого назначения требует максимальных инвестиций и сегодня практически полностью сосредоточено у трех фирм-производителей: ADM (США), Solae (США) и Solbar Industries Ltd. (Израиль). Эти фирмы являются мультинациональными корпорациями и имеют заводы по производству соевых белков в США, Бразилии, Европе и Азии. Кроме того, значительное влияние на мировой и отечественный рынок соевых белков оказывает производство соевых белков в Китае. В 2009 году в Китае уже насчитывалось по разным оценкам 40–50 заводов по производству соевых белков, из которых стабильно работали около 20 заводов.
Ежегодно появляются новые марки соевых белков с улучшенными функционально-технологическими свойствами, и расширяется ассортимент продуктов питания, в которых используются соевые белки.
Несмотря на то что животные белковые ингредиенты пока еще занимают 69% общего рынка белковых ингредиентов, рынок растительных белковых ингредиентов является более быстро растущим сегментом с прогнозируемой скоростью роста около 8% в год в ближайшие 5 лет. По мнению аналитиков Global Industry Analysts, растительные белки все больше замещают животные белки во многих продуктах питания просто потому, что они дешевле. Будет расти потребление соевых белков в таких новых областях, как производство нутрицевтиков, готовых к употреблению продуктов питания, продуктов для спортивного питания, для фитнеса, в пищевых добавках.
В последние годы особое внимание уделяется разработке и внедрению экологически безопасных технологий переработки сои. Много работ проводится в области процессов водной экстракции масла и белка с отсутствием органических растворителей, а также в области механических способов извлечения масла с последующим выделением белков. В этих процессах активно используют энзимные технологии, ультрафильтрацию, ультразвук и т.д. Активно развивается производство функциональных белковых смесей. С учетом интереса потребителей к натуральным органическим продуктам появились новые марки соевых белков и соевых продуктов питания, полученных по специальным «безреактивным» технологиям. Например, в США компания Green Planet Farms запустила в декабре 2008 года завод по производству «органического» соевого изолята Soygeia по уникальной «безреактивной» технологии водной экстракции соевой муки при низком давлении (G20 – green water process). А летом 2010 года израильская компания Solbar Industries Ltd. расширила свое присутствие на североамериканском рынке за счет приобретения этого нового завода.
С созданием новых технологий производства соевых продуктов, отвечающих вкусовым привычкам западного потребителя, и с разработкой высокоэффективного оборудования для их получения производство традиционных соевых продуктов на основе целых семян сои («soyfoods») вышло на новый виток технологического развития и позиционирования продукции на рынке. Крупнейшие мультинациональные корпорации – производители продуктов питания, такие как Danone, Unilever, Alpro и Coca-Cola стали включать соевые продукты в сферу своих бизнес-интересов. Исследования французских ученых показывают, что европейский рынок соевых продуктов питания в последние 10 лет растет со скоростью 15% в год. В молочной промышленности конкурирующие соевые аналоги уже занимают от 1 до 3% рынка. Компания Alpro, входящая в корпорацию Dean Foods Company, является лидером в производстве напитков и продуктов из сои в Европе с торговыми марками Alpro(R)-соя и Provamel(R) с объемом чистых продаж в 2008 году 260 млн евро. Западный потребитель стал обращать все большее внимание на полезные свойства сои. Соевое молоко и соевые продукты сегодня можно легко найти на полках многих супермаркетов.

В настоящее время можно выделить следующие основные тенденции развития мирового рынка соевых белков:

·         создание новых марок соевых белков с новыми функциональными характеристиками для развивающихся сегментов пищевого рынка (напитки, пищевые плитки для спортивного питания, велнесс, аналоги молочных продуктов и т.п.), а также с заданными функционально-технологическими свойствами для определенных рецептур продуктов массового спроса;

·         разработка новых видов кормовых белков для определенных видов сельскохозяйственных животных, птицы и аквакультуры, расширение использования соевых белковых концентратов на кормовые цели;

·         усиление продвижения соевых белков с учетом положительного воздействия на здоровье человека;

·         развитие экологически благоприятных «безреактивных» технологий переработки с получением экологически безопасных соевых пищевых ингредиентов и продуктов питания;

·         рост внимания к использованию соевых белков на технические цели;

·         доминирование китайских фирм на рынке изолятов соевых белков и активное освоение китайскими производителями технологий и рынка концентратов;

·         отказ от использования генномодифицированной сои при переработке на пищевые белки;

·         усиление конкуренции с другими видами белков животного и растительного происхождения.

Российский рынок

В 2009–2010 годах промышленное производство соевых белков и соевых белковых продуктов в России ограничивалось производством белого лепестка, различных видов соевой муки и крупки, соевых текстуратов, функциональных соевых смесей (в том числе так называемых соевых концентратов), сухого соевого молока и смесей на его основе, соевого молока и продуктов на его основе – соевых напитков, йогуртов, тофу и т.п. Следует отметить, что до сих пор ни одно российское предприятие не освоило производство соевых изолятов, а начатые ранее проекты по производству концентратов соевых белков в настоящее время заморожены.
В 2009–2010 годах три завода регулярно производили в России пищевой соевый шрот, в том числе белый лепесток: ЗАО «Содружество-соя», Иркутский МЖК и ООО «Амурагроцентр». Первые два предприятия также производили обезжиренную соевую муку. В 2011 году следует ожидать дальнейшего роста мощностей по производству белого лепестка. Иркутский МЖК принял решение о реконструкции производства пищевого соевого шрота с установкой новой линии по производству белого лепестка по технологии «флеш-отгонки» растворителя, запуск запланирован на 2011 год.
При этом из-за отсутствия глубокой переработки сои в России с получением изолятов и концентратов белков, неразвитого рынка потребления обезжиренной соевой муки уже сегодня наблюдается ситуация, когда отечественный белый лепесток не востребован рынком из-за его насыщения. Основными потребителями продолжают оставаться производители текстурированных соевых белков, которые потребляют сегодня не более 50–60 тыс. тонн сырья в год.
Крупнейшим производителем текстурированных соевых белков в России в 2005–2008 годах являлась компания ООО «Гислав М», г. Москва. К сожалению, в конце 2009 года производство было остановлено из-за проблем организационно-правового характера. Сегодня на отечественном рынке текстуратов лидирует ООО «ПКФ Атлантис-Пак», Ростовская обл. Активно работают такие предприятия как ООО «Вита-Рос» Нижегородская обл., ГК «Виади», С.-Петербург, ГК «ПТИ» Московская обл., ООО «Флайтекс», С.-Петербург; ЗАО «Партнер-М», Калужская обл. и др.
Полагаем, что новые крупные производства вряд ли появятся в этом сегменте рынка в ближайшее время. Будет происходить усиление позиций крупных производителей текстуратов за счет дальнейшего совершенствования производства, расширения ассортимента и улучшения качества продукции. Кроме того, учитывая нерентабельность перевозки текстуратов на большие расстояния, могут возникать новые производства по региональному принципу, приближенные к потребителям продукции. При этом сохраняется потенциал для роста ассортимента выпускаемых текстуратов и улучшения их качества, а также расширения областей применения.

Учитывая мировые тенденции развития соевого рынка и ситуацию на российском соевом рынке, в ближайшее время следует ожидать появления новых отечественных проектов по производству концентрированных соевых белков. Наиболее вероятно, что эти производства появятся в структуре действующих предприятий по переработке сои, либо будут разморожены ранее начатые проекты.
Особый рыночный сегмент – производство соевого молока (соевых напитков) и продуктов из него (соевых йогуртов, тофу), а также комбинированных соево-молочных продуктов на основе соевого молока. Лидером в этой области является Агропромышленный Союз «АЛЕВ».
Несмотря на отмечающееся снижение объемов импорта в последние 4 года, импортные поставки продолжают играть существенную роль в обеспечении соевыми белками российской пищевой промышленности. По нашим оценкам в 2009 году Россия импортировала порядка 55–60 тыс. тонн соевых белков.
Основные тенденции в структуре импорта соевых белков в 2009 году заключались в следующем:
• преобладание в общей структуре импорта белков изолятов соевых белков. Дальнейший рост доли китайских изолятов в суммарном объеме импорта изолятов;
• продолжившееся снижение поставок в РФ соевых концентратов из-за обострения конкуренции с дешевыми китайскими изолятами при более высокой таможенной пошлине на концентраты и развитии производства смесовых концентратов в России;
• продолжившееся снижение импорта белого лепестка, текстуратов и соевой муки, обусловленное ростом отечественного производства;
• практически полный отказ от ввоза генетически модифицированных соевых белков.


Следует учитывать, что значительные объемы соевых белков, не поддающихся количественному учету, поступают по импорту в составе уже готовых полуфабрикатов, пищевых добавок и продуктов питания.
При этом необходимо отметить, что в 2009 году потребление соевых белков в России несколько снизилось. Это явилось результатом кризиса 2008 года, ростом курса доллара в начале 2009 года и соответственно повышением цен на импортные соевые белки, снижением объема производства колбасных изделий и полуфабрикатов в основных регионах – потребителях соевых белков (Москва и Московская обл., С.-Петербург, Свердловская обл. и др.).
Снижению потребления соевых белков способствовал отрицательный имидж сои, созданный средствами массовой информации, сложности сертификации соевых продуктов и сопутствующие многочисленные проверки производителей и продавцов соевых продуктов на наличие ГМИ-ингредиентов, проводимых контролирующими органами и общественными организациями. Кроме того, в последнее время на рынке появилось значительное количество различных пищевых добавок, таких как гидроколлоиды, новые виды животных и растительных белков, которые по функциональным характеристикам стали конкурировать с соевыми белками.
До сих пор основные объемы потребления соевых белков в нашей стране приходятся на продукты мясопереработки. Следует активнее осваивать использование соевых белков в молочной, хлебопекарной и кондитерской промышленности, в производстве продуктов для профилактического и спортивного питания, а также для технических целей. Очевидно, что сегодня необходимы новые рыночные механизмы продвижения продуктов с соевыми белками. Необходимо объединить усилия отечественных производителей и продавцов соевых продуктов с привлечением ведущих специалистов-диетологов и целенаправленно проводить пропаганду здорового питания, разъясняя при этом роль соевых белков.
Большой потенциал существует в области создания новых видов кормовых соевых белковых продуктов.
В настоящее время рынок соевых белков в России продолжает развиваться и в ближайшее время на нем можно ожидать дальнейших изменений в связи с продолжающимся расширением отечественного производства белого лепестка и с возможным началом производства белковых концентратов. 

Автор:  Мария Доморощенкова, канд. техн. наук, Людмила Лишаева, канд. техн. наук, ГНУ ВНИИЖ Россельхозакадемии