МИС

Аналитика


 20 ГЛАВНЫХ ТЕМ И СОБЫТИЙ В МЯСНОМ БИЗНЕСЕ ЗА 2010 ГОД
04.01.2011

20 ГЛАВНЫХ ТЕМ И СОБЫТИЙ В МЯСНОМ БИЗНЕСЕ ЗА 2010 ГОД

 Благодарим всех экспертов, которые приняли участие в нашем опросе:

Бирюков Виктор Степанович (Президент Холдинга "Талина", депутат государственного собрания Республики Мордовия), Быканов Андрей Васильевич (Президент Союза предприятий мясной отрасли, генеральный директор ООО «Пушкинский мясной двор»), Гурьев Руслан Игоревич (Исполнительный директор ЗАО «Аграрная Группа» ), Деледивка Виталий Степанович (Генеральный директор мясокомбината "Окраина"), Емельянов Сергей Егорович (Генеральный директор ПК "Хороший вкус"), Загоровская Виктория (Главный редактор журнала "Мясная СФЕРА"), Мамиконян Мушег Лорисович (Независимый член Совета директоров, Президент Мясного союза России), Поздняков Дмитрий Владимирович (Исполнительный директор Северо-Западной Мясной Ассоциации), Прянишников Вадим Валентинович (Генеральный директор ЗАО «Могунция-Интеррус), Романов Владимир (портал "Мясной эксперт"), Шевченко Олег ("Мясо-Портал"), Яремчук Наталья Владимировна (Главный редактор журнала "Мясные технологии").
 
20 главных тем и событий в мясном бизнесе за 2010 год
 
1.   Принятие Доктрины продовольственной безопасности.
2. Создание Таможенного Союза
3. Засуха и эмбарго на экспорт зерна
4. Увеличение пошлин на ввоз в РФ живых свиней
5. Запрет на ввоз мяса птицы из США обработанного хлором и последующее возобновление поставок
6. Сокращение квоты на импорт мяса птицы в 2011 г. до 350 тыс. т.
7. Вступление в силу закона о торговле
8. Запрет оборота замороженной курятины
9. Отмена обязательной сертификации продуктов питания
10. Резкий рост цен на говядину
11 .Сколько мяса в колбасе – обострение потребительских фобий 
12. Создание новых отраслевых Союзов
13. Запуски и поглощения
14. Главная мясная выставка IFFA 2010
15. ВНИИМП – 80
16. Обсуждение нового законопроекта «О ветеринарии»
17. Африканская чума свиней в России
18. «Халяль» в России
19. Внедрение автоматизированной информационной системы «Аргус»
20. Подготовка к вступлению в ВТО
 
 
1. Принятие Доктрины продовольственной безопасности.
1 февраля 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев подписал Указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
По словам президента, мировые тенденции таковы, что стратегическое значение продовольствия сегодня абсолютно сопоставимо с финансовым ресурсом и с энергетической безопасностью. Животноводство станет приоритетным направление обеспечения продовольственной безопасности в стране.
В документе обозначены минимально допустимые уровни обеспечения населения страны продовольствием отечественного производства (в частности, по мясу – 85 %). В результате министерство сельского хозяйства прогнозирует сокращение импорта до 18 % к 2012 г., то есть почти в 2 раза по сравнению с 2008 г. Показатель Доктрины по производству отечественного мяса будет практически полностью выполнен.
В. А. Зубков охарактеризовал принятие Доктрины как «переход к системному, стратегическому формированию государственной политики в целях повышения качества жизни с учетом международного опыта»
Комментарий эксперта:
М. Л. Мамиконян, президент Мясного Союза России:
«Уже очевидно, что в связи с уменьшением доли импорта (птица, свинина), ряд базовых документов, являющихся ориентирами для чиновников и инвесторов, частично исчерпали себя, в том числе и «Доктрина продовольственной безопасности», а также основной «лозунг» брутального лоббирования «Вытесняй импорт – спасай АПК» –становится не актуальным. Стало очевидно, что необходимо создать новые документы, более проработанные в части детализации и применения, как межотраслевой, так и отраслевой узкоспециализированной компетенции, для пошагового описания условий и необходимых решений правительства с целью укрепления достигнутых результатов в животноводстве, а именно:
- программы, связанные с генетическим совершенствованием животных;
- профилактика заболеваний сельскохозяйственных животных;
- подготовка предприятий к экспорту;
- «принуждение» чиновников к принятию очевидных решений в сфере госзакупок продовольствия в интересах отечественной птицеводческой отрасли, что означает – в интересах отечественного АПК;
- программы поощрения потребления мясопродуктов за «государственные средства» экономически ущемленных слоев населения и ряд других значимых для РФ проектов.
 
2. Создание Таможенного Союза
Прошлый 2010 год завершился большой внешнеполитической победой России – подписанием документов по образованию Единого Экономического Пространства (ЕЭП) между Россией, Беларусью и Казахстаном. Перед самым концом 2010 года Киргизия заявила о своем желании войти в Таможенный Союз (ТС), на основе которого и было создано ЕЭП. Пока киргизы ограничиваются статусом наблюдателей в Таможенном Союзе. Страны-члены ТС выразили пожелание, чтобы и Таджикистан в будущем присоединился к ним
Однозначное желание сблизиться с ТС высказывает и украинское руководство, замечая при этом о неких юридических препятствиях для вступления Украины в ТС, что можно расценить как очередной шаг в своеобразном «торге».
Создание таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации означает устранение таможенных барьеров во взаимной торговле, что снижает издержки, способствует развитию кооперации производства и росту товарооборота между предприятиями Белоруссии, Казахстана и России.
Появление регионального таможенного союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств.
По расчетам ученых института народнохозяйственного прогнозирования (отделение экономики РАН) суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 млрд. долл. Государства-участники таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15% прироста ВВП к 2015 г.. 
В ближайшие годы предстоит осуществить работу по созданию условий, обеспечивающих свободу движения капитала, сформировать общий финансовый рынок, согласовать принципы и условия перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС.
Казахстан, Белоруссия и Россия решили вступать в ВТО не поодиночке, а единым Таможенным союзом, который был образован в начале 2010 г. 17 июня 2010 г. были проведены первые «жесткие» консультации участников Таможенного союза со странами, входящими в ВТО. На встречах было высказано мнение, что Таможенный союз может замедлить вступление трех стран в ВТО. Министр торговли США Гэри Лок оценил сценарий коллективного вступления стран в ВТО как невыполнимый. После этого Дмитрий Медведев заявил, что логичнее вступать в ВТО поодиночке. Однако в августе 2010 г. стало известно, что Таможенный союз все же решил вступать в торговый клуб единым строем.
«Больная» мировая экономика показывает, что настает время крупных региональных объединений, которые могут серьезно потеснить престиж всемирных организаций.
Первой шагом в рамках интеграции стало известие о создании  Ветслужбами стран Таможенного союза  единой системы регистрации поставщиков мяса и молока
 
3. Засуха и эмбарго на экспорт зерна
По жесткости температурного режима, охвату территории и отсутствии влаги в метровом слое почвы засуху 2010 г. можно сравнить с засухами 1972 и 1975 гг. В некоторых регионах июньские осадки составили лишь 10 % от месячной нормы, а в июле осадков не было совсем.
От засухи пострадали 23 региона. Площадь погибших посевов составила 10 млн га – это 32 % от посевов в пострадавших регионах или около 20 % от всей площади посевов.
Несмотря на то, что был запрещен экспорт и внутренние цены, казалось бы, должны снизиться под напором потока зерна нового урожая и гигантских старых запасов (которые у нас якобы есть), ничего подобного в настоящее время не происходит.
За последние полгода фуражная пшеница подорожала в 2 раза – до 6400 руб. за тонну, фуражный ячмень, на котором держится российское свиноводство, вырос в цене в 3,6 раза – до 8200 рублей.
Причем больше всего пострадала от летней засухи кормовая база крупного рогатого скота. Население активизировало забой скота, и для выравнивания ситуации на рынке были приняты меры по дополнительной финансовой поддержке хозяйств, оставивших скот до 1 января 2011 г.
По данным Национального союза свиноводов, себестоимость производства 1 кг свинины увеличилась на 10 руб. Национальный союз свиноводов обратился в Минсельхоз с предложением частично компенсировать возросшие в связи с засухой затраты на производство свинины и выделить в 2011 г. из бюджета прямые субсидии в размере 5 руб. на 1 кг живой массы свиней.
Впервые в 2008 г. был использован такой механизм: сельхозпредприятия получили 10 млрд. руб. из федерального бюджета на компенсацию затрат на комбикорма. Союз свиноводов считает, что этот вариант лучше, чем увеличение отпускной цены.
Резко подорожавшие зерно и белковые компоненты для производства комбикормов вынудили Росптицесоюз обратиться в правительство за субсидиями. Птицеводы просят компенсировать затраты на покупку кормов путем выделения из бюджета прямых субсидий в размере 5 руб. на килограмм мяса птицы.
 
Комментарий эксперта:
М. Л. Мамиконян (Мясной Союз России):
Засуха стала напоминанием о том, что такого рода события будут неизбежно сопровождать аграрный бизнес и далее. Единственный путь уменьшения влияния природы – это знания и умелое применение достижений научно-технического развития в агротехнологиях.
К сожалению, столь важное для отрасли явление как засуха пока предполагает принятие мер и мероприятий ситуационного характера. Следует с горечью констатировать, что подавление волотильности цен на зерновые можно реализовать только за счет системных долгосрочных решений, которые, к сожалению, не нашли места в повестке дня, обсуждаемой по поводу засухи.
Радикальная открытость зерновых рынков, внедрение фьючерсов и других инструментов, технологическая либерализация применения агротехнологий – это только некоторые пути решения проблемы.
 
4. Увеличение пошлин на ввоз в РФ живых свиней
Пошлина на импорт живых свиней была повышена с 5 до 40 % с 1 января 2010 г. Эта мера была предложена Национальным союзом свиноводов для защиты внутреннего рынка свинины от дешевого мяса, получаемого при ввозе живых импортных свиней для убоя и первичной переработки. Изначально НСС просил о введении пошлины 75 процентов.
Объем поступаемой в Россию квотной свинины в несколько раз превосходит объем ввоза живых свиней (7 % от объема рынка сырья) Импорт мяса глубокой переработки означает, что российские покупатели мясных продуктов своими деньгами поддерживают зарубежную отрасль убоя и первичной переработки, поэтому рабочие места, добавленная стоимость и налоги остаются за границей.
Реальное сокращение объема импорта свиней по результатам 2-го полугодия 2010 г. произошло только на треть вместо ожидаемых 80 %. Причиной этого стало падение курса Евро и снижение цены на свинину в Европе с 1,15 до 0,9 Евро/кг. Кроме того, российские производители считают, что у импортных свиней лучше качество и выше выход мяса с туши.
Увеличение объема внутреннего производства свиней поможет изменить стратегию переработчиков, в настоящее время ориентированных на относительно дешевое (за счет субсидий) импортное сырье.
Комментарий эксперта:
М. Л. Мамиконян, президент Мясного Союза России:
– Увеличение таможенного тарифа на ввоз живых свиней в РФ стало важным событием; в сущности, это – первый шаг для того, чтобы однозначно, не вводя далее в заблуждение предпринимателей, ориентированных на импорт живого скота, «сообщить» о невозможности и недопустимости в будущем ввоза живого скота для убоя в РФ.
Базовая, долгосрочная директива и политика государства имеет однозначный «посыл» – животные должны выращиваться на территории РФ.
Комментарий эксперта:
М. Лапицкий, директор ООО «МИГ-ХОЛДИНГ». Член союза Предприятий мясной отрасли
– Введение пошлины стало одной из причин удорожания живых свиней на российском рынке. В начале 2010 г. их цена мгновенно увеличилась на 10–12 рублей за килограмм, и стала комфортной для отечественных свиноводов (чего они и добивались!). Цена на живых свиней из Европы составляла 76–86 руб (с учетом транспортных расходов и потерь при транспортировке, которые, подчеркиваем, не были учтены при расчетах уровня пошлины). То есть, цены вполне сопоставимы с российскими, составляющими в среднем 72─84 руб.
А если посмотреть на качество, то:
– импортные свиньи калиброваны по размерам, что облегчает убой и переработку;
– у них больший, чем у российских, выход мяса с туши;
– высокий коэффициент мясности (от 56 % в Германии, 64 % в Дании, до 50 % – в Белгороде).
Иными словами, заводам по убою и первичной переработки эффективнее закупать живых свиней за границей, несмотря на трудности с транспортировкой и зачастую более высокую цену, потому что себестоимость мяса от таких свиней все равно ниже, а его качество выше, чем от российских.
Сейчас мы в основном работаем на российском сырье, но из-за его высокой стоимости и низкого качества снизили рентабельность с 12–16 % до 6–9 %, что ставит предприятия не на уровень дальнейшего развития, а на грань выживания. А главное, низкое качество российских свиней приводит к высокой себестоимости конечного продукта для потребителя
Несколько цифр могут наглядно показать общую картину. В то время как в 2009 г. в России было произведено около 700 тыс. тонн мяса (в тушах), объем ввоза живых свиней составил в перерасчете на туши около 91 тыс. тонн! А квота на ввоз мороженого мяса составила около 500 тыс. тонн в год. Иными словами, объем ввоза живых свиней находился в пределах 7 % от объема рынка сырья – неужели это количество так сильно мешает развитию российского свиноводства?
 
5. Запрет на ввоз мяса птицы из США обработанного хлором и последующее возобновление поставок
С января 2010 г. в связи с ужесточением санитарных требований были приостановлены поставки курятины из США. Американские производители куриного мяса на экспорт предлагали курятину, обработанную излишним количеством хлора, а вступившие в силу в России с 1 января 2010 г. санитарные нормы это не допускают. Кстати, новые российские нормы по содержанию хлора в куриных тушках соответствуют правилам Евросоюза.
Россия прибегла к самому популярному для большинства стран во время кризиса способу поддержки собственных производителей – введению заградительных барьеров для зарубежных поставок.
Отметим, что подобные меры принимает во время кризиса не только Россия. Например, с 2010 г. были введены тарифные квоты на импорт мяса в Казахстане. Пыталась ужесточить контроль импорта и Украина, но ей это не позволили как члену ВТО – припугнули зеркальными санкциями.
Отсутствие поставок американской курятины (до 2010 г. американская курятина занимала около 4/5 всего российского импорта мяса птицы и более 22 % суммарного потребления) привело к образованию дефицита, основную часть которого покрыли отечественные производители. Тем не менее, неблагоприятную конъюнктуру начали активно использовать российские операторы, и в результате цены на мясо выросли в среднем на 10 %.
В начале лета 2010 г. перед саммитом G20 Барак Обама и Дмитрий Медведев обсудили «куриный конфликт». В итоге противоречия были сняты и дело пошло. Вскоре последовало заявление Геннадия Онищенко о том, что поставки американской курятины в Россию возобновятся через 1,5–2 месяца. Импорт соответствующей продукции из США был разрешен с 16 августа 2010 г. после решения хлорной проблемы американскими производителями. «Зеленый свет» дан лишь 68 предприятиям из 87 американских компаний.
Рынок отреагировал моментально существенным снижением цены, который в первую очередь оценили отечественные мясопереработчики.
 
 
6. Сокращение квоты на импорт мяса птицы в 2011 г. до 350 тыс. т.
Правительство РФ в ноябре 2010 г. приняло решение о сокращении квоты на импорт мяса птицы на 2011 год до 350 тыс. т.
Ранее квота на мясо птицы на 2011 г. была установлена правительством в размере 600 тысяч тонн. В. Зубков отметил, что власти РФ постараются распределить поставки по квоте равномерно в течение года.
Импортная квота на курятину на 2012 г. пока составляет 550 тыс. т.
Но, как заявлял в октябре премьер-министр РФ Владимир Путин, Россия с 2011 г. может обходиться вообще без импорта мяса птицы, принимая во внимание значительный рост собственного производства.
 
Комментарий эксперта:
М. Л. Мамиконян, президент Мясного Союза России:
– Событием не только 2010 г., но и всего десятилетия, является способность аграрного сектора страны обеспечить рынок РФ птицей отечественного производства при полном отсутствии импорта.
Доказательная апробация этого потенциала отрасли стала возможна благодаря отсутствию поставок куриного мяса из США течении 10-и месяцев прошедшего года.
 
7. Вступление в силу закона о торговле
С 1 февраля 2010 г. вступил в силуФедеральный Закон № 381-ФЗ От 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»Период адаптации для ряда положений закона закончился 1 августа 2010 г. Однако производители, ретейлеры и представители власти до сих пор продолжают вносить поправки в документ.
Основная идея закона – открыть поставщикам продовольствия прямой путь к покупателю, отменяя плату за вход в розничную сеть и другие маркетинговые сборы ритейлеров. Но за год работы по новому закону воплотить ее не удалось. Это признают не только торговцы и их поставщики, но и сами законодатели. закон о торговле не защитил производителей продовольствия от давления розничных сетей.
В конце года Госдума утвердила административную ответственность за нарушение закона «О торговле». Спустя год с момента вступления в силу закона «О торговле» законодателям удалось определить размер санкций за его нарушение. За месяц обсуждения поправок к Кодексу об административных нарушениях величина максимально возможных штрафов для сетей и поставщиков выросла в пять раз – с 1 млн. до 5 млн. руб.
 
Комментарий эксперта:
            В. Деледивка, Генеральный директор мясокомбината «Окраина»:
– Это событие можно назвать разочарованием года. В первую очередь, этого закона ждали производители в плане изменения правил взаимоотношений между ними и сетевыми операторами. Принятие закона позволило многим сетям перейти к стандартизации условий в договорной базе. Но в целом, ожидания производителей и поставщиков не оправдались: сети по-прежнему диктуют условия и не стремятся разделять зону ответственности с поставщиком за принятый продукт.
 
Комментарий эксперта: 
 
            М. Л. Мамиконян, президент Мясного Союза России:
– 2010 г. стал первым годом, когда продовольственный рынок начал функционировать в условиях принятого закона, призванного гармонизировать отношения поставщиков и розничного сегмента.
Не разделяю мнение экспертов, считающих, что ничего не изменилось, наоборот, очень много стало более понятным и однозначным для тех, кто имел повышенные ожидания от внедрения в практику закона.
Жизнь (практика применения закона) позволяет изложить следующий ряд выводов:
- нарастающая избыточная рыночная сила «организованной розничной сети» и далее будет оставаться основным «аргументом» договорных отношений;
- поставщики (производители), если это не транснациональные компании, не должны заблуждаться относительно взаимоприемлемого сотрудничества в условиях избыточной «рыночной силы» розничных сетей;
Единственным прагматическим выводом в сложившихся условиях является компетентная переоценка производственными компаниями своей стратегии и тактики развития. В зависимости от рыночного положения, ресурсов, мотивированности и других критериев следует выбрать один из вариантов:
- выбрать стратегию локального лидерства;
- ориентироваться на производство под заказ – «частную марку»;
- являться центром консолидации отрасли, расти до объема и географии влияния по сопоставимости равному рыночному влиянию ряда розничных субъектов рынка;
- ориентироваться на продуктовую уникальность и специализированность, быть лидером в узкой нише.
 
8. Запрет оборота замороженной курятины
Глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко 3 ноября 2010 г. заявил о полном запрещении с 1 января 2011 г. оборота замороженного куриного мяса. Новость сразу начала обрастать догадками, слухами и страшилками о том, что половина птицефабрик свернет производство, не сумев вписаться в диктуемые рамки, возникнет дефицит на курятину, и цены соответственно резко подскочат. Постановление о запрете с 1 января 2011 г. на переработку «заморозки» было принято еще в 2008 г. и по замыслу давало производителям и переработчикам на подготовку к новым условиям работы 3 года. В нем, в частности, говорится:
«Не допускается использование мяса птицы, кроме охлажденного, для производства всех видов пищевых продуктов из мяса птицы».
Между тем в начале ноября 2010 г. Г. Онищенко выступил с заявлением, что с 2011 г. начнет действовать запрет и на розничную продажу замороженного мяса, хотя в постановлении об этом не было и речи. Участники рынка выдвигали различные предположения – как об ошибочности высказывания, так и о действительном введении жесткой нормы. Говорят, что запрет розничной торговли был дезавуирован Роспотребнадзором через два дня, правда не публично. А вот угроза полного запрещения переработки «заморозки» так и повисла над производителями дамокловым мечом. Именно поэтому производители мяса обратились к первому вице-премьеру российского правительства Виктору Зубкову с просьбой остановить инициативу Онищенко или хотя бы дать время мясокомбинатам для того, чтобы изменить технологический процесс. В результате 12 ноября 2010 г. Г. Онищенко утвердил еще один документ, «дополнение № 21 к СанПиН 2.3.2 1078-01», который на данный момент направлен для регистрации в Минюст.
Согласно этому дополнению, «не допускается использование мяса птицы, кроме охлажденного, для производства охлажденных натуральных полуфабрикатов из мяса птицы и пищевых продуктов, не прошедших термическую обработку».
 
Комментарий эксперта:
М. Л. Мамиконян, президент Мясного союза России:
– Это дополнение, которое, несомненно, облегчит участь производителей куриного мяса, трактуют по-разному. Некоторые местные производители считают, что с нововведением в деятельности птицефабрик абсолютно ничего не изменится, а переработчики мяса теперь всего-навсего не имеют право выдавать размороженных кур за охлажденных.
Но с другой стороны, под ограничения нового СанПиНа попадает около 15 % продукции: с 1 января 2011 г. из перемороженных кур запрещается делать сырой фарш, пельмени, сырые котлеты, а вот сосиски, колбасы, мясные консервы – это пожалуйста! Также к ряду продуктов детского, диетического питания и специальных продуктов для беременных и кормящих женщин, запрет на изготовление которых из замороженной курятины действует еще с 2010 г., теперь добавятся деликатесы. Правда, понятие «деликатес», не расшифровывается ни в одном официальном документе.
Однако считаю, что производителей нужно и дальше подталкивать и стимулировать к выпуску продукции из полноценного охлажденного мяса птицы, поскольку использование замороженного мяса было вынужденной мерой 90-х годов, и, конечно, бизнес привык и не хочет перестраиваться. Для кардинального изменения ситуации потребуется еще 3–4 года.
 
9.Отмена обязательной сертификации продуктов питания
С 15 февраля 2010 г. в России отменена обязательная сертификация целого ряда товаров, в том числе продовольственных. На смену обязательной сертификации пришла процедура добровольного декларирования производителями качества своих товаров. Эта мера рассматривалась как избавление промышленности от лишних административных барьеров, а во многих случаях и поборов. Однако многие эксперты опасаются появления в ближайшие годы на прилавках массы некачественных продуктов.
Согласно новым требованиям, чтобы производить какой-либо продукт, предприниматель не обязан предоставлять доказательства того, что он использует качественное оборудование, что у него имеется собственная лаборатория и компетентные специалисты. Ранее при получении сертификата все эти требования должны были быть выполнены. Сегодня производитель должен просто заявить о своем намерении выпускать тот или иной продукт и задекларировать его качество. Предприниматель получает декларацию с присвоенным ей номером, и затем в течение трех лет контролировать качество продукции он будет сам. Контроль возможен только со стороны специалистов Роспотребнадзора, которые могут приобрести продукцию в магазине для проведения тестов.
На сегодняшний день те сертификаты, которые уже получены производителями продуктов питания, и срок действия которых не истек, разрешены к использованию.
 
Комментарий эксперта:
Б. Е. Гутник, заместитель директора ВНИИ мясной промышленности имени В. М. Горбатова:
– Конечно, в результате нововведения пока никто не умер и не умрет. В то же время качество реализуемой в стране колбасы падало все последние годы, хотя обязательная сертификация была. По данным наших исследований, если в 2000 г. нарушения по ГОСТам имели около 10 % «Докторских» и «Любительских» колбас, то в 2005 г. – уже 50 %. А в настоящее время – и все 80 %.
По моему мнению, следовало бы ввести такой порядок: промышленников, уличенных в производстве некачественных товаров, первые два раза штрафовать, исчисляя штрафные суммы на основе рыночной стоимости объемов их продукции, а на третий раз – отбирать у такого владельца предприятие, впрочем, выкупая его по рыночной цене.
Р. Гурьевисполнительный директор ГК «Сибирская Аграрная Группа»:
– Отмена обязательной сертификации не выгодна ни потребителям, ни крупным производителем пищевой продукции. В подобном подходе, конечно же, есть логика: это упрощает выход на рынок новым предпринимателям и, соответственно, создает условия для более конкурентного рынка. Это попытка государства создать условия для саморегулирования рынка, чтобы ослабить влияние госорганов. Но, на мой взгляд, пока это несколько преждевременно: в России еще не сложилась достаточная культура производства, конкуренция все еще слаба. К примеру, в Европе или США предпосылки к саморегуляции рынка создавались десятилетиями. Какие производители придут на российский рынок в нынешних условиях – ответственные или нет, - никто никаких гарантий не даст.
Также нет гарантии, что специалисты Роспотребнадзора смогут охватить весь рынок, что каждый продукт может быть ими протестирован очень оперативно – для этого просто не будет организационной возможности. Соответственно, скорее всего, работать они будут по факту жалоб. А жалобы – это значит, что кто-то из покупателей уже остался неудовлетворенным продукцией или, не дай бог, получил отравление.
 
10. Резкий рост цен на говядину
В прошедшем г. продолжило снижаться производство говядины в России: с 1,741 млн т в 2009 г. до 1,715 млн т в 2010 г. и ожидаемого в 2011 г. 1,66 млн т.
Частично это падение объема связано с тем, что кормовая база крупного рогатого скота больше всего пострадала от летней засухи 2010 г. И если в условиях удорожания кормов, население активизирует забой скота, производство говядины существенно уменьшится в 2011 г.
Сокращение объема производства говядины наблюдается и во всем мире, что уже повлекло за собой рост цен на этот вид сырья. Цены на говядину выросли более чем на 25 процентов.
Государство выделяет средства на развитие сектора говядины.
Поручение разобраться с вопросом целесообразности