Анализ рынка колбасных изделий в России за 2014 год
На колбасном рынке существует достаточно узкая специализация по товарным группам, при этом каждая группа имеет свою целевую аудиторию и специфику развития. Во-первых, принято выделять продукцию «ежедневного спроса» (сосиски, сардельки, вареные колбасы и др.) и продукцию «периодического потребления», спрос на которую растет в праздничные дни (деликатесы).
Таким образом, говоря о структуре спроса на российском колбасном рынке, следует отметить существенный перевес в пользу более дешевой продукции. При этом эксперты прогнозируют усиление подобных тенденций в текущем году в силу подорожания колбасных изделий в связи с девальвацией рубля и введением продовольственного эмбарго.
Вместе с тем, говоря об отраслевой специфике российского колбасного рынка, стоит отметить, что по динамике производства последних пяти лет наблюдается его стабилизация: темпы роста/спада варьируются в пределах 2–3,5%, что свидетельствует о достаточно стабильном спросе со стороны населения на продукцию отечественных производителей.
Наибольшей популярностью пользуются колбасные изделия, в том числе фаршированные, на которые приходится 64% рынка, при этом объем производства продукции данного вида увеличился по итогам 2014 года на 5%. Объем внутреннего производства копченых колбасных изделий, напротив, по итогам прошлого года сократился на 0,24%.
Еще одно немаловажное обстоятельство заключается в том, что большую часть рынка колбасных изделий занимают отечественные компании. Доля импорта в общем объеме внутреннего производства составляет не более 2–3%, следовательно, продовольственное эмбарго не должно сильно отразиться на объеме предложения и затронет в большей степени продукцию премиального класса.
По итогам 2014 года суммарный объем внутреннего производства колбасных изделий составил 2,5 млн т, что на 3,12% больше, чем в 2013-м. Напомним, темпы роста внутреннего производства по итогам 2013-го демонстрировали отрицательную динамику и сократились на 2,4%.
В 2014 году объем российского рынка колбас (с учетом внешнеторгового оборота) составил 2541 тыс. т в натуральном выражении и 1161 млрд рублей – в стоимостном. При этом в стоимостном выражении рынок по итогам прошлого года вырос на 26,5% (в рублевом эквиваленте) при росте в натуральном выражении 3,1%. Подобный разрыв можно объяснить девальвацией рубля, введением продовольственного эмбарго и как следствие – ростом цен на сырье.
В 2013 году суммарный оборот Топ-10 российских производителей колбасных изделий составил 43,3 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2012-м на 20%. Однако все не так однозначно. Так у трех компаний, входящих в десятку крупнейших, зафиксирована отрицательная динамика чистой прибыли по итогам 2013 года при положительной динамике значений выручки, что может свидетельствовать об опережающих темпах роста себестоимости продукции и прочих затрат. Всего на территории России зарегистрировано 2123 компании. Десятка крупнейших по обороту компаний отрасли представлена в таблице 1.
*Примечание: динамика чистой прибыли не рассчитана для компаний, имеющих убытки хотя бы в одном из отчетных периодов.
Абсолютным лидером российского рынка колбасных изделий является ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод». По итогам 2013 года оборот компании составил 18,4 млрд рублей, что на 60,35% больше, чем в 2012-м.
За 2014 год объем импорта колбасных изделий на территорию России сократился в натуральном выражении на 4% по сравнению с 2013 годом и составил 50 тыс. т. Отрицательную динамику можно объяснить введением продовольственного эмбарго в августе прошлого года. При этом за счет девальвации рубля объем импорта в стоимостном выражении вырос по сравнению с 2013 годом на 53% и составил 9669 млн рублей (курс на конец 2014 года).
Крупнейшим импортером колбасной продукции на территорию России остается Беларусь. При этом, воспользовавшись политической и экономической ситуацией, она смогла упрочить свои позиции на российском рынке. Так по итогам 2014 года доля белорусского импорта составила 81% в стоимостном выражении против 57% годом ранее.
В 2014 году объем экспорта колбасной продукции российского производства составил 36 тыс. т, что на 2% меньше, чем в 2013-м. При этом в стоимостном выражении наблюдается рост (в пересчете на рубли) на 54%, что связано с процессами обесценивания рубля. Так по итогам 2014 года объем российского экспорта колбас в стоимостном выражении составил 5 млрд рублей (курс на конец 2014 года).
Крупнейшими получателями российских колбасных изделий являются страны постсоветского пространства: Казахстан (86% в стоимостном выражении и 36% – в натуральном), Абхазия (7 и 1,4% соответственно в стоимостном и натуральном выражении) и Азербайджан (5 и 2% соответственно в стоимостном и натуральном выражении).
Начиная с января прошлого года, цены на колбасные изделия демонстрируют рекордные темпы роста. Ценовой максимум был зафиксирован в декабре. Так средняя цена на колбасные изделия на конец 2014 года составляла 495,76 рублей/кг, что на 29,87% больше, чем за аналогичный период 2013-го.
При этом сильнее всего инфляционные изменения затронули цены на вареные и варено-копченые колбасы, которые можно отнести к низшему и среднему ценовому сегменту. Так средняя цена на вареную колбасу на конец 2014 года составила 310,54 рублей/кг, что на 18,84% больше, чем за аналогичный период 2013-го.
Вместе с тем следует отметить, что к концу года ценовая динамика замедлила темпы роста, что может свидетельствовать о стабилизации цен на определенном уровне после введения продовольственного эмбарго и обесценивания рубля.