МИС


АПК — локомотив экономики Украины. Какое "наследство" получил новый министр агрополитики?
03.03.2014

АПК — локомотив экономики Украины. Какое "наследство" получил новый министр агрополитики?

Сегодня агропромышленный комплекс Украины является локомотивом отечественной экономики. Однако неоднократно эксперты отмечали, что есть ряд проблем, которые стоят на пути дальнейшего развития отрасли. Именно тому «наследству», которое оставил Николай Присяжнюк новому министру аграрной политики и продовольствия Украины Игорю Швайке, посвящен данный материал.
 
Дерегуляция агрорынка и госпомощь
 
Сегодня ассоциации, представляющие интересы агробизнеса на государственном уровне, единогласно просят украинское правительство и парламент в первую очередь принять пакет антикоррупционных законов, которые позволят дерегулировать рынок зерна и облегчить ведение агробизнеса. В первую очередь, речь идет о законопроекте (№2459), который позволит отменить обязательную сертификацию зерна и продуктов его переработки, сертификацию зерновых складов на соответствие предоставления услуг по хранению зерна. При этом стоит напомнить, что эксперты не раз акцентировали внимание на том, что обязательная сертификация зерна осложняет перемещение и экспорт сельхозпродукции. Также профильные ассоциации просят отменить обязательный техосмотр сельхозтехники и ряд разрешительных документов. Это те проблемы, о которых говорится постоянно на протяжении нескольких лет, но к решению которых предыдущее правительство так и не подошло.

Кроме того, представители агросектора подчеркнули важность урегулирования проблем регистрации договоров на право аренды сельхозземель, из-за которых товаропроизводители не могут вовремя оформить обрабатываемые ими угодья. На сегодняшний день, если сельхозпроизводители будут полностью придерживаться украинского законодательства, они должны вывести из обработки 2 млн. га земель, на которые не были зарегистрированы в прошлом году права аренды. При этом искусственно созданные на законодательном уровне сложности при аренде земли порождают дополнительные возможности для коррупционеров. Так, согласно данным Украинской аграрной ассоциации (УАА), неофициальные платежи, связанные с оформлением различных документов, которые необходимы для регистрации этих договоров, составляют от 500 до 1 тыс. грн. за гектар.

В то же время, представители профильных ассоциаций обращают внимание главы Минагропрода, что агросектор продолжает нуждаться в тех льготах, которые ему предоставляет государство. В частности, речь идет о сохранении льгот по НДС и фиксированном сельхозналоге, поскольку они являются реальной помощью из госбюджета. В целом же, если говорить о госбюджете, то его необходимо пересмотреть. Так, председатель УАА Владимир Макар считает ненормальным, что из 8,5 млрд. грн., предусмотренных госбюджетом, 2 млрд. грн. составляют зарплаты сотрудников Минагропрода. Одним из выходов, по его словам, может быть сокращение сотрудников министерства и ведомств.
 
Урожай
 
2013 год стал для Украины успешным по показателям производства зерновых и масличных культур – 79,2 млн. тонн (согласно данным Госстата), из которых зерновые составляют 63 млн. тонн, масличные – 16,2 млн. тонн. Особенно стоит отметить, что таких результатов удалось достичь не за счет расширения посевных площадей, а за счет повышения урожайности. И, как отмечают многие эксперты, это еще не предел. Украина может еще вдвое нарастить валовой сбор зерновых.

Вот тут-то и кроется главная проблема. Объемы внутреннего потребления в Украине практически остаются неизменными (в среднем около 30 млн. тонн зерна ежегодно). Таким образом, около половины произведенного в 2013 г. зерна должно быть экспортировано. Судя по результатам первого полугодия 2013/14 МГ, в текущем сезоне зерновая логистика Украины справится с объемами экспорта. Однако для этого ей приходится задействовать все имеющиеся ресурсы. Поэтому вызывает большое сомнение возможность зерновой логистики обеспечить больший объем экспорта. 

Эксперты зернового рынка неоднократно обращали внимание предыдущего главы Минагропрода на необходимость способствовать на государственном уровне строительству инфраструктурных объектов (терминалов, элеваторов и пр.), мощности которых позволят хранить и отгружать большие объемы сельхозгрузов, а также расширения и модернизации транспортного парка (вагоны-зерновозы, грузовые автомобили, речные сухогрузы), которым эти грузы будут перевозиться. 

И если говорить об автомобильном транспорте, то нельзя не упомянуть о плачевном состоянии автодорог, об ограничении движения большегрузных автомобилей по дорогам общего пользования при температуре воздуха свыше +28° с 10:00 до 22:00 (эта норма, как правило, действует именно в период уборочной кампании, когда автотранспорт так необходим всем сельхозпроизводителям) и о повышении штрафных санкций за перегруз. Конечно, проблемы транспорта преимущественно находятся в компетенции Мининфраструктуры, однако для обеспечения стабильной деятельности аграриев Игорь Швайка также должен будет взять их на контроль и найти совместно с министром инфраструктуры Максимом Бурбаком пути их решения. Кроме того, решение проблем зерновой логистики требует значительных капиталовложений, поэтому новому главе Минагропрода предстоит нелегкая задача – найти и привлечь инвесторов.

Что же касается масличного сектора, то сегодня в Украине сложилась ситуация, когда объемы производства масличных не могут заполнить мощности по их переработке. В частности, речь идет о подсолнечнике, производство семян которого составляет около 11 млн. тонн, а мощности по переработке – более 13 млн. тонн. Это позволило Украине занять лидирующее место на мировом рынке по экспорту подсолнечного масла. Единственное, что, по мнению большинства экспертов, может нарушить стабильное развитие промышленности по переработке подсолнечника, – отмена экспортных пошлин на масличную. Соответствующие законопроекты не раз регистрировались в украинском парламенте, но, к счастью, поддержки не получили. Развитие животноводческой отрасли будет способствовать пусть и не столь существенному, как хотелось бы, но все-таки увеличению доли внутреннего потребления зерновых. Конечно, к заслугам предыдущего руководителя Минагропрода можно отнести ряд правительственных программ по предоставлению дотаций животноводам. 

Однако если будет пересмотрен госбюджет на 2014 год, не исключено, что финансирование этих программ будет существенно сокращено. Возможно, выход на мировые рынки животноводческой продукции позволил бы отрасли, как говорится, держаться на плаву. Но для этого необходимо приложить много усилий, чтобы привести стандарты качества и безопасности продукции, а также технологию производства в соответствие с мировыми требованиями. Приходится констатировать, что в этом вопросе успехи нашей страны весьма скромные. Но с учетом условий развития отрасли выход украинской курятины на рынок стран ЕС (пусть и не в большом объеме) можно считать первым шагом на этом сложном пути. В своих последних интервью Н.Присяжнюк сообщил, что в Украине находится делегация из Китая, которая изучает вопрос возможности поставок украинской курятины на рынок КНР. Получение соответствующих фитосанитарных сертификатов будет столь же важным для животноводов, как в свое время для растениеводов были фитосанитарные сертификаты на экспорт кукурузы.
 
Экспорт
 
В продолжение темы о Китае и кукурузе, экспортируемой в эту страну. Перед новым правительством возникла сложная проблема – восстановить доверие такого важного стратегического партнера, как КНР, поскольку, как сообщил премьер-министр Украины Арсений Яценюк, Китай подал на Украину иск в Лондонский арбитражный суд с просьбой возместить $3 млрд. в связи с тем, что ГПЗКУ не осуществила поставки кукурузы в полном объеме согласно подписанным торгово-кредитным соглашениям. Согласно официальным данным, поставки кукурузы в Китай в текущем сезоне за октябрь-январь составили всего лишь 301,5 тыс. тонн.  При этом в ГПЗКУ сообщали, что в КНР экспортировано за первую половину 2013/14 МГ 2 млн. тонн, что соответствует графику отгрузок корпорации.

Кстати, в УАА считают, что новое руководство должно обнародовать детали достигнутых на сегодняшний день договоренностей по сотрудничеству с КНР и Саудовской Аравией, поскольку кроме заявлений, по сути, ничего о них не известно. В целом, межгосударственное сотрудничество, как отмечают в ассоциации, должно быть переведено в открытый публичный формат.
В целом же, представители аграрных ассоциаций отмечают, что новому министру стоит продолжать курс на расширение рынков сбыта, поскольку это обеспечивает приток иностранной валюты в экономику страны.
 
Земельная реформа
 
О необходимости проведения земельной реформы, которая позволила бы открыть рынок земли, говорило не одно правительство. Однако «воз и ныне там». Единственное, что в этом направлении было сделано, в частности последним составом Кабинета министров Украины, – создание Государственного земельного банка. Однако те полномочия, которые были делегированы этому финучреждению, вызвали недовольство, в первую очередь сельхозпроизводителей. Так, по сути, как отмечали эксперты, украинская модель земельного банка предусматривает создание монополиста на рынке земли, который к тому же обладает первым правом выкупа земли из аренды. Однако, несмотря на многочисленные заявления, Госзембанк Украины фактически не заработал ни осенью 2013 г., ни к начала 2014 г., и не известно, как сложится деятельность банка в т.г., поскольку для этого необходимо провести инвентаризацию более 10,5 млн. га сельхозземель, которые будут переданы в управление финучреждения. Но вот средства в госбюджете-2014 для инвентаризации сельхозземель не предусмотрены. К тому же, как отметил министр финансов Украины Александр Шлапак, в ближайшее время бюджет будет пересмотрен, и вряд ли в нем будет предусмотрена статья расходов на инвентаризацию сельхозземель, что, в свою очередь, задерживает на неопределенный срок начало полноценного функционирования ГЗБ.

Что же касается самого рынка земель, то мораторий на куплю-продажу земель еще не отменен и звучат предложения продлить его до 2025 г.

Существует еще один начатый проект в сфере земельных отношений, который может оказать существенное положительное влияние на развитие украинского сельского хозяйства, поскольку будет снижать риски растениеводческой деятельности, –  восстановление оросительных систем в южных областях Украины. Однако судьба и этого проекта сейчас в подвешенном состоянии, поскольку, во-первых, планировалось привлечение иностранных инвестиций под госгарантии, а во-вторых, одним из инвесторов должен был стать Китай.
 
Все вышеизложенное на самом деле лишь вершина айсберга тех задач и проблем, которые предстоит решать новому министру аграрной политики и продовольствия Украины Игорю Швайке. Но это именно те проблемы, с которыми аграрии неоднократно обращались к его предшественнику, но так и не были им услышаны. Агропромышленный комплекс сейчас практически единственная отрасль экономики, уровень развития которой позволяет ей с минимальными потерями переносить сложность текущей ситуации, поэтому задача перед главой Минагропрода сегодня одна – сохранить то, чего уже удалось достичь, и позволить сектору развиваться самостоятельно, устранив барьеры на этом пути.
Автор:  Алина Стежка
Источник:  www.apk-inform.com