МИС


22.05.2012

Дошла очередь до индейки. Группа «Черкизово» выходит на новый для себя рынок мяса индейки

Группа «Черкизово» выходит на новый для себя рынок мяса индейки. Несмотря на небольшие объемы этого рынка, рентабельность бизнеса на нем — одна из самых высоких в производстве мяса
Дошла очередь до индейки. Группа «Черкизово» выходит на новый для себя рынок мяса индейки
Технология производства индюшатины сходна с технологией производства мяса бройлеров
Фото: Олег Сердечников

Крупнейший в России производитель мясной продукции группа компаний «Черкизово» начинает развивать новое направление — производство индюшатины. Свой новый проект компания будет реализовывать совместно с лидером на рынке мяса индейки в Испании компанией Grupo Fuertes, с которой «Черкизово» создало совместное предприятие «Тамбовская индейка». Масштабный производственный комплекс в ближайшее время начнут возводить в Тамбовской области. Инвестиции в проект составят более 100 млн евро, или 4,5 млрд рублей.

В планах компании не только завоевать ведущие позиции на этом направлении, но и благодаря индейке укрепить свое положение крупнейшего игрока мясной отрасли. «Мы уже входим в тройку лидеров на рынках куриного мяса, свинины и продуктов мясопереработки, — говорит генеральный директор компании СергейМихайлов. — Сейчас наша задача — стать лидером и на быстрорастущем рынке мяса индейки».

Не на пустом месте

На участке площадью 5 тыс. га компания намерена создать предприятие полного производственного цикла: здесь будут построены инкубаторы, площадки для откорма, доращивания, убоя, переработки. Предусмотрено и строительство комбикормового завода. Запуск предприятия запланирован на 2014 год. На полную мощность — 25–30 тонн индейки в убойном весе — компания выйдет в 2015 году. В дальнейшем производственная мощность должна увеличиться до 50 тыс. тонн. Финансировать проект «Черкизово» и Grupo Fuertes станут из собственных и кредитных средств, а строительство инфраструктуры уже взяла на себя местная администрация. Ожидается, что вложения окупятся примерно за восемь лет.

Интерес к этому бизнесу вызван прежде всего растущим спросом на индюшатину на отечественном мясном рынке. По словам г-на Михайлова, ежегодно население увеличивает потребление мяса индейки на 20%, а переработчики — более чем на 40%. При этом рынок далеко не насыщен. Ежегодно на одного россиянина приходится 0,7 кг индейки, тогда как в Европе средний показатель — 4 кг. В США, Израиле, Бельгии съедают порядка 7 кг. По оценкам Мясного союза России, на российском рынке потребление может увеличиться в семь-восемь раз.

В пользу отечественных производителей играет и факт сокращения доли импорта. По данным компании inFOLIO Research Group, в последние четыре года главной тенденцией на рынке мяса индейки стало сокращение доли иностранной продукции в общей структуре предложения — в среднем на 40% в год. Сейчас доля импорта составляет примерно 30%. Прежде всего импортная продукция — это замороженные части тушек и субпродукты, которые используются в мясопереработке.

На фоне высокого спроса и снижения доли импорта привлекательной выглядит ценовая конъюнктура рынка. Цены на продукцию из мяса индейки сейчас выше, чем, например, из курицы, что не может не радовать производителей. Наиболее ценная часть тушки — грудка, в основном она пользуется популярностью у жителей крупных городов и продается в охлажденном виде. Цены на грудку индейки в разных регионах могут составлять от 300 до 500 рублей за килограмм, иногда это втрое дороже грудок бройлера. При этом на грудку приходится 30–40% тушки индейки.

Продажа грудок покрывает расходы производителей на остальные, не так хорошо реализуемые части тушки — крылья, голени и бедра, которые пользуются популярностью в низком ценовом сегменте, а у переработчиков идут на механическую обвалку, то есть используются как сырье для производства ветчины, сосисок, котлет.

Индюшиный бизнес можно сравнить с производством бройлера. Конечно, по объемам производства в России эти рынки совсем разные — 100–120 тыс. тонн мяса индейки против 3 млн тонн курятины в 2011 году. Однако технологии выращивания этих птиц очень схожи. И в этом отношении опыт «Черкизово» по выращиванию бройлеров пригодится.

Более высокие цены на продукцию обеспечивают производителям индейки более высокую рентабельность по сравнению с курятиной. Так, средняя рентабельность по мясу бройлеров сегодня составляет 8–12%, в успешных компаниях она достигает 15–20%. Что касается мяса индейки, то даже у средних компаний рентабельность превышает 20%. Если говорить о группе «Черкизово», то в своем новом проекте они ориентируются на рентабельность по EBITDA выше 30%.

Примечательно, что конкуренция на рынке мяса индейки сегодня невысока. Лидером является компания «Евродон», которая занимает треть рынка, имея производственные мощности более чем на 30 тыс. тонн индюшатины в год. По объемам «Евродон» превосходит крепких середнячков — «Краснобор», «Сибирскую губернию», Егорьевскую фабрику, Башкирский птицекомплекс им. Гафури. Остальные предприятия — это в основном небольшие сельхозпроизводители, в год поставляющие на рынок не более 3 тыс. тонн мяса индейки. Довольно много индеек выращивают на юге России и в регионах Поволжья, в домашних подсобных хозяйствах, но, как правило, это мясо обеспечивает лишь нужды местных потребителей.

На руку «Черкизово» сыграет и то, что компания будет работать совместно с лидерами испанского рынка. «Наше главное преимущество заключается в синергии, — рассуждает Сергей Михайлов. — Grupo Fuertes — партнер с огромным опытом в технологиях, стандартах производства. У нас тоже большой опыт работы на мясном рынке: свои мясоперерабатывающие заводы, своя дистрибуция. Мы сможем быстро вывести готовую продукцию на рынок. Для этого нам не потребуется выстраивать отдельные логистические цепочки, потому что они у нас уже есть».

Плюсом «Черкизово» может оказаться и выбранная география распространения мясной продукции — компания не идет далеко в регионы, а сосредоточена на крупнейших рынках сбыта. «Охлажденную индейку мы будем распространять в Центральном регионе России, потому что у этого продукта “короткое плечо” доставки, примерно 300–400 километров от предприятия. А полуфабрикаты и замороженное мясо индейки пойдут на более дальние расстояния», — рассказывает Сергей Михайлов. Сегодня продукция «Черкизово» представлена в основном в столице, а также в ближайших областях — Тамбовской, Липецкой, Пензенской.

Перспективная ниша

Новый проект для группы «Черкизово» придется очень кстати. Как известно, это публичная компания, ее акции котируются на Лондонской фондовой бирже (LSE) и на ММВБ-РТС. Помимо собственно птицеводческого, свиноводческого или мясоперерабатывающего бизнеса для компании важна постоянная диверсификация и запуск новых мощностей для повышения своей капитализации. В последние годы группа активно скупала птицеводческие активы — «Куриное царство», «Моссельпром», ряд небольших предприятий. Однако сегодня покупать птицеводческие хозяйства стало сложнее, потому что у большинства из них низкая рентабельность, и это может потянуть вниз финансовые показатели группы.

В прошлом году рентабельность птицеводческого бизнеса у «Черкизово» начала снижаться: согласно финансовой отчетности компании за 2011 год, с 14,9% в 2010 году до 10,4% в 2011-м. Вызвано это в первую очередь ухудшением рыночной конъюнктуры. В птицеводстве уже появились признаки перепроизводства, которого так опасались отечественные производители. На протяжении последних двух лет цены на мясо бройлеров стагнируют, и это при том, что за тот же период импорт сократился почти вдвое. Неоднозначной выглядит ценовая ситуация и на рынке свинины. Из-за ожидаемого вступления России в ВТО ряд компаний начинает отказываться от запланированных инвестиционных проектов, опасаясь снижения доходности.

В этих условиях компания ищет новые ниши для развития, и такой нишей, в частности, является производство индюшатины. Впрочем, компания приходит не на пустой рынок, и конкурировать ей придется прежде всего с основным российским производителем — компанией «Евродон», которая в свое время и создала рынок индюшатины в стране. «Сейчас мы номер один по индейке в России, а через несколько лет, когда мы запустим наш новый проект (стоимостью 18 миллиардов рублей и мощностью 60 тысяч тонн в год), мы станем и первыми в Европе», — обещает генеральный директор «Евродона» Вадим Ванеев. По его мнению, в будущем предприятие группы «Черкизово» может стать одним из крупнейших производителей мяса индейки, однако даже заявляемый объем на первом этапе уступает действующему комплексу «Евродона».

Конкурентами «Черкизово» станут и другие производители: только за последние полтора года заявлено свыше 30 проектов совокупным объемом производства около 500 тыс. тонн. «Это очень много, — считает вице-президент Международной программы развития птицеводства Альберт Давлеев. — Если эти проекты будут реализованы, то мясо индейки будет продаваться по более низкой цене, чем сейчас. Многое зависит от того, какие цифры заложены в бизнес-планы инвесторов, которые выходят на производство мяса индейки. Если они берут цены сегодняшнего дня и рассчитывают вернуть свои инвестиции через семь-восемь лет, то это ошибка. В конечном итоге, если все ринутся в этот сегмент, произойдет то же, что сейчас происходит на рынке бройлеров».

В то же время, по мнению президента Мясного союза России Мушега Мамиконяна, надо говорить скорее не о внутриотраслевой, а о межотраслевой конкуренции, и «Черкизово» придется заниматься популяризацией мяса индейки. Предпосылки к этому есть. Индюшатина может вытеснить другие виды мяса: говядину — по причине ее дороговизны, свинину — по религиозным соображениям (индейка считается кошерной едой в иудаизме и халяльной в мусульманстве); кроме того, индейка считается более полезной для здоровья, чем курятина.

Помимо общего снижения стоимости продукции мясной группы основные риски проекта связаны и с ценами на корма. В птицеводческом бизнесе их доля составляет от 50 до 70% в себестоимости производства. В этом отношении строительство комбикормового завода, предусмотренное в проекте «Черкизово», — положительный момент. Однако гораздо более значимой может оказаться общая рыночная конъюнктура, которая постоянно меняется и может снизить доходность бизнеса. К примеру, в настоящее время в Ставропольском крае наблюдается набег саранчи, что впоследствии может привести к гибели посевов и росту цен на корма, и это потянет за собой рентабельность птицеводческого бизнеса.

В целом аналитики рынка оптимистично смотрят на этот проект. Пусть «Черкизово» пока и новичок в производстве мяса индейки, но заметный игрок в мясной отрасли, имеет целый ряд сильных предприятий, развитую переработку и логистику. Очевидно, что компания довольно быстро освоит стандарты производства, будет пользоваться преимуществом своей вертикальной интеграции, собственными финансовыми ресурсами и опытом. Благодаря этому проект может оказаться более успешным и эффективным, чем у других производителей мяса индейки.

Производство мяса индейки растут, а импорт снижается

Дошла очередь до индейки. Группа «Черкизово» выходит на новый для себя рынок мяса индейки

Автор:  Софья Инкижинова, Фото: Олег Сердечников
Источник:  Expert.ru