МИС

Аналитика


Колбасные истории
05.09.2011

Колбасные истории

По данным «РБК. Исследования рынков», увеличение доходов россиян в прошлом году позволило им покупать больше колбас и колбасных изделий, чем в кризисный период 2008-2009 годов. По итогам 2010 года потребление этих продуктов выросло на 7,6%. При этом, средние затраты на покупку колбасных изделий составили 2 705,6 рублей за год.

Лучшая рыба – это колбаса
Ответом на рост потребления стал рост объемов производства колбасных изделий. В целом по стране они выросли на 7,7% по сравнению с предыдущим годом. Наибольший сегмент рынка колбас по-прежнему принадлежит фаршированным колбасным изделиям (вареные колбасы, сосиски, сардельки). Увеличилась доля производства копченых колбасных изделий, т. е. население стало покупать более дорогую колбасную продукцию.
Положительная динамика производства наблюдалась во всех без исключения федеральных округах России. Самый существенный рост был зафиксирован в Центральном и Сибирском федеральных округах. На первом месте по объемам производства по-прежнему находится Центральный федеральный округ. По итогам 2010 года в нем было выпущено более 40% отечественных колбасных изделий.
Особенностью российского производства колбасных изделий является сосредоточенность крупнейших производителей в Москве и Московской области. Этот факт объясняется тем, что уровень жизни здесь значительно выше, чем в других российских регионах, поэтому население может позволить себе покупать более дорогостоящую продукцию.
Согласно исследованию РБК, доля импортных колбас на отечественном рынке очень мала и продолжает сокращаться, в 2010 году она составила чуть более 0,3%. Существенно выросла цена импорта, по итогам года она достигла почти 4 тыс. долларов за тонну колбасных изделий.
Экспортируется чуть более 1% произведенной в России продукции. Таким образом, практически вся произведенная продукция идет на внутреннее потребление.
По прогнозам «Экспресс-Обзор», в этом году объемы рынка будут продолжать расти, так как будет увеличиваться объем выпускаемой продукции.
 
Оболочка, приближенная к натуральной
Рост объемов производства и потребления колбасных изделий естественным образом отразился и на упаковке продукта.
Многие производители ищут решения, позволяющие приблизить колбасную оболочку к натуральной как по своим свойствам, так и по внешнему виду, которая будет стоить дешевле. Так, с июля 2011 года Группа компаний «Тавр» (Ростов) начала выпуск вареных колбас «Докторская», «Любительская» и «Сливочная» в белковой оболочке. Новая оболочка вареных колбас по своим свойствам наиболее приближена к натуральной. По сравнению с полиамидной эта оболочка имеет явное преимущество: теперь колбасу можно коптить, что делает вкус более ярко выраженным. Копчение производится очищенным дымом, полученным после сгорания опилок твердых пород дерева, в то время как большинство мясоперерабатывающих комбинатов используют «жидкий дым», сообщили в компании.
«Докторская», «Любительская» и «Сливочная» в белковой оболочке имеют удобный формат: вес каждого батона колбасы 0,9-1 кг. Все колбасы продаются в упаковке флоупак, позволяющей хранить продукт в течение 30 суток.
Специалисты компании уверены, что вареные колбасы в белковой упаковке займут прочные позиции в рознице сетевого формата, в том числе за счет оптимального соотношения цены и качества – они дешевле аналогов в натуральной оболочке. Кроме того, вареные колбасы в белковой оболочке – перспективный, развивающийся сегмент рынка. По данным компании, доля продукта на рынке ЮФО составляет 0,6%, тогда как на Московском рынке – 19%.   
Продвижение новинок будет производиться за счет дегустаций, как для торгового персонала, так и для потребителей в точках продаж. В «Тавровских мясных лавках» (магазинах фирменной сети компании «ТАВР») продукция будет маркирована зелеными ценниками.
А компания «Логос» (Санкт-Петербург), поставщик колбасных оболочек чешского произодителя DEVRO (торговая марка Cutisin), сообщила о том, что с июля 2011 года прекращает выпуск оболочек типа CRQ калибров 24, 32 и 36. В то же время, на новой линии начат выпуск оболочек типа CMQ аналогичных калибров. Основным отличием оболочек CMQ от CRQ является внутренний радиус (изгиб), который составляет 22 см у CRQ и 15 см у CMQ, что делает новый тип еще более похожим на натуральную череву.  Также завод DEVRO продолжает выпускать оболочки типа CRQ 40 и 43 калибров.
Кроме того, в апреле компания «Логос» представила новинку – текстильные непроницаемые оболочки «Вискофлекс» (VISCOFLEX). Оболочка предназначена для производства вареных колбас, а также зельцев, продуктов в желе и паштетов. Благодаря широкому выбору форм и цветов материала и печати на оболочке, «Вискофлекс» позволяет найти индивидуальное решение для упаковки.
К преимуществам оболочки производитель относит: привлекательный внешний вид, большую механическую прочность, разнообразие форм, возможность клипсования и ручной вязки, возможность нанесения печати, легкая снимаемость, отличные гигиенические характеристики по сравнению с натуральными оболочками, более длинные сроки хранения по сравнению с натуральными оболочками, а также малые потери веса.
 
«Несерьезная» колбаса
С увеличением спроса на колбасные изделия растет и конкуренция, что подталкивает производителей к поиску новых, необычных решений. Одно из них принадлежит мясокомбинату «Таврия», который в июле выпустил в Челябинске колбасу в виде полосатого жезла, который используют автоинспекторы. Эта акция приурочена к 75-летию ГАИ.
Колбаса носит название «ГАИ Патрульная». В день Госавтоинспекции, 3 июля, она пользовалась у сотрудников ГИБДД большой популярностью: ее закупали оптовыми партиями. Розничная цена одного килограмма полосатой колбасы составляет порядка 245 рублей.
Генеральный директор комбината «Таврия» Олег Кобзев уверяет, что «Патрульная» идет хорошо и у покупателей, которые не работают в полиции. Однако портал Ura.Ru приводит другие данные: интернет-издание отмечает, что обычные люди относятся к «Патрульной» с подозрением из-за ее «несерьезного вида».
Как сообщает портал Unipack.Ru, Кобзев рассказал также, что планы выпустить «гаишную» колбасу вынашивались давно. Их реализации мешало отсутствие у производителей упаковки черно-белой пленки.
Директор комбината «Таврия» поделился проектом по выпуску колбасы в форме футбольного мяча. Этот продукт, по его словам, может быть выпущен к футбольному первенству (к какому именно, мировому или европейскому, Кобзев не уточнил).
 
Упаковка для салями – WorldStar 2010
Всемирная организация упаковки (World Packaging Organization, WPO) присудила турецкому производителю мясных продуктов Namet награду WorldStar 2010 в категории «Продукты питания».
Жюри отметили качество и дизайн упаковки для «Венгерской салями». Двухсекционная, повторно закрывающаяся упаковка на 200 граммов произведена компанией Südpack. Официальное награждение состоялось 17 мая 2011 года на выставке Interpack 2011 в Дюссельдорфе.
Упаковка состоит из повторно закрывающейся крышки, при производстве которой использовалась пленка Multipeel AV 106 и высокобарьерной основы ecopet V 300 из материала APET. Ecopet идеально подходит для термоформованной упаковки мяса и сыра. На упаковку нанесена флексопечать. Упаковка состоит из двух секции, которые легко отделяются друг от друга по линии перфорации.
Основа упаковки сужается к концу. Таким образом, даже при вертикальной выкладке на полке нарезанная колбаса не съезжает вниз.
«Это, действительно, очень удобная современная упаковка, – приводит мнение заместителя генерального директора по маркетингу ЗАО «ТД «Талина» Александра Зайцева портал Unipack.Ru. – Она будет развиваться в России в ближайшие годы. Пока подобные виды упаковки можно увидеть в основном в крупных мегаполисах, но удобство, простота, привлекательный внешний вид, безусловно, будут востребованы и в регионах РФ. Возможность вертикальной выкладки (при этом, продукт не съедет вниз) интересная находка, которая найдет свое применение в продуктовой сфере».
По словам второго эксперта портала, специалиста по упаковке «Атриа Россия» (ООО «Пит-Продукт» и ООО «МПЗ «КампоМос»») Дмитрия Чернышова, многократно закрывающуюся упаковку (МЗУ) для продуктов из мяса в нарезке компания «Атриа Россия» запустила на российском рынке в 2007 году. А финские коллеги сделали это еще раньше. «Кстати, в 2008 году наша МЗУ стала победителем конкурса «Гранд-Звезда Россия» и обладателем награды «WorldStar-2008», – отмечает Дмитрий Чернышов. – Поэтому мне сложно назвать упаковку турецкого производителя инновационной. Единственное нововведение данного производителя – это линия перфорации, по которой отрывается упаковка, но для колбасных изделий мне не кажется она столь необходимой, как, например, в случае йогуртов. Обычно колбасу в нарезке берут в количестве одной пачки на одну семью, поэтому и вес продукции – 200 грамм. Те, кому необходимо большее количество колбасы, возьмут или две пачки, или упаковку с более глубокой вытяжкой и, соответственно, с большим весом. Также, на мой взгляд, высока вероятность того, что недобросовестные рабочие или покупатели могут ломать упаковку по линии перфорации, оставляя часть упаковки со штрих-кодом и используя вторую половину (без штрих-кода) по своему усмотрению».
 
Отвечая традиционным ожиданиям
Стремясь отвечать традиционным ожиданиям потребителей, можно пойти разными путями. Например, «ТАВР» вывел на рынок новый демократичный бренд. Колбасная продукция под брендом «Семейная традиция», в основе которого лежит принцип оптимального соотношения цены и качества, появилась на полках магазинов в апреле 2011 года.
Ассортиментный ряд бренда включает вареные, полукопченые, ливерные колбасы, сосиски, сардельки, продукцию из свиного шпика. Вся продукция изготавливается из качественного мясного сырья с использованием натуральных специй и пряностей. Доступная цена формируется за счет отсутствия затрат на рекламу и продвижение бренда.
Бренд «Семейная традиция» создан для хозяек, главным приоритетом в жизни которых являются близкие люди и домашний очаг. Широкий ассортимент продукции бренда позволяет не только обеспечить полноценное и разнообразное питание для всех членов семьи, но и дает возможность для кулинарных экспериментов.
Дизайн упаковки разработан с учетом основных семейных ценностей и выполнен в ретро-стиле.
Тестовые продажи продукции бренда «Семейная традиция» показали, что лидерами ассортиментной линейки должны стать колбасы «Докторская особая», «Молочная особая», «Телячья особая», «Сервелат Славянский», «Пикантная».
Между тем, мясокомбинат «Клинский» в апреле провел редизайн упаковки всего ассортимента продукции и рестайлинг фирменного логотипа. Агентство, разработавшее новый дизайн, – BQB.
Целью проекта было выработать единую визуальную структуру упаковки для всех категорий бренда, в том числе сырокопченой колбасы, и усилить премиальную составляющую. Предложенное визуальное решение состоит из четырех неизменных компонентов: более современного и лаконичного логотипа, клинообразной формы этикеток, авторской гравюры и принципиально разной типографики для каждой ассортиментной линейки.
В результате, для мясокомбината «Клинский» создан новый лаконичный дизайн, вполне соответствующий традиционным ожиданиям потребителей, а также заложена основа для дальнейшего расширения линеек и товарных групп бренда.

Виктория Загоровская  

www.sfera.fm