МИС

Портал "Скотоводство"


Мушег Мамиконян: Новогодний меморандум по итогам 2013 года
16.01.2014

Мушег Мамиконян: Новогодний меморандум по итогам 2013 года

Мясо-Портал подводит итоги уходящего года и готовит традиционный ежегодный аналитический обзор "20 главных тем и событий в мясном бизнесе".

Мы предложили участникам рынка составить свой собственный рейтинг, ответив на вопрос "Какие 10 тем и событий в отрасли стали определяющими в 2013 году для вас и вашей компании?  Как эти события отразились на вашем производстве и вашем бизнесе?".   

Представляем вашему вниманию рейтинг главных тем и событий в мясной отрасли председателя Мясного совета Единого экономического пространства Мушега Лорисовича Мамиконяна:


Подведение промежуточных итогов - очень полезная  работа для совершенствования знаний, но особо полезна для обобщения и систематизации некоторых ощущений, выявления перспективных инициатив.

1) Критика обществом чиновников стала избыточна, превышает необходимую разумность и вводит их в ступор, в положение защищающихся, а не инициаторов полезных управленческих решений с расправленными плечами, с позиции готовности учитывать новые предложения. В такой ситуации в ведомствах нарастает количество формальной «отписки», а на круглых столах, в рабочих группах все больше демагогии и меньше конструктивности.

Нарастание принципа приоритетности формы над содержанием, на наш субъективный взгляд, усиливает внутриведомственные и межведомственные бюрократические процедуры, не стимулирует чиновников принимать на себе некоторые «люфтовые» риски при принятии решений, с точки зрения разума и здравого смысла. Но, что еще более вредно для роста отрасли: снижается скорость, своевременность принятия корректировок, которые нужны по многим направлениям, так как меняется парадигма развития отрасли относительно той, что считалась выверенной еще год - два тому назад.

В первую очередь, надо отметить общее системное снижение «управленческой мобильности», это относится как к национальным (РФ), так и к наднациональным (ТС) регуляторам мясного рынка.

Одна из причин ухудшения «управленческой мобильности» объективна, понятна и пока еще терпима, она связана с переходом ряда функций регуляторов в ЕЭК - наднациональный орган ТС. Однако надо сказать, что в этом органе видны действия по поиску компромиссов, работы с независимыми экспертами, а решения ЕЭК чаще опираются на полезные рекомендации.

2)  На наш взгляд, совершенно очевидно и важно подведение промежуточных итогов реализации целей, намеченных в «Доктрине продовольственной безопасности». Это нужно для переоценки и возможного пересмотра некоторых параметров. 

Давно пора отказаться от «товароведческого» видения и трактования  намеченных показателей, укоренившихся со времен «идеологического планирования» и подменяющих фундаментальные стратегические цели. Следует перейти к более основательным критериям, которыми необходимо, на наш взгляд, руководствоваться в Доктрине о продбезопасности. К примеру, использовать такие фундаментальные понятия как: производство/экспорт/импорт белков растительного / животного происхождения, или (термины рынков)  красного и белого мяса, взамен прямых количественных критериев, поименованных по типам сельскохозяйственных животных.   

Это вопрос не только терминов! Мы очень недооцениваем возможности, которые мы могли бы получить от таких изменений в методологии стратегического планирования, социально ответственного бюджетирования, создания условий для стимулирования экспорта, а также общего роста эффективности как подотраслей, так и всей мясной отрасли РФ и стран ТС. 

Примером негативного влияния на рынок мяса и поддержания «состояния неопределенности», для инвесторов в животноводстве, является все более рельефное несоответствие  текущих возможностей бюджета с параметрами, заложенными в госпрограмме на 2013-2020гг.  В сложившихся условиях нужны быстрые обсуждения и решения для приведения в равновесие целей и необходимого финансового обеспечения для достижения этих целей.

3) Cтратегию развития птицеводства и животноводства необходимо перевести в модель «рыночного органического роста». Это означает, что поддержка госпрограммой по субсидированию ранее выданных кредитов должна продолжаться. Господдержка средствами «развития» на новые проекты (которые ранее предусматривались до 2015 и 2017 годов) в птицеводстве и животноводстве должна быть приостановлена, за исключением финансирования следующий направлений:

- проектов эффективных инвесторов с целью выкупа залоговых активов неэффективных заёмщиков у банков-участников госпрограммы;
- проектов (компаний), развивающих современные генетические программы совершенствования животных;
- проектов по развитию подотраслей промышленного птицеводства и свиноводства на Дальнем Востоке и в Амурской области;
- проектов молочной отрасли, при этом сократить, временно приостановить новые проекты финансирования мясного скотоводства.

4) Внешнеполитическая, успешно реализуемая составляющая действий руководства РФ несколько опережает возможности экономического осмысления и нормативных согласованных действий для получения интеграционных плюсов – синергетического эффекта.

К примеру: пока многие подотрасли стран ТС остаются конкурентами, что не способствует росту общего уровня конкурентоспособности самого мясного сектора. Это связано с тем, что сектор животноводства во всех странах ТС является получателем средств Господдержки, как в большинстве государств мира.

Предлагается срочно вступить в переговорный процесс с правительствами стран ТС, с целью создания общей модели господдержки животноводства и птицеводства в рамках ЕЭП, опирающейся на разумную СПЕЦИЛИЗАЦИЮ и КООПЕРАЦИЮ наших аграрных секторов. При этом, соответственно учитываются природные и достигнутые на данный период компетенции соответствующих подотраслей в каждой из стран ТС.
Такое решение, взамен существующей формальной координации планов развития, будет реальным, эффективным шагом по росту конкурентоспособности относительно внешнего импорта.

В существующих же условиях  «Формальной координации планов развития сельского хозяйства», что по факту является обменом информацией, мы имеем внутри рынка ЕЭП «конкуренцию бюджетных возможностей»  правительств стран ТС по господдержке тех или иных подотраслей мясного сектора. Это крайне неразумно, расточительно и не соответствует здравому смыслу в условиях действующего режима  единого таможенного пространства!

5) Ключевым событием года для отрасли можно назвать принятие техрегламента «О безопасности мяса и мясопродуктов». ЕЭК, к своей чести, приняла техрегламент, учитывая мнение основных, реальных участников рынка мяса и мясопродуктов. Однако, ряд вредных для развития отрасли положений техрегламента выведен в «отлагательном порядке». Это означает, что отдельным промышленным предприятиям, и отрасли в целом, все время надо быть начеку, чтобы без учета их мнения в техрегламент не вошли положения, ухудшающие условия конкуренции отечественных компаний относительно импортеров готовой продукции!

6) Положительным примером «управленческой мобильности» регулятора является оперативная реакция Россельхознадзора РФ по приостановке импорта мяса сельскохозяйственных животных,  в технологии выращивания которых - применяется рактопамин. Это было системное, грамотное и обоснованное решение, что в значительной степени повлияло на стабилизацию рынка мяса в РФ.

7) Тревожным, но ожидаемым событием года стало падение объема производства колбасных изделий в РФ. По всей видимости, 2012 год в истории останется годом наибольшего объема производства колбасных изделий в ближайшей перспективе. В 2013 году относительную экономическую и финансовую стабильность в отрасли обеспечило снижение цен на сырье, этот «резерв» полностью поглощен, и в 2014 году мы ожидаем снижение рентабельности в мясоперерабатывающем сегменте.

Стагнация на этом рынке (колбасных изделий) будет длительной, развитие рынка будет следовать другой парадигме. А учитывая либерализацию импорта с 2015 года, мы предполагаем, что в данной подотрасли в среднесрочной перспективе будут проявляться кризисные явления.

Стоимость активов в колбасном производстве будет обесцениваться по объективной внеотраслевой причине подавления рентабельности в новых условиях.

Единственным утешением может быть наша давняя надежда, что в отрасль возможно вернется «настоящий маркетинг», «брендинг», будут попытки развития новых категорий товаров с уникальными свойствами и других идей…

8) Обострение межотраслевой конкуренции в мясном секторе в связи с естественным развитием и созревание рынков актуализирует необходимость независимой экспертной оценки, выработки относительно объективных маршрутов стратегического развития отрасли. Однако мы наблюдаем, что по мере уменьшения возможностей государственной бюджетной поддержки обостряется конкуренция между подотраслевыми лоббистами. Плачевно, что форма, патетичность, пламенность, красноречие развиваются значительно быстрее терпимости, конструктивности обсуждений и достижения понимания того, как в будущем должны складываться элементы единой стратегии отечественной мясной отрасли РФ и стран ТС.

При отсутствии закона «О лоббизме» чиновникам, и без того потерявшим мобильность в принятия управленческий решений, практически невозможно действовать без риска быть «атакованными» с той или иной стороны подотраслевыми лоббистами или собственным начальством. В этих условиях для самосохранения им нужно или ничего не инициировать самим, или ждать когда проблема приобретет слишком значимое экономическое/политическое «звучание», чтобы получить корректировки сверху.

С Новым годом!

Президент Мясного Совета ЕЭП
Мушег Лорисович Мамиконян

Источник:  www.myaso-portal.ru