МИС

Портал "Свиноводство"


Мясная недостаточность. Производство мяса в Пермском крае снижается, а цены растут
23.05.2019

Мясная недостаточность. Производство мяса в Пермском крае снижается, а цены растут

Ученые из ПГНИУ считают, что нынешняя ситуация на рынке способствует снижению производства собственного мяса и привлечению товаров из других регионов.

В крае не хватает собственных ресурсов, чтобы обеспечить жителей мясом: численность скота опустилась ниже уровня 2012 года. Как следствие, объемы производства стабильно снижаются уже несколько лет, и даже с учетом этого производителям приходится использовать импортное сырье. При этом цены на мясную продукцию повышаются.

Лидеры рынка

Ключевыми мясопереработчиками в Прикамье в 2018 году стали ООО «Кунгурский мясокомбинат» (доля рынка 46% по данным исследования ПГНИУ, в самой компании оценили в 37%), ОАО «Пермский мясокомбинат» (31%), МПЗ КЦ «Телец» (15%). Среди наиболее известных брендов, представленных на прилавках торговых сетей Перми - «Кунгурский мясокомбинат», «Пермский мясокомбинат», «Село зелёное», «Телец», «Ясная горка» и «Троекурово».

Как сообщили в пресс-службе агрохолдинга «Космос ГРУПП» (владеет «Кунгурским мясокомбинатом»), рост выручки в 2018 году был незначительным (3%), а объем реализации продукции остался на уровне 2017 года. Также там отметили, что считают Прикамье «перспективным» и готовы активно развивать продажи. В компании уточнили, что характеристики российского рынка мясной гастрономии «полностью накладываются» и на рынок Пермского края.

В агрохолдинге «Космос ГРУПП» назвали рынок мясной гастрономии (колбасных изделий) в целом по России и в регионах «стабильным». «Так, объем производства с 2018 года (относительно 2017 года) вырос на 0,9% (по предварительным данным) и составил 2, 276 млн т. Максимальный объем рынка мясной гастрономии в России приходился на 2013 год с объемом 2,5 млн т. Далее мы наблюдаем постепенное смещение спроса населения в сторону мясных полуфабрикатов по причине ценовой доступности мяса, в частности мяса птицы. Доля экспорта и импорта в мясной гастрономии незначительная, составляет 1,5%, то есть российские производители обеспечивают внутренний рынок почти на 100%. Рынок мясной гастрономии в России фрагментирован, на долю топ-3 производителей приходится всего лишь 13% рынка, на рынке присутствует большое количество региональных (местных) производителей», - пояснили в агрохолдинге.

Как дела у поросят

Еще один мастодонт мясной промышленности – «Пермский свинокомплекс» - наращивает производство. Как пояснили «Капитал Weekly» в Минсельхозе (управляет комплексом), по итогам 2018 года предприятие смогло полностью восстановить производство. 1 января 2019 года на комплексе содержалось 83,7 тыс. голов свиней, это на 1 тыс. голов больше чем 1 января 2017 года.

— Выросла продуктивность животных, среднесуточный прирост живой массы на откорме составляет 715 г, что на 33,6 % выше по сравнению с 2017 годом, вес одной головы, сдаваемой на переработку, увеличился в два раза по сравнению с предыдущим годом. Выручка от реализации продукции составила 1,2 млрд руб, - рассказали в Минсельхозе.

Правда, как отметили в ведомстве, работа предприятия в целом остается «планово- убыточной».

— На предприятии разработали стратегию развития на 2019-2021 годы, которая позволит планомерно выйти на новый уровень развития. Ведутся предпроектные работы по строительству блочных модульных котельных, для снижения стоимости энергоресурсов, - пояснили в Минсельхозе.

Цены подросли

По итогам 2018 года цены производителей на мясную гастрономию выросли за январь 2019 года (относительно января 2018 года) на вареные колбасы - на 14,1%, сосиски - на 6,5%, сардельки - на 4,5%, колбасы варено-копченые - на 15,4%, сообщили в ПГНИУ. Примерно такая же динамика наблюдалась и с ростом потребительских цен. По данным Пермьстата, цены на продукцию животноводства в целом за 2018 года выросли на 4,3%.

— Традиционно, рынок мясопродуктов подвержен сезонному спросу на продукцию, что оказывает влияние на ценовую политику. Но кроме спроса на цены влияют и климатические факторы. Так, уровень цен на свинину в 2017 году был достаточно низким. А летом 2018 года на многих комплексах из-за жаркой погоды наблюдался низкий вес животных, вводились карантинные меры, что способствовало формированию рекордно высоких цен на свинину. Максимальная цена на полутуши второй категории в августе приблизилась к 200 руб. за кг. Но постепенное насыщение рынка к концу года привело к снижению цен на полутуши до 150 руб. за кг, - говорит заведующая кафедрой маркетинга ПГНИУ, кандидат экономических наук Екатерина Антинескул.

Цены на говядину напрямую завидят от поголовья крупного рогатого скота. Екатерина Антинескул пояснила, что к концу 2017 года перерабатывающим предприятиям особенно сложно было закупить говядину. При этом на рынке наблюдается активное развитие крупнейших предприятий и мясного и молочного направления таких как «Мираторг», «Заречное», «Эко-Нива», «Ак Барс», «Маяк», «Агросила» и других, объем поголовья которых продолжает увеличиваться.

Эскалоп или бифштекс?

Тем временем поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях к марту 2019 года сократилось на 0,9 % и составило 176,5 тысяч голов, отмечает Екатерина Антинескул. «Объемы поддержки данного направления не достаточны для устойчивого развития. До сих пор в Пермском крае, после сокращения ввоза импортной говядины, сохраняется дефицит своей говядины. Объём говядины, произведённой в стране, по итогам 2017 года немного ниже, чем в 2016 году — на 1%.

Совсем иная ситуация на рынке свинины.

— В последние 10 лет там наблюдается динамичный рост производства. В 2018 году положительная динамика сохранилась, прирост производства в отрасли существенно превысил значения 2017 года и достигнет 8,5 %. При этом свиноводческие комплексы в Прикамье получили наиболее выгодные условия для развития, так поголовье свиней выросло на 4,9% и составило 107,5 тысяч голов по сравнению с мартом 2018 года, - рассказывает экономист.

Фермерское дело

Занимаются производством мяса и полуфабрикатов и фермеры. По словам вице-президента Пермской торгово-промышленной палаты Елены Гилязовой, в Прикамье каждый год появляются несколько достаточно интересных производителей среди фермеров, которые делают колбасные, деликатесные изделия, полуфабрикаты мясные.

— У нас есть целый ряд производителей, которые начинали с маленького дела, а сегодня очень интересно ведут себя на рынке, например, «Ромашкино», которое делает полуфабрикаты. По позициям из куриного мяса они могут спокойно конкурировать с Пермской птицефабрикой, - говорит Елена Гилязова.

По словам директора компании «ЕшьСвеж» Константина Фоминых (занимается доставкой натуральных фермерских продуктов), количество производителей полуфабрикатов за последнее время увеличилось. «Дешёвое сырье с больших промышленных сельхозпредприятий стало доступнее. Люди переходят на самозанятость. К примеру, лепить пельмени дома – очень быстро настраиваемый бизнес. Через социальные сети можно набрать клиентскую базу», - поясняет Константин Фоминых. Сейчас компания работает с поставщиками телятины, курицы, индейки, свинины и крольчатины.

— За последнее время усложнились законы, по которым фермер – производитель мяса и птицы – может реализовывать свою продукцию в общепит и на рынки. Появилась система электронного сопровождения сельскохозяйственной продукции «Меркурий», крупные продовольственные сети требуют индивидуальную ветеринарную справку на каждую единицу продукции. На каждую голову курицы добавилось сверху по 30 рублей за справку. Количество проверок фермеров по линии прокуратуры, Минприроды и Минсельхоза относительно свинины увеличилось. Вести хозяйство стало сложнее. Теперь любому фермеру нужен адвокат и аудитор, - заметил Константин Фоминых.

На фермерском рынке также выросли цены. К примеру, за последние два года цена на фермерскую курицу повысились на 5-10% из-за повышения стоимости бензина, электричества и комбикорма. «Если бы покупательская способность позволяла, то цены на птицу (курицу) нужно повышать процентов на 40%, чтобы фермерам окупиться», - отмечает Константин Фоминых. При этом он отмечает, что «активность пермских фермеров увеличилась». «Появились молодые, активно пользующиеся социальными сетями. Это связано совсем не с законодательством, а с активным поиском своего места в обществе, проверки себя на прочность», - размышляет директор «ЕшьСвеж».

Скорее всего, соцсети и другие альтернативные каналы сбыта должны стать для фермеров основными, так как в больших сетях им места нет.

— Никогда для крупных сетевых форматов фермерская продукция не будет основной. Они не в состоянии удовлетворять требования сетей ни по объемам, ни по логистике, ни по качеству маркировки продукции плюс еще целый ряд вопросов. Фермер теряется среди достаточно широкого ассортимента колбасы или полуфабрикатов. И чтобы укрепиться, ему надо еще отдельно вкладываться в программу продвижения – надо заставить покупателя себя попробовать. Это достаточно сложная задача. Но прежде всего надо понимать, что проблема заключается в том, что сами меленькие предприятия просто не соответствуют требованиям сетевой розницы, - рассказывает Елена Гилязова.
Источник:  zwezda.su