МИС


Нефть и мясо в России: что у них общего? - ИКАР
04.05.2016

Нефть и мясо в России: что у них общего? - ИКАР

Разумеется, рынок нефти можно рассматривать исключительно в глобальном смысле, то есть в масштабах мировой экономики. Рынок мяса, а точнее свинины и мяса птицы, мы будем рассматривать в рамках Российской Федерации, благо доля импорта на этих рынках не более 5-10%, а экспорт пока имеет фрагментарные масштабы.

Хорошо всем знакомая ситуация на рынке нефти последних 2-3 лет описывается довольно просто: перманентный рост производства традиционной нефти на фоне колоссальных инвестиций в отрасль, появление новых альтернативных видов нефти (сланцевая нефть), ограничение роста спроса на нефть за счет замедления роста экономик крупных держав и развития альтернативных источников энергии, привели к драматичному падению цен и, судя по всему, стабилизации на новом долгосрочном уровне. Действие рыночных механизмов продолжилось и после падения цен, постепенно «избавляя» мировую отрасль от неэффективных игроков, резко ограничив инвестиции крупнейших компаний в освоение и разработку месторождений, а также заставляя производителей бросить все силы на оптимизацию затрат и снижение себестоимости.

Как это ни парадоксально может звучать, но после турбулентного 2014 года, когда мы пронаблюдали падение цен на нефть, введение продовольственного эмбарго, девальвацию рубля и резкое ускорение инфляции, российский рынок мяса стал развиваться по вышеописанному сценарию. Приток инвестиций в отрасли свиноводства и птицеводства в течение 2000-х обусловил устойчивый рост отечественного производства, выход на принципиально другой уровень этапа переработки мяса, расширение ассортимента как сырого мяса, так и готовой мясопродукции. Однако успехи российских животноводов в конечном итоге уперлись «в потолок» покупательской способности населения и попросту потенциала роста потребления мяса. К длинному перечню подтверждений этого факта можно добавить недавнее исследование международной компании Nielsen 1 . В результате мы наблюдаем и снижение цен в оптовом и розничном сегментах в течение последних 4-6 месяцев, и ужесточение конкуренции между производителями, и глобальную смену парадигм развития крупных холдингов, одним из проявлений которой стала активная борьба за выход на экспортные рынки.

Явное действие рыночных механизмов на мясном рынке должно дать его игрокам правильный сигнал о том, что сейчас для них начался период объективной, цивилизованной борьбы, где необходимо играть по правилам и смотреть «на два шага вперед». Аналогия с рынком нефти состоит также в том, что на рынке мяса в России сейчас устанавливается новый долгосрочный уровень цен, который приведет к нахождению нового равновесия путем структурной перестройки рынка. Впереди мы еще увидим уход ряда малоэффективных игроков с рынка, укрупнение ведущих холдингов путем слияний и поглощений, постепенное освоение экспортных рынков. Но помимо внешней конъюнктуры поменяется и внутренняя среда компаний, что будет выражаться в сокращении затрат, повышении эффективности работы как в производственном, так и управленческом сегментах, а также все более глубокой ориентации на потребителя.
Источник:  http://www.ikar.ru/