МИС


Обзор российского рынка комбикормов
10.04.2012

Обзор российского рынка комбикормов

В последние годы наблюдается положительная динамика российского рынка комбикормов, что является следствием роста основных отраслей-потребителей – птицеводства и животноводства.

 

Показатели развития и особенности

Начиная с 2006 года российский комбикормовый рынок ежегодно прибавляет примерно 10%, причем даже в кризисный для животноводства 2009 год прирост его был положительный — 5%. Объем российского рынка комбикормов в 2010 году превысил 16 млн тонн.
В 2011 году, по предварительным оценкам Research.Techart, он составит 16,6 млн тонн.

Главная особенность российского рынка — ориентированность на внутреннее производство: основная часть его объема (99.37%) приходится на российскую продукцию и практически 100% отечественных комбикормов потребляются внутри страны.
Другая важная особенность — наличие большого теневого сектора, составляющего около 40% рынка. По данным Министерства сельского хозяйства России, объем рынка с учетом «теневого» производства в 2009 году составил 26.85 млн тонн (+8.4% по сравнению с 2008 годом). При этом, среди комбикормов, производимых «теневым» сектором, представлены и кормосмеси, и высококачественные комбикорма. Помимо производства «теневой» сектор является и крупным потребителем сырья для выпуска комбикормов.

Основная особенность российского рынка в технологическом смысле — излишняя доля зернового сырья в составе комбикормов. Если в странах Европы зерновое сырье составляет не более 45% от общего объема продукции, то в России эта цифра достигает 70-75% (доля шротов и жмыхов, наоборот, — в 3-4 раза ниже, чем в странах с развитым аграрным сектором). Это обуславливает высокую зависимость рынка от зерновой отрасли.

В структуре потребления основную долю – 55% – занимают полноценные комбикорма, 30% приходятся на комбикорма-концентраты и около 15% – на кормовые смеси.

Преимущественная доля потребления - 49% - приходится на комбикорма для птиц, 28% — для свиней, 22.1% — для КРС, 1.3% — прочие виды комбикормов.

 

Кто правит бал

Российскую индустрию комбикормов традиционно делят на три сектора:

·                 «независимые» комбикормовые заводы (ККЗ) или комбинаты хлебопродуктов (КХП), производящие комбикорма для открытых продаж.

В качестве примера производителей данной группы можно назвать ЗАО «Гатчинский комбикормовый завод» (Ленинградская область), ООО «Глазовский комбикормовый завод» (Удмуртская Республика), ЗАО «Алейскзернопродукт им. С. Н. Старовойтова» (Алтайский край);

·                 производители, обеспечивающие потребности конкретного потребителя – ККЗ или КХП, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, но входящие в состав вертикально и горизонтально интегрированных животноводческих и растениеводческих холдингов.

К таким предприятиям относятся: ОАО «Геркулес» (Московская область), ОАО «Вороновский экспериментальный завод премиксов и комбикормов» (Московская область), ОАО «Ленинградский комбикормовый завод» (Санкт-Петербург) и др.;

·                 ККЗ или кормоцехи, не являющиеся самостоятельными юридическими лицами и находящиеся в составе животноводческих и растениеводческих холдингов.

Например, ОАО «Бройлер Рязани» (Рязанская область) имеет собственный кормоцех, на котором ежедневно производится порядка 120 тонн кормов. ОАО «Птицефабрика «Снежка» (Брянская область) также работает на собственном кормовом обеспечении: в год здесь производится более 30 тыс. тонн комбикормов. На ЗАО «Птицефабрика «Молодежная» (Алтайский край) в 2008 году была введена в строй собственная линия по производству комбикормов, производительностью 70-80 тонн комбикормов в сутки. Словом, примеров масса.

 

Доля первой группы предприятий в общем объеме производства в настоящее время, по оценкам Research.Techart, не превышает 63%, на вторую и третью группы в совокупности приходится около 37%.

Предприятия каждой из перечисленных групп различаются и по уровню технической оснащенности (примерами высокотехнологичных производств на сегодняшний день являются ЗАО «Волосовский комбикормовый завод», ЗАО «Гатчинский комбикормовый завод», ООО «Железногорский комбикормовый завод» и др.), и по объемам производства. Это могут быть как большие современные комбикормовые предприятия, так и примитивные кормоцехи, обслуживающие нужды небольших хозяйств.

Деление производственных активов на ККЗ и кормоцехи зависит в первую очередь от качественных характеристик конечной продукции, а не от объемов выпуска комбикормов. ККЗ, как правило, располагаются в отдельно выделенных зданиях.

Для ряда мелких и средних хозяйств характерно применение технологии простого дробления зерна, и тогда владельцы хозяйств ограничиваются установкой примитивного оборудования на территории, зачастую даже не выделенной в качестве специализированного кормоцеха. Подобное производство, несмотря на то что в дробленое зерно могут вводиться различные добавки, является низкотехнологичным, а значительная часть продукции относится к кормосмесям.

Особенность последних двух групп заключается в том, что при определении необходимых объемов производства они ориентируются только на собственные потребности вкомбикормах, так как большая часть производимой продукции идет на обеспечение своего хозяйства. В целом не более 50-60% отечественного комбикорма поступает на рынок.

К особенностям третьей группы относится также то, что входящие в нее предприятия являются наиболее закрытыми  и не афишируют результаты своей деятельности. При этом некоторые из них имеют высокотехнологичное оборудование и значительные производственные мощности, что позволяет отдельным предприятиям из их числа, даже не при максимальном уровне загрузки, оказывать сильное влияние на рынок. Представители именно этой группы составляют «теневой» сектор. 

 

Целевые программы и радужные перспективы

Развитие рынка комбикормов зависит, главным образом, от состояния потребляющих отраслей, а именно, животноводства и птицеводства.

Наиболее крупным потребителем комбикормов является птицеводство, которое, преодолев кризисные 1990-е годы, стало наиболее динамично развивающейся отраслью российского сельского хозяйства. Немаловажную роль в этом сыграло утверждение отраслевой целевой программы «Развитие птицеводства в РФ в 2005–2007 годах и на период до 2010 года».

В конце 2010 г. была утверждена целевая программа ведомства «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010–2012 годы» и «Концепция развития отрасли птицеводства Российской Федерации на период 2013–2020 годы», которые направлены на превращение российского птицеводства в экспортно-ориентированную отрасль.

К 2012 году намечено увеличение российского производства мяса птицы на 1–1,3 млн т, однако реализация данного плана будет зависеть от состояния финансового рынка и доступности кредитования. Основной прирост производства мяса птицы в период 2010–2012 гг. придется на Белгородскую, Пензенскую, Ленинградскую, Челябинскую, Воронежскую, Свердловскую, Томскую области, Ставропольский и Краснодарский края, Республику Татарстан.

Свиноводство в России является крайне нестабильно развивающейся отраслью, чему способствует острая конкуренция на рынке свинины в связи с высокой долей импортной продукции по низким ценам, которых российские фермеры не могут обеспечить при текущем уровне износа технических активов и селекционно-племенных работ.

Однако, судя по уже имеющимся и еще разрабатываемым целевым программам, перспективы отраслей-потребителей, а соответственно, и комбикормового рынка, представляются в довольно радужном свете.

В среднесрочной перспективе можно ожидать рост рынка: по расчетам Research.Techart, к 2016 г. его объем достигнет 21,5 млн т. Значительных изменений в структуре не произойдет.

В долгосрочной перспективе рынок будет увеличиваться пропорционально росту спроса, другими словами, — развитию отраслей-потребителей. Таким образом, долгосрочное развитие рынка комбикормов, в первую очередь, будет обусловлено принятием и успешностью реализации целевых программ в области птицеводства, свиноводства и скотоводства. Если данные программы будут эффективны, объем рынка к 2020 году может вырасти в пять раз. При этом увеличение будет происходить за счет роста отечественного производства, доля импортной продукции останется приблизительно на том же уровне.

Автор:  Евгения Пармухина, руководитель исследовательской компании Research.Techart
Источник:  Sfera.fm

Фото с сайта sib-standart.ru