Покупатели распробовали ЗОЖ. Каковы перспективы российского рынка органических продуктов


Покупатели распробовали ЗОЖ. Каковы перспективы российского рынка органических продуктов
05.04.2019

Покупатели распробовали ЗОЖ. Каковы перспективы российского рынка органических продуктов

Здоровое питание стало одним из главных трендов на российском продовольственном рынке. Одна из специализированных сетей впервые вошла в топ-10 на рынке по темпам открытий магазинов. Почти у всех федеральных игроков появились отделы для подобных товаров. В 2019 году продажи на рынке должны превысить 900 млрд руб. Эти средства активно осваивают всевозможные производители органических, фермерских, био- и экопродуктов. “Ъ” разбирался, в чем разница между ними, как устроен российский рынок здорового питания, что сдерживает и стимулирует его развитие.

С 1 января 2020 года в России вступает в силу закон «Об органической продукции». Право на термин «органический» теперь будут иметь только производители, которые не используют пестициды и антибиотики, пищевые добавки, усилители вкуса и т. п. Кроме того, они должны проходить обязательную сертификацию и включаться в соответствующий государственный реестр.

Фактически это первая попытка установить правила игры на российском рынке здорового питания, который стремительно растет. По прогнозам Euromonitor International, в этом году продажи подобных продуктов в РФ должны превысить 900 млрд руб. Идеологи органического сельского хозяйства, на которое приходится только 0,7% этого рынка, надеются, что закон придаст новый стимул развитию отрасли. Но помешать их планам могут падение доходов и стремление россиян экономить на еде, а также конкуренция с фермерскими, эко- и биопродуктами, поскольку потребители эти понятия почти не различают.

Путаница в терминологии

Россиян все больше беспокоит собственное здоровье. По данным Nielsen, более 84% из них изменили привычки питания: 53% сократили потребление жиров, 65% — сахара, а 67% увеличили долю в рационе натуральных и полезных продуктов. Широкий ассортимент здоровой еды уже стал важным фактором при выборе магазина для 62% потребителей.

Глава Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков, ссылаясь на данные Gfk, отмечает, что 28% россиян с большой вероятностью купят фермерский продукт, а 22% — товар с пометкой «био», «эко» или «органик». Представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков полагает, что, помимо общемирового тренда на здоровое питание, свою роль сыграл исключительно российский фактор — обеспокоенность граждан качеством продуктов.

Именно вопросы качества и соответствия той или иной категории продукции стандартам здорового питания волнуют участников рынка. Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко считает наиболее размытым понятие «фермерские продукты». По его словам, их производство никак не регламентируется, а качество может не отличаться от индустриальных аналогов. «Наличие на этикете приставки "био" указывает на содержание в молочных продуктах бифидобактерий, их выпуск уже регулируется соответствующим государственным стандартом. Есть в законодательстве и регламенты для стандартизации производства на соответствие экологическим нормам»,— продолжает господин Мироненко.

Однозначно судить о качестве того или иного подхода к производству нельзя, возражает совладелец кооператива LavkaLavka Борис Акимов. По его словам, большинство фермеров также стремятся к натуральным принципам ведения хозяйства, не прибегая к химии и пестицидам. При этом они нередко используют в производстве местные технологии и рецепты, что позволяет создавать продукт, недоступный в других регионах, продолжает господин Акимов.

Путаница в терминологии — особенность российского рынка. По словам Олега Мироненко, в европейских странах понятия bio, organic и eco тождественны и обозначают одни и те же продукты. Андрей Голубков считает, что в России нормы и критерии нужно установить для всех здоровых продуктов, включая фермерские.

Конкурируют все

По словам господина Акимова, большинство потребителей в России в любом случае воспринимают фермерские продукты, «органику» и ассортимент «Вкусвилла» просто как натуральную и полезную еду, поэтому всех участников рынка можно считать конкурентами, и интерес производителей к сегменту растет.

Зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов указывает, что многие компании, ранее не представленные на рынке, вводят «эко-био» в ассортимент. Так, группа «Русагро» экс-сенатора Вадима Мошковича, производитель сахара, масла, мяса и майонеза, планирует выйти в сегмент растительных напитков с маркой Normula. Интерес к категории в группе объясняли в том числе растущим трендом на здоровый образ жизни. Крупный производитель мяса и колбасных изделий группа «Черкизово» семьи Михайловых в отчете за 2018 год также объявила о планах выйти в сегмент здорового питания, не вдаваясь в подробности. Интересует рынок и международные компании: в 2018 году растительный аналог молока Adez в Россию вывела Coca-Cola. А PepsiCo готовится начать продажи здесь охлажденных супов гаспачо под брендом Alvalle.

Растет интерес и к органическому сельскому хозяйству. По словам Олега Мироненко, в 2018 году в союз поступило около 30 заявок от новых компаний, а в этом году их число может превысить сто. Девелопер Crocus Group Араса Агаларова (занимает 54-е место в рейтинге Forbes с состоянием $1,8 млрд) начал выращивать органические яблоки в Подмосковье.

Пока наиболее заметный игрок на рынке органических продуктов в РФ — холдинг «АгриВолга» топ-менеджера «Интерроса» и гендиректора курорта «Роза Хутор» Сергея Бачина. «АгриВолга» производит молочные и мясные изделия в Ярославской области и управляет сетью «Углече Поле. Органик маркет». Как следует из ЕГРЮЛ, экс-гендиректор связанного с холдингом ООО «Капитал» Татьяна Волкова также владеет 51% и возглавляет ООО «Органик эксперт», которое занимается сертификацией производителей по органическим стандартам. В «АгриВолге» говорят, что не связаны с «Органик экспертом».

Покупатели распробовали ЗОЖ. Каковы перспективы российского рынка органических продуктов


Продавцы здоровья

Тренд на здоровое питание стимулирует не только производителей, но и розничные сети. По данным Knight Frank, за последние три года наибольший рост в Москве показал именно продуктовый ритейл форматов здорового питания и фермерских продуктов. В 2015–2018 годах число точек выросло почти в 3,5 раза, до 714 магазинов. Крупнейший игрок — «Вкусвилл», который на конец периода управлял 480 объектами. Среди его конкурентов — «Мясновъ» (200 точек), а также «Город-сад», LavkaLavka, «Фреш Маркет 77», «Ближние горки» и «Углече Поле. Органик маркет», у каждой из которых было до десяти магазинов. Пока формат лучше всего представлен на столичном рынке. По словам директора направления стрит-ритейла Knight Frank Виктории Камлюк, в Москве доля приверженцев здорового образа жизни особенно высока из-за более широкого ассортимента продукции и лучшей обеспеченности покупателей.

Крупные торговые сети также все большее внимания уделяют развитию зеленых товарных категорий. Расширяются площади зон фреш, выделяются отдельные стеллажи и зоны под фермерские товары в формате «магазин-в-магазине», перечисляет Сергей Беляков. В Auchan говорят, что ассортимент отдела «Био» в 2018 году вырос на 150 SKU за счет локальных поставщиков и импорта. «Азбука вкуса» в течение трех лет намерена увеличить долю продуктов для здорового питания с 25% до 80%. «Перекресток» (входит в X5 Retail Group) планирует расширить ассортимент экологических продуктов под собственной торговой маркой (СТМ), говорит директор сети Дмитрий Медведев. Сейчас под СТМ «Маркет. Зеленая линия» там представлено около 160 наименований молочных товаров, сыров и детского питания. В 14 гипермаркетах Globus работает отдел «Эко.Био.Веган» с ассортиментом 1,2 тыс. SKU, и предложение расширяется, говорит представитель сети.

Как отмечает Виктория Камлюк, увлечение крупных сетей здоровым питанием может ограничить потенциал роста специализированных магазинов. Точки продолжат открываться, но темпы будут невысокими, вторит господин Мироненко. По его прогнозам, структура продаж органических продуктов в России будет строиться по аналогии с мировой, где около 50% подобной продукции продается через крупнейшие сети.


Органический рост

На перспективы развития рынка Олег Мироненко смотрит оптимистично. По его оценкам, в России около 25% населения можно отнести к потенциальным постоянным потребителям «органики», а за десять лет годовые продажи только в этом сегменте рынка здоровых продуктов могут вырасти до €5 млрд. География также расширяется, утверждает эксперт. Два года назад более 90% спроса приходилось на Москву и Санкт-Петербург, а остальное — на регионы, а сегодня доля этих городов снизилась до 80% и продолжает падать, говорит господин Мироненко.

Но Виктория Камлюк предупреждает: дальнейшие темпы развития рынка здорового питания в РФ будут во многом зависеть от доступности продуктов. Для сравнения: в LavkaLavka продается сыр «Белпер Кнолле» по 240 руб. за 100 г. Аналогичный сорт во «Вкусвилле» представлен по 198 руб. за упаковку 130 г. Стоимость похожего продукта в «Углече Поле. Органик маркет» — 310 руб. за 130 г. Госпожа Камлюк подчеркивает, что индексы потребительской уверенности россиян снова начали снижаться. По данным Nielsen и The Conference Board, за четвертый квартал 2018 года индекс потребительского доверия россиян опустился с 67 до 65 пунктов, причем на первый план вышли переживания по поводу роста цен на еду: доля обеспокоенных этим вопросом потребителей увеличилась на 12 процентных пунктов (п. п.), до 35%, достигнув максимума с середины 2016 года.

Росстат 4 апреля сообщил, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале вырос на 1 п. п. Но, отмечает Борис Акимов, снижение покупательной способности и падение доходов заметно. Сегодня 10% крупнейших производителей пищевых продуктов получают 90% всех льготных кредитов от государства, что позволяет им держать относительно низкие цены, объясняет господин Акимов, а у фермеров доступа к дешевому финансированию нет, поэтому их продукция и стоит дороже. Кроме того, по словам Борис Акимова, на цене сказываются и крайне небольшие объемы производства: доля ремесленных сыров на рынке не превышает 1%.

Олег Мироненко согласен, что органическое молоко в России может стоить вдвое дороже, чем индустриальное, но считает, что ситуация будет меняться. Сегодня в России по органическим стандартам сертифицировано только около 100 компаний — это капля в море для рынка с населением 145 млн человек, указывает он. При этом, продолжает эксперт, значительная доля в себестоимости формируется за счет импорта биологических препаратов и удобрений. В целом, прогнозирует господин Мироненко, с развитием рынка органическая продукция в России будет стоить в среднем на 15–30% дороже индустриальной. Дмитрий Леонов уверен, что серьезных успехов в развитии рынка продуктов для здорового питания в РФ можно достичь только с повышением уровня жизни.
Автор:  Анатолий Костырев
Источник:  www.kommersant.ru


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал