«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.


«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
28.12.2010

«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.

       «Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.

Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.

«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?»

Добрый день, уважаемые коллеги!
Во-первых, хочу поблагодарить Руководство ТПП РФ за проявленное внимание к нашей ассоциации, а также депутата ГД Виктора Семенова – за предоставление возможности донести свои мысли и предложения до других союзов АПК и, в конечном счете, до правительства РФ.
Ассоциация «Союз предприятий мясной отрасли» была образована 17 декабря 2009 г.
В нее вошли предприятия полного цикла переработки, заводы по убою скота и первичной переработке мяса, трейдеры по продаже скота, компании по логистике, дистрибьюторы оборудования. Среди них есть как крупные фирмы, так и небольшие предприятия. Предприятия нашей ассоциации расположены в основном в Подмосковье, а также в Смоленске, Брянске, Туле и Северо-Западном регионе России.
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 
Основная цель создания ассоциации – совместное решение проблем, возникших в секторе первичной переработки. Общая позиция объединения – обеспечение свободного доступа к мясному сырью всем участникам рынка, на экономической, а не политической основе.
Нельзя не отметить, что введенная по инициативе Национального союза свиноводов 40%-ная пошлина на ввоз живых свиней дала возможность российским свиноводам увеличить объем производства живых свиней для убоя. На сегодняшний день, по данным НССР, вместо запланированного в 2010 г. прироста производства 150 тыс. тонн свинины в убойном весе по предварительным данным он составил около 200 тыс. тонн – а это около 2, 5 миллиона голов свиней!
Но у этого явления есть и обратная сторона – что получили от нововведения заводы по убою и первичной переработке.
 
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 
Введение пошлины стало одной из причин удорожания живых свиней на российском рынке. В начале 2010 г. их цена мгновенно увеличилась на 10–12 рублей за килограмм, и стала комфортной для отечественных свиноводов (чего они и добивались!). Цена на живых свиней из Европы составляла 76–86 руб (с учетом транспортных расходов и потерь при транспортировке, которые, подчеркиваем, не были учтены при расчетах уровня пошлины). То есть, цены вполне сопоставимы с российскими, составляющими в среднем 7284 руб.
 
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
А если посмотреть на качество, то:
– импортные свиньи калиброваны по размерам, что облегчает убой и переработку;
– у них больший, чем у российских, выход мяса с туши;
– высокий коэффициент мясности (от 56 % в Германии, 64 % в Дании, до 50 % – в Белгороде).
Иными словами, заводам по убою и первичной переработки эффективнее закупать живых свиней за границей, несмотря на трудности с транспортировкой и зачастую более высокую цену, потому что себестоимость мяса от таких свиней все равно ниже, а его качество выше, чем от российских.
Сейчас мы в основном работаем на российском сырье, но из-за его высокой стоимости и низкого качества снизили рентабельность с 12-16% до 6-9 %, что ставит предприятия не на уровень дальнейшего развития, а на грань выживания. А главное, низкое качество российских свиней приводит к высокой себестоимости конечного продукта для потребителя, что в свою очередь снижает покупательскую способность, переводя мясо свинины в ранг деликатесов!
Получается противоречие – в то время как российские свиноводы получают прибыль, мы терпим убытки. А ведь мы – звенья одной производственной цепи. И снижение покупательского спроса на мясо, в конечном счете, не позволит и свиноводам увеличивать свой сбыт.
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
Импорт  мяса глубокой переработки означает, что российские покупатели мясных продуктов своими деньгами поддерживают зарубежную отрасль убоя и первичной переработки, а не свою, потому что рабочие места, добавленная стоимость и налоги остаются за границей.
Также не надо забывать, что, покупая разделанное мясо за рубежом, мясопереработчики впадают в зависимость от импортных поставок. Если завтра изменятся правила ввоза, санитарная и эпизоотическая обстановка в странах-экспортерах, другие условия – вся отрасль может оказаться перед перспективой полной остановки производства. Живой пример – такая ситуация уже сегодня складывается с говядиной, которая поставляется к нам из Белоруссии. Не имея своей сырьевой базы, мы полностью зависим от цен, которые диктуют нам по охлажденному мясу белорусские поставщики.
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 

Показатель
Объем ввоза квотного мяса
Объем ввоза живых свиней
Объем производства свинины в России
Убойный вес, тыс. т
500
91
700
Доля в общем объеме, %
39
7
54

Несколько цифр могут наглядно показать общую картину. В то время как в 2009 г. в России было произведено около 700 тыс. тонн мяса (в тушах), объем ввоза живых свиней составил в перерасчете на туши около 91 тыс. тонн! А квота на ввоз мороженого мяса составила около 500 тыс. тонн в год. Иными словами, объем ввоза живых свиней находился в пределах 7 % от объема рынка сырья – неужели это количество так сильно мешает развитию российского свиноводства? Мы не должны полностью отгораживаться от мирового рынка, а как можно быстрее перенимать их опыт, технологии и учиться конкуренции. Вступление в ВТО – не за горами, и мы должны быть готовы к стандартам мирового рынка.
 
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 
Предложение.
Поддерживая позицию НССР в плане развития отечественной сырьевой базы, мы все же вынуждены обратить внимание правительства, что на время переходного периода необходимо дать возможность сектору убоя и первичной переработки закупать живых свиней за границей. Чтобы регулировать объем ввоза живка, необходимо или снизить пошлину на ввоз, или ввести квотирование по этому виду сырья, и ежегодно снижать квоты по мере насыщения рынка российским поголовьем свиней. Если этого не сделать, большая часть предприятий по убою и первичной переработке будет вынуждена сократить объем производства вплоть до полной его остановки и массового банкротства.
Руководствуясь опытом Европы в развитии конкуренции, мы должны развивать фермерские хозяйства. Подобные хозяйства, в отличие от агрохолдингов, не могут позволить себе содержать высокопродуктивное маточное стадо. Поэтому они должны иметь возможность закупать готовый высокопродуктивный молодняк. Сегодня такая сфера услуг на нашем рынке практически отсутствует, а ввоз из-за границы перекрыт той же высокой пошлиной, что и на товарных свиней для убоя.
Конечно, при желании можно найти поросят для откорма и в России, но цены на них в среднем в два раза выше, а продуктивность намного ниже, чем у импортных животных, которых можно привезти даже из той же Дании.
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 
Предложение.
Предлагаем снизить пошлину на ввоз поросят весом до 50 кг для выращивания и откорма до 5 %, и тем самым обеспечить российских фермеров поголовьем генетически качественных, породистых поросят, а предприятия по убою – качественным сырьем для обеспечения эффективной конкурентной работы во всей отрасли.
Все сказанное выше относится к предприятиям среднего и малого объема производства, узкоспециализированным и не имеющим своей сырьевой базы. В секторе первичной переработки доля таких предприятий – наибольшая, но они разрознены и не имеют возможности донести свою позицию до высших кругов правительства.
В то же время в стране сложилась тенденция образования крупных агрохолдингов, которые становятся монополистами на российском рынке. Более того, крупные агрохолдинги используют административные рычаги для лоббирования своих интересов при принятии правительственных решений. Введение пошлины на ввоз живых свиней очень выгодно для таких объединений, ведь они имеют собственную сырьевую базу и получают возможность диктовать свои цены на рынке. Но их свинокомплексы не рассчитаны на продажу свиного сырья на сторону – и таким образом, они перекрывают кислород другим игрокам мясного рынка.
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 
Европейский опыт функционирования рынка свинины показал, что сверхукрупнение без регулирования и конкуренции – тупиковый путь развития. Не отрицая важности роли агрохолдингов в экономике нашей страны и отрасли, отмечу, что мелкие и средние предприятия являются основой не только сектора убоя и первичной переработки, но и начальным звеном в технологической цепочке, и потому напрямую влияют на экономику всей мясной отрасли.
Именно потому поддержка среднего и малого бизнеса в первичке должна стать одной из очередных задач правительства! У малого бизнеса накопилось много нерешенных вопросов – мелких в масштабах государства, но очень важных для развития бизнеса. Ведь в мелочах скрывается дьявол!
 
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 
Предложение 3:
Создать специализированную комиссию по исследованию ситуации в отрасли с участием экспертов из Минсельхоза, Минэкономразвития, Торговой палаты РФ, отраслевых союзов и ассоциаций, и обязательно - Федеральной Антимонопольной службы.
Если такая комиссия уже существует, в ее работе должна активно участвовать наша Ассоциация, объединяющая малый и средний бизнес.
Колбасные заводы закупают импортное разделанное мясо по такой цене, которую мы, работая на российских свиньях, не можем обеспечить. Для сравнения, цены на живых свиней в Европе находятся в районе 1.10–1,2 Евро (45 – 50 руб), в то время как мы покупаем российских свиней за 2 Евро (82 руб). Свинина из Европы в полутушах – 1.4─1.5 Евро (57─61 руб), в то время как отечественное сырье 2.7 Евро (112 руб). Для сравнения – мясо из Белоруссии поставляется в Россию по 92 руб/кг.
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 
Почему же наши свиноводы не могут продать нам сырье по той же цене? И почему мы не можем конкурировать по отпускной цене своей продукции хотя бы с белорусскими заводами по убою и переработке? Ответ один – и в странах ЕС, и в Белоруссии государство оказывает прямую финансовую поддержку и животноводов, и сектора убоя и первичной переработки. Если такая поддержка будет у нас, то свиные мясные продукты будут доступны для большей части населения, увеличивая его покупательную способность, что позволит значительно увеличить объем производства свинины.
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 
Предложение 4
Нужна правительственная программа поддержки животноводства, аналогичная той, которая действует в странах ЕС, включающая в себя и прямое субсидирование стоимости самого мяса, а не только процентов по кредитованию строительства откормочных комплексов и поддержку племенного стада.
У предприятий первичной переработки есть и еще одна проблема, связанная с расчетом НДС. Мы не можем напрямую закупать сырье у сельхозорганизаций и фермеров, освобожденных от начисления и уплаты НДС, и продавать продукцию без дополнительных убытков сетевым ритейлерам, которые работают только с такими поставщиками, которые являются плательщиками НДС. Кроме того, НДС на мясную продукцию начисляется по разным ставкам. В то время как НДС на живой скот и на большинство позиций мясной продукции из туши составляет 10 %, некоторые виды продуктов попали в другой список, в виде деликатесов, НДС на который – уже 18 %. В этот список попала и вырезка, и говяжьи шкуры, и другие продукты. Кроме повышения отпускной цены (что невыгодно для покупателей), это еще и неоправданно значительно увеличивает трудоемкость расчетов.
Еще одна проблема заключается в том, что по налоговому законодательству предприятия по убою и первичной переработки не относятся к самостоятельным сельхозпроизводителям. Чтобы пользоваться теми же льготами, что и фермерские хозяйства, и сельхозорганизации, мы обязаны перерабатывать не менее 70 % свиней, выращенных своими силами, что далеко не способствует эффективной работе и развитию добросовестной и здоровой конкуренции.
«Предприятия первичной переработки – насколько хватит сил?» Тезисы доклада в РТПП РФ 21 декабря 2010 г.
 
Наше предложение :
Считаем необходимым
–ввести единую ставку НДС для всей цепочки производства мясных продуктов «от поля до прилавка» или
–дополнить п. 4. ст. 154 части 2 Налогового Кодекса РФ следующим содержанием:
При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических и юридических лиц, применяющих специальные налоговые режимы (не являющихся налогоплательщиками НДС), по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, без учета налога и ценой приобретения указанной продукции. По нашему мнению, данная формулировка восстанавливает смысловое содержание налога на добавленную стоимость, т.е. налога на  полученную прибавочную стоимость.
В заключение хочу отметить, что круг проблем, о которых хотелось бы сказать, гораздо шире, чем я имею возможность упомянуть в докладе. Это и изменения квотной политики, и отсутствие профессиональных кадров для мясной отрасли, и многие другие вопросы. Надеюсь, что нашему Союзу еще представится возможность донести свои предложения до органов правительства.
А сейчас я благодарю всех за внимание и желаю хорошей, плодотворной работы!
 
РТПП


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал