МИС


Продукты не покупаются
20.10.2011

Продукты не покупаются

Номинальные расходы россиян на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в сентябре снизились по сравнению с августом на 1,5%. За последние четыре года подобное случалось только один раз — в 2009 году. Снижение потребительской активности фиксируют и некоторые российские крупнейшие ритейлеры.

О том, что в сентябре россияне потратили на продукты питания и товары повседневного спроса на 1,5% меньше, чем в августе, свидетельствуют данные исследовательского холдинга «Ромир». За последние четыре года такое было лишь однажды — в кризисном 2009 году. В трех других случаях объем расходов в сентябре оказывался на 1–6% выше, чем в августе. В то же время по сравнению с сентябрем 2010 года повседневные расходы выросли на 18% — это почти в два раза выше, чем уровень среднегодовой инфляции (8–10% годовых).

Впрочем, говорить о тенденции преждевременно, оговариваются в «Ромире», даже притом что потребительская активность летом выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: необходимо дождаться хотя бы показателей за октябрь и ноябрь.

Исключением из правил, как обычно бывает, стала Москва. В столице в сентябре по отношению к августу наблюдалось не падение, а рост расходов — 5,5%. В то время как в других городах повседневные расходы в сентябре снизились к августу на 5–6%. По сравнению с сентябрем прошлого года в Москве и других городах зафиксирован рост расходов на 15–20%. Хуже всех дела с потребительскими расходами обстояли у семей со скромным достатком — падение на 10%, отмечают в «Ромире». У населения со средними и высокими доходами в сентябре повседневные расходы выросли на 2–3%.

Один поход в магазин в сентябре стоил россиянам в среднем на 1% меньше в денежном выражении, чем в августе. При этом в Москве средний чек вырос на 4,5%, в городах с населением более 1 млн — снизился на 2%, с населением менее 1 млн — на 4%.

У крупнейших российских ритейлеров оценки потребительской активности разнятся. «Мы не видим сколь-либо заметного снижения потребительской активности в третьем квартале текущего года»,— говорил по итогам отчетности сети «Магнит» за сентябрь ее гендиректор Сергей Галицкий (подробнее см. “Ъ-Онлайн”). По итогам девяти месяцев продажи «Магнита» прибавили 45,99% и составили 240,1 млрд руб. (без НДС). В то же время крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) снизил прогноз по темпам роста выручки с 40% по итогам года до 35%. Такое решение в компании объяснили ухудшением макроэкономической ситуации в стране, утверждая, что сокращение потребления — тренд, который наблюдается на всем рынке российской продуктовой розницы.

Динамика производства пищевых продуктов в сентябре осталась примерно на уровне прошлого года, следует из данных Росстата. Мяса и субпродуктов было произведено больше на 4,3%, а мясных охлажденных полуфабрикатов — и вовсе на треть (31,3%). В то же время производство обработанного молока и пшеничной муки в прошедшем месяце составило 95,2% и 95,7% соответственно от объемов производства в сентябре прошлого года.

Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc-y/1799109
Автор:  Владимир Лавицкий
Источник:  Коммерсантъ-Online