МИС

Аналитика


Производство продуктов питания в Северо-Западном регионе РФ демонстрирует положительные тренды
27.02.2013

Производство продуктов питания в Северо-Западном регионе РФ демонстрирует положительные тренды

Для качественного развития пищевой промышленности необходимо существенное ускорение процесса обновления основных фондов 

Производство продуктов питания в Северо-Западном регионе РФ демонстрирует положительные тренды: потребление пусть и невысокими темпами, но растет, спрос смещается в сторону более натуральных и маржинальных продуктов. Однако проблемы с недостаточной модернизацией сельхозпредприятий, а также растущие издержки производителей сдерживают развитие отрасли. Необходимо совершенствовать механизмы стимулирования перевооружения неэффективных производств, чтобы повысить конкурентоспособность отрасли в рамках ВТО.

Своими силами

По данным Росстата, в Санкт-Петербурге индекс производства пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) в 2012 году вырос на 2,8% к уровню 2011-го, в Ленинградской области – на 6,5%. Одни из наиболее позитивных трендов – на мясном рынке. По оценкам Андрея Зайцева, генерального директора компании «Фрешфуд» (входит в группу компаний «Северо-Западная мясная компания»), в СЗФО спрос на натуральное мясо повысился на 7-8%. Это обусловлено как увеличением потребительского спроса, так и развитием животноводства. Так, производство свинины в России за год выросло на 13,1%, мяса птицы – на 13,4%. Регионы Северо-Запада, традиционно сильные в этих направлениях, опередили общероссийские показатели.


По наблюдениям исполнительного директора Северо-Западной мясной ассоциации Дмитрия Позднякова, производство свинокомплексов в Ленинградской области за год выросло на 22,6%, в Новгородской – на 44,1, в Псковской – на 61,9%. «Эти регионы можно отнести к наиболее конкурентоспособным в СЗФО с точки зрения производства свинины, что обусловлено относительной близостью их предприятий к крупным рынкам сбыта, а также высокой потребностью округа в охлажденном мясе, которая в полной мере не обеспечивается импортными поставками», – объясняет он.
Производство продуктов питания в Северо-Западном регионе РФ демонстрирует положительные тренды
Вторым фактором, повлиявшим на повышение спроса, стало удешевление животноводческой продукции. С сентября прошлого года (с момента вступления в силу правил Всемирной торговой организации) цены отечественных производителей на живых свиней упали на 27%, на свинину в полутушах – на 23%. «В январе 2013 года снижение цен на живых свиней и свинину в России продолжилось. И эта тенденция наблюдается уже несколько месяцев подряд», – подтверждает Поздняков. На его взгляд, одна из основных причин этого – значительное увеличение объемов импорта. За последние четыре месяца 2012 года импорт охлажденной и замороженной свинины в Россию вырос по отношению к аналогичному периоду 2011-го на 28%. Кроме того, на стоимость этой продукции не мог не повлиять и существенный прирост производства в стране, что связано в том числе с вводом в эксплуатацию ряда крупных современных свинокомплексов в Центральном федеральном округе.

Несмотря на увеличение импорта, участники рынка полагают, что прогнозируемый подъем спроса на этот вид мяса – порядка 9% – будет закрываться преимущественно за счет отечественных производителей, а стоимость свинины вряд ли станет расти. «Оптовые цены на этот продукт в России будут постепенно приближаться к мировым. Так, в настоящее время впервые за несколько лет цены на свинину у нас стали ниже, чем в Китае, что открывает дополнительные возможности для выхода производителей на этот рынок», – говорит Дмитрий Поздняков.

Тяга к натуральному

Производители отмечают смещение потребительского спроса в сторону охлажденной мясной продукции, вследствие чего происходит снижение объемов продаж колбасных изделий. По словам Андрея Зайцева, отчасти это связано с тем, что ряд производителей колбасных изделий испытывают ценовое давление в связи с ростом стоимости сырья (в основном импортного) и требований сетей, не идущих на повышение розничных цен. Из-за значительных издержек многие производители вынуждены жертвовать качеством продукции, что не может не сказываться на потреблении. Да и общий тренд на продуктовом рынке – стремление к свежим и полезным продуктам – увеличивает интерес покупателей именно к парному мясу.

Тенденцию к росту продаж охлажденного мяса и готовых к употреблению свежих продуктов подтверждает исполнительный директор компании «Атриа Россия» Ярмо Линдхольм. На его взгляд, это отражает две основные модели потребления: когда у людей есть время и желание готовить, чтобы иметь по-настоящему праздничный стол, и когда ограниченный во времени человек хочет максимально быстро получить как можно более вкусное и полезное блюдо.
Производство продуктов питания в Северо-Западном регионе РФ демонстрирует положительные тренды
«В Россию приходит новая для нашего рынка категория – convenience food. На отечественном рынке продуктов мясопереработки это полностью готовые охлажденные мясные продукты (фрикадельки, бифштексы и т.п.). Кроме того, как известно, маржинальность возникает там, где слабее конкуренция. Единственная возможность вырваться в это пространство – предлагать новинки, – убежден Линдхольм. – Мы для себя видим большой потенциал в активном развитии convenience food».

По мнению участников мясного рынка, если покупательная способность населения не начнет резко падать, интерес к натуральным и полезным для здоровья мясным продуктам продолжит расти. «Мы ожидаем дальнейшего увеличения продаж свежего мяса и снижения продаж замороженного. Будет повышаться потребность в качественной продукции по справедливой цене, – полагает Зайцев. – Поднимется спрос на полезные продукты – кроличье и куриное мясо, индейку, телятину и категории мяса с низким содержанием жира. Будет расти спрос на натуральные продукты, которые можно быстро приготовить, особенно в больших городах».

Однако на общем положительном фоне сохранятся характерные для отрасли проблемы. В частности, высокие цены на зерно будут наблюдаться как минимум в январе-июле, также можно ожидать выхода из бизнеса многих неэффективных хозяйств, уверен Дмитрий Поздняков. Хотя конкурентоспособность фермеров растет и открываются современные животноводческие и мясоперерабатывающие заводы, на рынке все еще немало хозяйств, работающих на устаревших мощностях. «Отечественная продукция неконкурентна в первую очередь по причине высокой себестоимости, и особенно – из-за растущих цен на топливо и корма, – считает Поздняков. – Отрасль в целом характеризуется относительно низкой конкурентоспособностью ввиду все еще огромной доли неэффективных хозяйств старого типа».

В условиях вступления в ВТО и растущего объема импорта российским производителям необходимо повышать продуктивность своей деятельности. «Все сегменты цепочки создания стоимости продукции испытывают давление со стороны сильных европейских производителей, – поясняет Ярмо Линдхольм. – Единственная стратегия выживания и развития – максимальная эффективность на всех этапах работы и умение гибко реагировать на изменения внешней среды».

Еще один фактор, сдерживающий развитие рынка, – отсутствие техрегламента на мясную продукцию. Пока единых стандартов качества продукции нет, и этим пользуется ряд компаний, подрывая доверие потребителей к отрасли в целом. ГОСТы, которыми сейчас руководствуются мясопереработчики, разработаны еще в советское время и давно устарели. «Изменилась рецептура, появились такие ингредиенты, которых в СССР просто не существовало, – комментирует Андрей Зайцев. – Все это нужно учесть и разработать четкие критерии для рынка в целом. У нас также нет стандартов на сырье, в отличие от Европы и США. Приобретая продукцию производителей из этих стран, покупатель точно знает, как будет выглядеть та или иная часть туши, какой она постности и т.д. Скорейшее принятие техрегламента позволит рынку совершить качественный рост».
Автор:  Ольга Великанова, Фото: Владимир Басов Санкт-Петербург