МИС

Аналитика


Регулирование продовольственного рынка: Россия и Европа
21.04.2011

Регулирование продовольственного рынка: Россия и Европа

Россия, как и другие страны постсоветского пространства, во многом отличается от европейских государств, в том числе в принятии документов, регулирующих деятельность производителей пищевых продуктов. Причем разница не только в характере документов, но и в самом подходе к их составлению.

Каковы мировые тенденции регулирования продовольственного рынка и стоитли России принимать зарубежный опыт? Об этом расскажут наши эксперты – директор Украинской лиги производителей пищевых продуктов Геннадий Кузнецов и директор Национального института технического регулирования Дмитрий Петров.
 
Геннадий Кузнецов, директор Украинской лиги производителей пищевых продуктов
 
СФС и ТБТ
На международном уровне основными соглашениями, которые определяют правила регулирования государствами безопасности пищевых продуктов и информирования об их свойствах потребителей, являются соглашения ТБТ и СФС Всемирной торговой организации (ВТО).
СФС – соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм – определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контролей. Данные нормы введены для обеспечения безопасности продуктов питания и устанавливаются, прежде всего, тремя международными организациями: Codex Alimentarius – для пищевых продуктов, Международной конвенцией по защите растений – для растений, Международным эпизоотическим бюро – для продуктов животного происхождения. Инструменты СФС могут быть самые разные, но, как правило, это законодательные акты.
ТБТ – соглашение по техническим барьерам в торговле – определяет условия применения добровольных стандартов, обязательных к исполнению технических регламентов, процедур сертификации.
Таким образом, инструменты СФС и ТБТ отличаются. Разными являются и предметы регулирования. Соглашение СФС призвано регулировать только вопросы безопасности продуктов питания, здоровья растений и животных, которые используются в качестве сырья для их производства.
В СФС такое название законодательного акта, как «технический регламент», не используется.
ТБТ, в основном, применяется для регулирования технической продукции. Что касается продовольствия, то ТБТ используют только для регулирования вопросов информирования потребителей о свойствах продуктов питания, в том числе – маркировки, а также безопасности упаковки.
По сравнению с ТБТ, которое позволяет регулировать разными способами широкий спектр товаров, СФС имеет очень жесткие правила по научному обоснованию требований к безопасности пищевых продуктов.
Показательным в применении положений СФС и ТБТ является Евросоюз, в котором отличие государственного регулирования продовольственного рынка от технического прослеживается совершенно четко.
Установление норм и правил для продуктов питания осуществляется обычно на основе научных доказательств. Для непищевой продукции нормы и правила могут быть определены с учетом разнообразных целей и задач государственной политики. Они могут быть как глобальными – достижение приемлемого уровня национальной безопасности, так и «техническими» – электромагнитная совместимость.
Как правило, требования к пищевым продуктам устанавливаются в горизонтальных законодательных актах. Требования к непищевым товарам обозначаются в формате технических регламентов, но как механизм выполнения обязательных требований этих регламентов используются добровольные стандарты.
Самыми распространенными видами законодательных актов в ЕС являются директивы и регламенты. Причем если директива обозначает только основные цели, которые должно достичь государство – член ЕС, то регламент является документом прямого действия, определяющим все цели и механизмы их реализации и не требующим принятия дополнительных актов. Практически все акты, регулирующие техническую продукцию, имеют формат директивы. А что касается пищевой продукции, то тут ситуация прямо противоположна – наметилась четкая тенденция к переходу от директив к регламентам.
В ЕС для пищевой продукции в рамках государственного регулирования не применяются процедуры подтверждения соответствия, и в том числе сертификация и декларирование соответствия. Так же не применяются процедуры идентификации, которые предусмотрены в некоторых странах СНГ и очень похожи по своей сути на сертификацию.
Системы государственного контроля для технической и продовольственной продукции в ЕС так же полностью разделены. Причем если контроль технической продукции почти полностью сфокусирован на рынке, то контроль пищевых продуктов осуществляется на всех этапах их «жизненного цикла» с особым вниманием на стадию производства.
 
Совершенствуя механизмы
Государственное регулирование пищевой продукции в развитых странах мира перешло из разряда технической задачи в ранг управленческой. Если раньше считалось, что для защиты здоровья потребителя достаточно установить критерии безопасности, а потом их проверить, то сейчас многим государствам стало понятно, что проблема намного сложнее и решать ее надо как управленческую. Необходимо четко устанавливать процедуры, по которым государство определяет те или иные критерии безопасности. Получается, что государственное регулирование переходит в разряд установления процедур и контролирования их выполнения. При этом уже в государственных организациях начинают активно внедрять системы управления качеством, основой которых является стандарт ISO 9000.
В странах СНГ принимается очень большое количество технических регламентов на отдельные виды продукции: молоко, мясо, рыбу и т. д. Евросоюз, напротив, отказался от этой практики, считая ее тупиковой. Документы, принимаемые европейскими государствами для регулирования безопасности пищевой продукции, становятся горизонтальными: все меньшее количество актов регулирует отдельные виды продукции.
Как правило, в каждом техническом регламенте, действующем на территории стран СНГ, есть гигиенические требования к пищевым продуктам и процессам. Евросоюз отрегулировал все требования к безопасности огромного спектра пищевых продуктов двумя регламентами. Первый – регламент №852, принятый в 2004 году, описывает общие требования по гигиене продуктов питания, второй – №854 того же года – устанавливает дополнительные требования к продуктам животного происхождения. В ЕС горизонтальные документы определяют достаточно подробно требования к целому классу аспектов безопасности, в частности загрязнителей или опасных микроорганизмов. Один из примеров – регламент 2005 года №2073 «О микробиологических критериях для пищевых продуктов», в котором обозначены практически все возможные требования по микробиологии для пищевых продуктов.
 
Как устанавливать требования к пищевой продукции
Государства бывшего советского пространства в принятии нормативных документов значительно отстают от ЕС и часто повторяют его ошибки. Например, в 2008 году был подготовлен проект украинского Технического регламента для молока и молочной продукции, который был гармонизирован с директивой ЕС от 1992 года на данный продукт. При этом ко времени создания проекта технического регламента прошло уже несколько лет с тех пор, как эту директиву ЕС отменил.
В СНГ до сих пор действует значительное количество санитарных норм и правил, а также стандартов, которые еще остались со времен СССР, причем многие из них обязательные. В Евросоюзе, напротив, за редким исключением, стандарты добровольные. В тех случаях, когда стандарт является обязательным, об этом указывается в законодательных актах. Например, в регламенте Европейского Союза №882 от 2004 года, который регулирует вопросы контроля пищевой продукции, сказано, что результаты для целей официального контроля имеет право выдавать только лаборатория, аккредитованная в соответствии со стандартом ЕС, являющимся аналогом международного документа ISO 17025.
Стандартный техрегламент, применяемый для пищевой продукции в странах СНГ, как правило, несет в себе определения для около 100 типов продуктов, на которые распространяется действие документа. ЕС не дает определение каждому виду и даже подвиду пищевых продуктов, так как при сегодняшнем разнообразии это просто нереально. В ЕС, с населением около 450 млн человек, регистрируется приблизительно около 10 новых продуктов ежегодно, все остальные просто выпускаются на рынок. Такой подход является обоснованным в силу того, что новые для рынка продукты не являются новыми, с точки зрения влияния этих продуктов на здоровье потребителей. Ведь для того чтобы разработать совершенно новый в этом понимании продукт, например, ГМО, необходимы колоссальные затраты средств и времени, что могут себе позволить только несколько десятков компаний во всем мире.
Основным документом, устанавливающим практически все требования к информации (в том числе – к маркировке), которая должна быть донесена потребителю о свойствах пищевых продуктов, является директива №13 от 2000 года. Правда, вскоре этот документ заменят. Возможно, новый регламент ЕС, регулирующий вопросы информирования потребителей о свойствах пищевых продуктов, будет принят уже в этом году.
 
Госконтроль по правилам и без
В разных нормативно-правовых актах стран СНГ прописываются отдельные процедуры госконтроля. В Евросоюзе все вопросы государственного контроля регулируются регламентами №882 от 2004 года, общим для всех продуктов питания, и №854 от 2004 года, который регулирует специфику контроля продукции животного происхождения. Что касается ответственности, то в Европейском союзе законодательство не гармонизировано – каждая страна устанавливает свои правила.
В странах СНГ, как правило, очень большое количество контролирующих органов, которые не только не координируют свои действия, но часто даже конкурируют друг с другом, пытаясь захватить «власть» на рынке: каждый хочет иметь больше полномочий. Если же обратиться к практике ЕС, то такие кризисы, как, например, с коровьим бешенством, заставили их пересмотреть всю политику в области установления механизмов контроля. И сейчас уже в Евросоюзе идет речь не только о координации надзорных органов, а об их интеграции и создании единой контролирующей организации. 
В регламенте ЕС №882 от 2004 года о контроле пищевой продукции порядка 60% всех требований посвящено именно контролирующим, а не контролируемым организациям. Причем большая их часть – это процедурные моменты. Безусловно, из разряда установления норм и правил переходить в разряд установления процедур крайне сложно – это требует изменения ментальности людей. Те, кто столкнулся с внедрением систем управления качеством на предприятиях, понимают, как это непросто сделать даже в рамках отдельной компании – не то, что в масштабах страны.
 
Опыт Украины
Когда Украина вступала в ВТО, многие СМИ пророчили ей завал некачественными продуктами питания, однако этого не случилось.
В процессе подготовки вступления в ВТО в стране велась разработка порядка дюжины техрегламентов на пищевую продукцию, из которых сегодня принят только один – относительно требований к маркировке пищевых продуктов. Такая ситуация неслучайна. Разработчики проектов технических регламентов пытались совместить в этих документах разные принципы, применяемые для пищевых продуктов и для технической продукции. Успех же в принятии регламента на маркировку пищевых продуктов обусловлен тем, что, как раз, принципы технического регулирования были «забыты» в этом документе и за основу была взята директива ЕС №13 от 2000 года.
По опыту Украины мы видим, что игнорирование подходов, которые используются в ЕС или ВТО, приводит к уменьшению степени защиты потребителя и созданию дополнительных проблем для пищевой промышленности.
Все большее количество представителей украинских властей осознают, что инструменты регулирования рынка пищевых продуктов и рынка технической продукции различаются. Фактом, доказывающим это, является принятие в декабре прошлого года двух законов «О безопасности непищевой продукции» и «О государственном рыночном контроле непищевой продукции».
 
Дмитрий Петров, директор Национального института технического регулирования
 
Чем больше страна, тем труднее договориться?
В странах Европы главным условием принятия документов является доступность к проектам этих документов всех заинтересованных лиц, чтобы они имели возможность влиять на устанавливаемые нормативы и правила. Также важна прозрачность процедур разработки и принятия этих актов – в этих случаях исключается возможность подковерных действий при принятии документов.
В Евросоюзе нет как такового деления по названию документов в зависимости от того, устанавливает он технические требования или требования к продуктам питания. Безусловно, есть регулирующие регламенты, которые имеют прямое действие, и они могут быть в сферах как технического, так и не технического регулирования.
В ЕС, действительно, идет тенденция ухода от вертикального регулирования к горизонтальному, но для России такая практика неприемлема. Следует учитывать и масштабы страны: чем больше народонаселение, тем чаще происходит столкновение интересов, которое усложняет согласование действий различных структур.
Когда мы принимали молочный регламент, мы столкнулись с тем, что, например, по показателю бактериологической обсемененности невозможно установить такие высокие нормы, как в Европе, так как это потребует серьезных капиталовложений. А если в одном регламенте устанавливать единые нормы для молока, мяса, напитков, пищевых ингредиентов – участники рынка и законодатели в принципе не смогут договориться. Поэтому даже регламенты на отдельные виды продукции в нашем государстве разрабатываются по несколько лет, однако после долгого процесса дискуссий мы выработали оптимальные пути решения.
 
Регулирование в условиях Таможенного Союза
Сейчас в РФ уже практически нет самостоятельного регулирования. Формально нормативно-правовые акты действуют до 1 января 2012 года, ими можно пользоваться как альтернативой документам Таможенного союза, но основными будут нормативно-правовые акты, которые будет устанавливать комиссия Таможенного союза, а затем и Евразэс.
Комиссия ТС – орган, который может отменить даже решение президента любой из стран, входящих в Таможенный союз, а принятие правовых актов комиссии ТС не требуют согласия парламента: все экономические полномочия делегированы специалистам ТС. Что касается директив Евразэс, они требуют ратификации парламента, и процедура их принятия более длительная и сложная.
Важным аспектом является соглашение ТС о взаимном признании по сертификации в специальных лабораториях. Для производителя оно открывает очень большие возможности: компании, которые работают на российском рынке, могут провести испытания в Белоруссии или Казахстане и на их основании получить разрешительную документацию.
Очень важным, хотя и промежуточным, документом является решение комиссии ТС от 28 мая 2010 года «О применении санитарных мер в ТС», которое устанавливает:
– перечень товаров, подлежащих сантехнадзору, в котором прописаны единые санитарно-экологические требования к товарам;  
– единую форму документов, подтверждающих безопасность.
Соглашение ТС по санитарным мерам, которое ратифицировано для трех стран будет действовать до принятия единых техрегламентов Евразэс на подконтрольные товары.
Сейчас пищевые ингредиенты, производимые в странах СНГ, подлежат государственной регистрации, причем тотальной, что противоречит практике развитых стран, в том числе и ЕС. Но мы надеемся, что в дальнейшем произойдут изменения.
Что касается документов, которые были выданы ранее на территории стран, входящих в ТС, то в период с 1 июля 2010 года до 1 января 2012 года на единой территории Таможенного союза допускается обращение продукции по контрольным документам, принятым до 30 июня 2010 года, в пределах действия их срока.
До 1 января 2011 года можно было оформить акт соответствия национальным требованиям. Сейчас уже сделать этого нельзя, поэтому оптимальным для производителя будет переоформление действующих национальных свидетельств о госрегистрации на свидетельства о госрегистрации по единой форме.
При этом есть письмо руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко «О регистрации продукции, проходившей оценку Роспотребнадзора». В нем сказано, что оформление свидетельств на продукцию, имеющую регистрацию, делается без проведения дополнительных исследований в том случае, когда разница показаний не отличается от тех, которые установлены периодом испытаний.
Безусловно, российские чиновники вместе с представителями отраслевых организаций всегда хотят сделать создать систему регулирования продовольственного рынка, которая наилучшим образом подойдет для российских производителей продуктов питания, однако хочется надеяться, что в этом стремлении они окончательно не запутают изготовителей пищевой продукции.
 
Журнал «СФЕРА/Птицепром» №3 (07) 2011

Автор: Елена Максимова

www.sfera.fm

Фото с сайта persona.rin.ru