МИС

Аналитика


Риски и угрозы при присоединении России к ВТО
29.06.2012

Риски и угрозы при присоединении России к ВТО

Риски и угрозы конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса и продовольственной независимости России при присоединении к ВТО

Доклад руководителя Аграрного центра ЕврАзЭС при ВНИИЭСХ Владимира Тарасова, представленный им 27 июня 2012 года в Торгово-промышленной палате РФ на конференции «Россия в ВТО: воздействие на АПК».

К настоящему времени широко известный факт подписания в Женеве 18 декабря 2011 года бывшим Министром экономического развития Набиуллиной Э.С. Протокола о присоединении России к ВТО прокомментирован уже более тысячи раз как российскими, так и зарубежными представителями власти, учёными, бизнесменами и потребителями, в особенности, потребителями продовольствия. 

Выделение последней категории потребителей подчёркивает важность и взаимосвязь ослабления уровня продовольственной безопасности с утратой национальной безопасности и возникновением социальной напряжённости, что подтверждается на практике недавним печальным опытом ряда государств Африки и Арабского Востока. 

Вероятность такого негативного развития событий прогнозировалась уже при разработке Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120. 

В статье 2 упомянутой Доктрины подчёркивается, что «продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. 

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее - рыбная продукция) и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов». 

Не менее важными являются положения пятой статьи Доктрины о продовольственной независимости, в которой этот термин определяется как устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов. 

Продовольственная независимость Российской Федерации в соответствии с Доктриной – состояние экономики Российской Федерации, при котором на случай прекращения ввоза на территорию Российской Федерации жизненно важных пищевых продуктов установлены уровни продовольственной независимости Российской Федерации по жизненно важным продуктам питания как доли годовой потребности населения в соответствии с физиологическими нормами питания. Значения этих уровней приведены в таблице 1. 

Таблица 1 

Уровни продовольственной независимости Российской Федерации по жизненно важным продуктам питания 

Товарные ресурсы

Удельный вес продукции и продовольствия, %

Зерно

не менее 95

Сахар

не менее 80

Растительное масло

не менее 80

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)

не менее 85

Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)

не менее 90

Рыбная продукция

не менее 80

Картофель

не менее 95

Соль пищевая

не менее 85


Источник: Доктрина продовольственной безопасности РФ 

Такое внимание к понятию продовольственная независимость объясняется не только его экономической и политической значимостью, но и ролью в оценке конкурентоспособности сельхозпроизводителей различных государств на региональных и глобальном рынках. Следует сразу отметить, что основные конкуренты российских сельхозтоваропроизводителей после вступления в силу Протокола о присоединении России к ВТО, подписанного в Женеве 18 декабря 2011 года, выйдут на наш внутренний рынок со значительными объемами избыточно производимого в их государствах продовольствия, потенциальные объёмы которого подтверждаются данными приведёнными на рисунках 1 и 2. 

Рис.1. Уровни продовольственной независимости по мясу птицы 

Риски и угрозы при присоединении России к ВТО

В расчете для России за период 2009-2011гг. использованы данные www.mcx.ru 

Рис.2. Уровни продовольственной независимости по свинине 

Риски и угрозы при присоединении России к ВТО 

В расчете для России за период 2009-2011гг. использованы данные www.mcx.ru 

При этом следует принимать во внимание, что Российская Федерация присоединяется к международной организации, которая не является межправительственным наднациональным органом и не имеет даже близкого к ФАО статуса при ООН. Она представляет собой всего лишь одну из международных неправительственных организаций, созданных с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. 

По откровенному мнению бывшего министра сельского хозяйства РФ в период с 1999 по 2009 гг. А.В. Гордеева, «ВТО - это организация лицемерная и неполезная для развивающихся стран. По большому счету это штаб защиты экономических интересов крупных западных государств и, прежде всего, США». 

Наиболее профессионально квалифицировал ВТО как организацию лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года Джозеф Стиглиц, который утверждал: «ВТО стала наиболее наглядным символом глобальных несправедливостей и лицемерия передовых промышленных стран… проповедуя…необходимость отказа от субсидирования производства, сами они продолжают предоставлять миллиардные субсидии своим фермерам…». 

В силу своей исключительно коммерческой природы ВТО, в отличие от ФАО, не только не участвует в реализации различных программ борьбы с голодом, но и остается в стороне от борьбы с ростом цен на мировом продовольственном рынке и их чрезмерной волатильностью, вызванной приходом на этот рынок огромного количества свободных финансовых ресурсов. 

Вместе с тем, как подтверждает сравнительная динамика изменения числа членов ВТО и региональных интеграционных формирований (рис. 3), а также оценка виднейших международных экспертов-экономистов, ВТО в настоящее время находится в состоянии коллапса и уже в течение 8 лет, начиная с Министерской конференции в Канкуне, не в состоянии прийти к новой согласованной редакции Соглашения по сельскому хозяйству в рамках так называемого Дохийского раунда. 

Рис.3. Сравнительная динамика изменения числа членов ВТО и региональных интеграционных формирований 

Риски и угрозы при присоединении России к ВТО 

Источник: Тарасов В.И. «Сравнительная динамика эволюции институциональных структур региональных интеграционных формирований в СНГ и ЕС», 
Евразийская экономическая интеграция №4(9) ноябрь 2010 с.27 


Суть непреодолимых разногласий сводится к различиям в подходе развитых и развивающихся стран к разрешённому уровню государственной поддержки своих товаропроизводителей. При этом развивающиеся страны настаивают на радикальном сокращении абсолютного уровня государственной поддержки как для развитых, так и для развивающихся государств, но для первых предусмотреть более радикальное сокращение в более короткие сроки нежели для вторых. Практически за семилетний срок реализации своей аграрной политики Европейским Союзом им запланировано потратить на её поддержку из бюджета ЕС за 2007 – 2013 гг. 373,1 млрд евро, а на 2014 - 2020 гг. предусмотрено потратить 374,4 млрд евро, то есть ни о каком снижении речи не идёт. 

Что касается аграрной политики США как потенциального продагрессора на внутренний продовольственный рынок России, то, вынудив Россию согласится с отменой экспортных субсидий, США устами Обамы выступили с экспортной продовольственной инициативой, предусматривающей удвоение продовольственного экспорта США за пятилетку с 2010 – 2015 гг. 

При этом предусматривается радикальная поддержка американских экспортёров государственными субсидиями в объёме не менее 1,5 млрд долларов США ежегодно. И всё это осуществляется на фоне радикально превосходящего российский уровень поддержки сельхозпроизводителей как в США, так и в ЕС (рис.4). 

Рис.4. Уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей, центов (в пересчете на 1 $ произведенной продукции) 

Риски и угрозы при присоединении России к ВТО

На фоне такой профессиональной подготовки американских и европейских экспортёров к вторжению на внутренний агропродовольственный рынок России следует отметить, что с одной стороны, агропродовольственный комплекс России к настоящему моменту так и не вышел на доперестроечный уровень по физическому объёму продукции (рис.5), а с другой стороны, по состоянию платёжного баланса и закредитованности российских сельхозорганизаций они маловероятно смогут составить конкуренцию зарубежным продагрессорам (рис.6). 

Рис.5. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства 
(в сопоставимых ценах), % 

Риски и угрозы при присоединении России к ВТО

Источник: рассчитано по данным www.mcx.ru 

Рис.6. Состояние АПК России на момент присоединения к ВТО 

Риски и угрозы при присоединении России к ВТО 

Источник: составлено автором на основе данных годовых отчетов Министерства сельского хозяйства РФ (mcx.ru) 

Реализуемая в этой сфере политика США и обеспечивающие её механизмы ВТО достаточно адекватно проявились в конфликте Китая и США в сфере экспорта американской стороной на китайский рынок мяса птицы. Суть возникшего конфликта заключается в том, что Китай в одностороннем порядке на основании собственных доказательных данных о демпинговых поставках этой продукции ограничил ее импорт из США на 600 тыс. тонн в год, заменив её поставками аналогичной бразильской продукции. 

Направив свои претензии в арбитражный орган ВТО, США оценили причиненный им Китаем ущерб в 300 тыс. потерянных рабочих мест и 1 млрд. долларов США. Эти данные как нельзя кстати могут быть использованы российскими производителями мяса птицы при оценке последствий присоединения России к ВТО для их отрасли. 

Обострившаяся проблема, связанная с необходимостью сбыта американскими производителями излишков мяса птицы и свинины, обусловлена не только объективно возникающим локальным перепроизводством той или иной продукции, что подтверждается графиками, изображенными на рисунках 1 и 2, но и так называемым планом Обамы, который поставил перед агропродовольственным сектором США задачу удвоения экспорта своей продукции в ближайшие пять лет. 

В довершении всего вышеперечисленного для идеалистов, мечтающих о скором выходе с экспортом российского продовольствия на зарубежные продовольственные рынки, следует отметить, что короткий путь на эти рынки ЕС и США закрыт отлаженным механизмом тарифного квотирования в сочетании с запретительным тарифами на внеквотную поставку продовольствия. Достаточно профессиональное представление об этом можно составить на основании данных, приведенных в таблице 2. 

Таблица 2 

Тарифы на внеквотную поставку продукции, % 


РФ

ЕС

США

Молоко и молочные продукты

19

163

126

Овощи, фрукты и живые растения

36

161

132

Сахар и кондитерские изделия

68

118

79

Растительное масло

24

94

164


В свете изложенного можно понять критиков условий присоединения России к ВТО в сфере АПК, которые предусматривают: 
  • снижение лимитируемого уровня поддержки сельхозпроизводителей до 9,0 и далее до 4,4 млрд долларов;
  • сокращение импортных пошлин на ряд чувствительных видов продовольствия, включая:
  • живых свиней;
  • мясо свиней свежее и мороженное;
  • молоко (прежде всего, сухое) и сливки сгущенные;
  • сыры;
  • рис;
  • масло пальмовое;
  • колбасы (прежде всего, сырокопченые);
  • запрет на экспортные субсидии.
Безусловное выполнение условий присоединения России к ВТО, предусмотренных Протоколом о присоединении России к ВТО, подписанного в Женеве 18 декабря 2011 года, по оценкам многочисленных экспертов, не позволит реализовать в ближайшие 2-3 года серьезные программы развития мясных отраслей, рассчитанные на надежную защиту внутреннего рынка от агрессивного импорта и государственную поддержку. Образцом стратегий такого рода могут служить данные, приведенные на рисунках 7 и 8, разработанные экспертами Мясного союза России. Они предусматривали ликвидацию импортозависимости России к 2015 году по всем видам мясного сырья и переход от импорта к экспорту мяса птицы и свинины. 

Рис.7. Прогноз развития рынка мяса птицы в РФ, тыс. тонн 

Риски и угрозы при присоединении России к ВТО 

Источник: Мамиконян М.Л.,2008г. 

Рис.8. Прогноз развития рынка свинины в РФ, тыс. тонн 

Риски и угрозы при присоединении России к ВТО 
Источник: Мамиконян М.Л.,2008г. 

Источник:  Soyanews.ru

Фото с сайта pskov.er.ru