МИС

Аналитика


Российская розница: рост в условиях кризиса
15.05.2012

Российская розница: рост в условиях кризиса

Несмотря на кризисные процессы, сфера розничной торговли показывает завидные темпы роста. В минувшем году она вышла на 11-е место в мире и на 1-е место в Европе. В текущем году отрасль обещает показать сходные темпы роста. На это указывает ощутимый неудовлетворенный спрос, а также отставание от других европейских стран по уровню потребления основных товаров.

Об этом свидетельствуют данные ежегодного доклада Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка «Итоги 2011 года и перспективы 2012 года». Авторы доклада приводят слова руководителя стратегических исследований Citigroup по России Кингсмилла Бонда, который отметил, что «выросший за последние десять лет уровень благосостояния превратил Россию в страну среднего класса, вероятно, впервые за всю ее историю».

Очевидно, что душевой доход достиг сегодня 500 евро в месяц, что превратило страну в ведущего европейского игрока на таких рынках, как мобильные телефоны, молоко и молочные продукты, детские товары, табачные изделия, пиво и т. д., говорится в докладе.

Прогресс в сфере розничной торговли происходил, несмотря на сохранявшиеся в российской экономике препятствия. Среди них – неуклонное повышение тарифов естественных монополий, высокие банковские ставки по кредитам и возврат к докризисному уровню арендных ставок, замедление роста реальных доходов населения, резкое увеличение ставки социального налогообложения и ряд других обстоятельств. И тем не менее, по оценке Euromonitor International, Россия вышла на 11-е место в мире и на 1-е место в Европе, опередив Германию.

Среди основных причин стабильно растущего потребления россиян авторы доклада называют неудовлетворенный спрос, а также значительное отставание по уровню потребления от развитых стран мира. Так, по мясу и мясопродуктам Россия отстает от США более чем в 2 раза, от Франции, Австрии – в 1,5 раза; по фруктам – от США, Германии, Нидерландов – более чем в 2 раза и т. д. Такое же отставание отмечается и по предметам длительного пользования.

На Рост потребления оказывает влияние и тот факт, что в России все еще ниже, чем в Европе, уровень расходов на ЖКХ, транспорт, налоги и т. д. Поэтому немецкая исследовательская компания GFK оценивает, что россияне могут тратить ежегодно 70% располагаемых доходов на текущее потребление, в то время как для жителей Европы этот показатель в среднем составляет 40%.

Поэтому не следует удивляться тому, что в розничной торговле европейских стран даже весьма преуспевавшие и мощные торговые сети либо закрываются совсем, либо сокращают количество магазинов. В России же, по данным Росстата, число организаций розничной торговли за 2011 год выросло на 20 тыс. – с 216 до 236 тыс.

Однако будущее российского ритейла нельзя назвать безоблачным. Авторы доклада приводят мнение экспертов Минэкономразвития, которые уверены, что в период 2012–2014 годов «социально-экономическая политика будет носить переходный характер, связанный с завершением решения задач посткризисного восстановления». Нельзя не учитывать и тот факт, что за последние годы российская экономика еще более увеличила зависимость от цен на нефть. По оценке Всемирного банка, без учета нефтяных доходов дефицит счета текущих операций достиг в 2011 году рекордного уровня в 13% ВВП, а дефицит бюджета сохраняется на уровне 10% ВВП.

Официальная статистика регистрирует замедление роста обрабатывающих производств, недостаточный уровень прямых иностранных инвестиций, продолжающийся отток капитала. Во втором полугодии 2012 года ожидается резкий скачок инфляции в связи с отложенной индексацией тарифов. К своему естественному уровню приблизилась безработица, что также будет сдерживать потребительский спрос.

Эти процессы происходят на фоне неблагоприятной мировой конъюнктуры: в развитых странах ожидается фактически стагнация, в развивающихся – один из самых низких показателей роста.

После серьезного падения в 2009-м, обороты розничной торговли в 2010 и 2011 годах продемонстрировали прирост на уровне 6,3 и 7,2% соответственно. По объему в рублях (19 трлн рублей) розничная торговля превышает треть всего ВВП страны и в два раза превосходит ее бюджет (10 трлн рублей). Крупнейшие федеральные торговые сети Х-5 и «Магнит» являются и самыми крупными частными работодателями после «ЛУКойла».

Главным фактором развития торговли являются сети. По данным Росстата, на сетевые компании приходится всего 18,5% оборота розницы. В сфере продовольственной торговли доля сетевых форматов здесь несколько выше – 21,8%. Однако это не означает, будто «сети душат отечественного производителя». Сегодня рост сетевой торговли не превышает 1% в год. Межотраслевой Экспертный совет по развитию потребительского рынка (МЭС) выступает за отмену ограничения на уровне 25% доли рынка, установленного ст. 14 ФЗ «О торговле».

На начало 2011 года только в 24 регионах доля сетевых торговых структур в общем обороте розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время в 20 субъектах сетевые структуры обеспечивали менее 10% объема регионального оборота. Бесспорным лидером в развитии сетевой торговли остается на сегодня Санкт- Петербург.

Вместе с тем почти 10% продовольствия – прежде всего мясо и плодоовощная продукция – покупается на рынках и ярмарках. По непродовольственным товарам эта доля еще выше – на уровне 14%. На сегодняшний день в стране функционируют 3159 розничных рынков, из которых более 70% –универсальные, около 9% – вещевые, около 8% – сельскохозяйственные и кооперативные, 4% – продуктовые, 2% – строительные.

В этом находит свое отражение известный факт – фермеру некогда торговать своей продукцией, нужны специализированные кооперативы. Но процесс их создания идет очень медленными темпами.

В ближайшие 3-5 лет в товарном ассортименте, в форматах торговли, в поведении потребителей могут произойти сильные изменения. В частности, внедрение радиочастотных меток позволит отслеживать путь любого товара от производителя до конечного потребителя. Дальнейшее усовершенствование мобильных телефонов приведет к тому, что, проходя или проезжая мимо какого-либо магазина, потребитель сможет получать предложения по товарам, которые он привычно покупает. При этом оплата может быть осуществлена также с телефона. По оценкам экспертов, к 2014 году до 3 млрд человек будут осуществлять подобные мобильные платежи.

Это может сильно повлиять на образ жизни россиян, их потребительские привычки и предпочтения. Благодаря этому будет происходить превращение среднего россиянина в более цивилизованного и более предсказуемого индивидуума, считают авторы доклада.

Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка выражает сожаление, что самый инновационный формат розничной торговли, а именно сетевая торговля, все еще составляет менее одной пятой части по обороту. Именно из-за дефицита этого сегмента все производители и поставщики стремятся попасть на полки крупных сетей и, сталкиваясь с их порой действительно завышенными требованиями, начинают упрекать их во всех мыслимых и немыслимых недостатках. Только дальнейшее развитие сетей, прямо и косвенно сдерживаемое сегодня ФЗ «О торговле», позволит усилить влияние инновационного потенциала торговли на людей, экономику и общество.

Скорее всего, в 2012 году произойдет переход на начальную степень зрелости целого ряда сегментов рынка, таких как товары повседневного спроса, электробытовые товары, товары для дома и дачи, одежда и обувь. Поскольку ни в экономике страны в целом, ни в реальных доходах населения не предполагается серьезного роста, широкие массы потребителей уже начали реагировать оценкой реального соотношения «цена/качество». У российского потребителя появляется западная рыночная рациональность. По данным Общественной палаты, средняя цена продуктовой корзины составляет сегодня 820–840 рублей, т. е. примерно столько же, сколько в Испании и Бразилии, и на 5–10% дороже, чем в Италии и Португалии. При этом средние доходы россиян ниже европейских, но выше бразильских. По мнению экспертов Палаты, пик покупательской способности населения достигнут и, если цены на продовольствие продолжат расти, россияне начнут экономить на еде.

С учетом происходящих изменений необходимы перемены в сознании и установках всех игроков российского потребительского рынка. Наша страна пока остается достаточно уникальным примером рынка, где доминирующее положение принадлежит национальным же игрокам. Это достижение необходимо всеми силами удержать, считают авторы доклада. Пока же силами нескольких не в меру ретивых чиновников ФАС и ряда популистов-политиков российские розничные сети хотят сделать ответственными за все недостатки развития потребительского сектора – цены, качество товаров, дороги, даже вопросы безопасности.

Еще одна особенность российского рынка – все еще не консолидированный рынок ритейла. Первая пятерка крупнейших сетей занимает менее 15% рынка. В странах Европы этот уровень составляет 68%.

Российская розница: рост в условиях кризиса

Автор:  Анна Соколова, ТПП-Информ
Источник:  Tpp-inform.ru