МИС

Аналитика


Рынок мяса птицы: состояние и перспективы
01.06.2011

Рынок мяса птицы: состояние и перспективы

Г. А. Бобылева, к. э. н., генеральный директор Российского птицеводческого союза

Сегодня мясное птицеводство является лидирующим и динамично развивающимся сектором агропромышленного комплекса.  Это единственная отрасль, которая смогла за короткие сроки в разы увеличить уровень производства. При этом ежегодный рост производства выражается не только в количественном, но и в качественном отношении. О результатах российского рынка мяса птицы и его перспективах рассказывает генеральный директор «РОСПТИЦЕСОЮЗа» Г. А. Бобылева.
Темпы развития
Птицеводство всегда отличалось быстрыми темпами воспроизводства поголовья, интенсивным ростом, высокой продуктивностью, наименьшими затратами материальных средств на единицу продукции, что при ограниченности сырьевых ресурсов очень важно. Учитывая при этом платежеспособность населения, подтверждается целесообразность дальнейшего развития птицеводства в стране.
Если в 1990 г. доля мяса птицы в общем объеме производства скота и птицы во всех категориях хозяйств составляла 17 %, то в 2010 г. этот показатель достиг уровня 59 %. (рис. 1.).
Рынок мяса птицы: состояние и перспективы  Рынок мяса птицы: состояние и перспективы 
                                      1990 г.                                                                           2010 г.
Рис. 1. Доля мяса птицы в общем объеме производства скота и птицы в сельхозпредприятиях
За счет чего так активно развивается птицеводство? Такое наращивание объемов производства осуществляется как за счет строительства новых производственных объектов, так и за счет реконструкции и модернизации имеющихся мощностей. С 2006 г. по настоящее время в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства (рис. 2.) в отрасль было привлечено более 200 млрд руб. инвестиций, что позволило осуществить ввод новых предприятий, осуществить реконструкцию и модернизацию более 370 объектов.
   Рынок мяса птицы: состояние и перспективы 
Рис. 2. Привлеченные инвестиции с 2006–2010 гг.
Об импорте
В 2010 г. уровень отечественного производства достиг 2830 тыс. тонн мяса птицы, а к 2011 г. прогнозируется 3150 тыс тонн. При этом квота на импорт сократиться с 780 тыс. тонн до 350 тыс. тонн (рис. 3).
Рынок мяса птицы: состояние и перспективы
Рис. 3. Формирование рынка мяса птицы (тыс. тонн убойной массы)
К 2012 г. планируется увеличение производства до 3,2 млн тонн с одновременным уменьшением доли импорта мяса птицы на отечественном рынке до 15 %.
В ближайшее время Россия продолжит наращивать объем производства. Это даст возможность полностью отказаться от поставок импортного мяса. Но, тем не менее, импортная продукция не исчезнет с российского рынка, поскольку определенная доля импорта необходима для его нормального функционирования.
Увеличение объема производства мяса птицы также позволило увеличить экспорт мяса птицы в другие страны. В прошлом году объем экспорта мяса птицы составил 20 тыс. тонн. Сегодня мясо птицы поставляется в Казахстан, Монголию, а племенная продукцию – в Белоруссию и Киргизию.
О ценах
Постоянно растущий спрос на мясо птицы объясняется его потребительскими свойствами, а также низким уровнем потребительских цен по сравнению с другими видами мясной продукции. Поэтому мясо птицы является самым доступным для низкооплачиваемых слоев населения.
Цены на мясо птицы  в декабре 2010 г. достигли  105 руб. за 1 кг, на свинину – 198 руб., что практически в раза больше. Поэтому естественно, что покупатель голосует за продукцию из мяса птицы.
Несмотря на засушливое лето 2010 г., повлекшее за собой повышение цен на зерно, повышения цен на мясо птицы не наблюдалось, так как рынок был полностью насыщен этой продукцией.
Сокращение импортных поставок в прошлом году увеличило нагрузку на отечественного производителя и спровоцировало рост цен с марта по октябрь. (рис. 4).
 Рынок мяса птицы: состояние и перспективы
Рис. 4. Потребительские цены на животноводческую продукцию в 2010 г.
(данные Росстата).
Кроме того, из-за снижения объемов производства других видов мяса для производителей мясной продукции становится выгодным использование мяса птицы промышленной переработки (мясо кур яичных пород) в качестве эквивалентного заменителя мясного сырья.
Об ассортименте
Высокий уровень технологичности производства позволяет значительно расширить ассортимент продукции из мяса птицы. Создан целый ряд разнообразных продуктов – от полуфабрикатов, консервов, готовых кулинарных изделий до продуктов из вторичного сырья (см. табл.).
Ассортимент выпускаемой продукции из мяса птицы ОАО «Верхневолжская птицефабрика» Тверской области
Вид продукции
Количество наименований
Натуральные полуфабрикаты
15
Полуфабрикаты для гриля и жарки
16
Рубленные полуфабрикаты (котлеты, колбаски для гриля, лангет, шницель, пельмени и т.д.)
16
Колбасные изделия (вареные и варено-копченые)
15
Ветчины, рулеты
5
Паштеты
2
Копченые изделия
6
Всего
75
 
Сегодня из-за низкой покупательской способность увеличился спрос на охлажденные тушки, которая является ключевой позицией в ассортименте и составляет 42 % от рынка мяса птицы.
Важную составляющую в ассортименте продукции играют охлажденные полуфабрикаты и сегодня отечественные производители делают на них ставку (рис. 5.).
 Рынок мяса птицы: состояние и перспективы
Рис. 5. Ассортимент выпускаемого мяса птицы в 2010 г. (доля в общем объеме)
О спросе
В настоящее время внутренний спрос на мясо птицы обеспечивается на 72 %. При среднем уровне потребления 24,5 кг мяса птицы на человека только в 21 субъекте РФ уровень самообеспеченности превышает 100 %. В этих субъектах сверх уровня самообеспечения производится 756 тыс. тонн. По уровню самообеспеченности в пределах 50–100 % находятся другие 22 субъекта РФ, где до полного покрытия дефицита необходимо произвести 277 тыс. тонн. В остальных 35 субъектах уровень самообеспеченности не достигает 50 %. Здесь для полного удовлетворения спроса нужно произвести 1112 тыс. тонн сырья.
Такое неравномерное распределение продукции по регионам объясняется отсутствием развитой логистической системы в стране.
О разнообразии рынка
Одним из перспективных направлений конкурентоспособности отрасли, увеличения объемов ее производства и расширения ассортимента является производство продукции из других видов мяса. Одним из таких приоритетных направлений, предусмотренных программой «Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010–2012 годы» является индейководство (рис. 6.)
 Рынок мяса птицы: состояние и перспективы  Рынок мяса птицы: состояние и перспективы
                                       1990 г.                                                                            2010 г.
Рис. 6. Структура мяса птицы отечественного производства (объем-тыс. тонн убойной массы, доля %)
Несмотря на то, что мясо индейки занимает четвертое место среди наиболее после говядины, свинины и курятины, уровень ее потребления в среднем на одного человека в год составляет 720 г. индейка интересна тем, что из нее можно производить до 60 видов основных изделий.
С целью расширения ассортимента мяса птицы программой предусмотрено увеличение производства мяса уток и гусей.

Источник: Журнал "Мясные технологии"