МИС

Аналитика


Рынок упаковки в России: тренды, прогнозы, новинки
07.09.2011

Рынок упаковки в России: тренды, прогнозы, новинки

В статье использованы материалы докладов IV международного Делового форума «Стратегические решения для российской индустрии упаковки», организованного КВК «Империя» в рамках выставки «Росупак-2011».

Рынок упаковки: производитель, заказчик, потребитель
Тренды
Предприятия переходят к консолидации – идет процесс укрупнения производства упаковки.
Александр Мальчевский (СНСР) отметил, что в настоящее время особая роль отводится упаковке скоропортящихся товаров – группы рискованной, но очень перспективной. Инновации в такой упаковке могут обеспечить реальное конкурентное преимущество.
Стремление к снижению себестоимости продукта за счет удешевления упаковки (масс-маркетинг). В поддержку этого тренда предлагаются решения по снижению материалоемкости, массы, толщины упаковки.
Использование возможностей упаковки для продвижения продукции. Покупатели, ориентирующиеся на престижность или качество продукции, придают значение дизайну упаковки.
Экологичность – это свойство упаковки выходит на первые места по результатам опросов покупателей. Так, согласно данным ИА «Маркет-Аналитика», 60 % населения поддерживает данную инициативу. Значительная доля покупателей ради экологичности упаковки готовы отказаться от удобства хранения (49 %), возможности ее повторного использования (48 %), удобства транспортировки (47 %), и даже от предотвращения контакта продукта с руками (27 %).
Усиление роли транспортной упаковки вызвано тем, что все больше производителей реализует свою продукцию через сети, которые ужесточают требования к сохранности продукции во время транспортировки, складирования и хранения. Таким образом, сети отдают предпочтение тем производителям, которые используют более прочную, удобную для штабелирования или выкладки на полки упаковку.
Мировая экономика и рынок упаковки
Все события, происходящие в мире, отражаются, в том числе, и на рынке упаковки, считает М. Хазин (президент компании НЕОКОН).
В настоящее время на мировом рынке наблюдается снижение спроса, связанное со снижением потребительской способности населения. Чтобы стимулировать развитие экономики, правительства некоторых стран вызывают искусственное увеличение спроса на товары при помощи доступного кредитования. Но к настоящему моменту такой механизм становится все менее эффективным, потому что население ориентировано на «невозврат», что в свою очередь, явилось одной из причин мирового финансового кризиса 2008 г.
Падение спроса из-за достижения потолка покупательской способности заставляет производителей искать способы снижения цен. На рынке обостряется конкуренция производителей и ужесточается борьба за покупателя.
Но производители должны понимать, что подобное стремление любыми средствами удешевить свой продукт приводит к ухудшению его качества вплоть до потери доверия покупателей к данной торговой марке.
М. Бурмистров (директор ИА «ИнфоЛайн»), напротив, подчеркнул, что в 1 квартале 2011 г. впервые в России 78 % доходов населения были истрачены на покупки (в 2010 г. – только 65 %). Иными словами, сложились благоприятные условия для развития бизнеса. Рынок FMCG растет, а эта группа товаров, как никакая другая, требует не просто качественной, но в первую очередь, инновационной, оригинальной, обладающей уникальными свойствами упаковки. Докладчик отметил, что на состоянии дел российского бизнеса может негативно отразиться тревожная тенденция, когда нишу скоропортящихся товаров занимают фреш-продукты из ЕС, более доступные по цене и качественные (в том числе, благодаря и новой асептической упаковке, позволяющей продлить срок их реализации).
Иными словами, эффективное продвижение продукции через сетевой ретейл требует от производителей поиска новых упаковочных решений, что дает стимул для развития упаковочной отрасли.
Рынок упаковочных материалов
Производители упаковки в России в недавнем прошлом зависели от импорта сырья. Эта тенденция в последнее время меняется к лучшему. По данным Ю. Кисловой, директора агентства «Маркет-Трейд», упаковочная индустрия – быстро и стабильно развивающийся, один из наиболее крупных, деверсифицированных и конкурентных секторов российской экономики. Рост рынка упаковки в 2010 г. составил по разным оценкам, от 3 до 5 % (к 2009 г.), а его емкость в 2010 г. оценивается в 13 млрд долл.
До 40 % рынка занимает полимерная упаковка. В 2009 г. спрос на полимерные материалы возрос на 34 %. Внушает оптимизм, что более 53 % сырья для производства полимерных пленок – российского производства.
По словам Г. Хмелевского (исп. директора ассоциации ПАКМАШ), в упаковочной индустрии России работают тысячи предприятий (только в Центральном округе зарегистрировано 1107 предприятий, производящих упаковку и упаковочные материалы, и 406 предприятий, выпускающих оборудование для производства упаковки).
Но, считает докладчик, упаковочная отрасль не может работать обособленно от других сегментов – маркетинга, оборудования, технологий, логистики и реализации продукции. Поэтому в перспективе перед отраслью стоит важная задача – развитие интеграционных процессов в упаковочной и смежных отраслях.
Инновации в упаковке
Нанотехнологии в производстве упаковочных материалов. Как показали исследования, полимерная пленка с нанесением слоя AlO2 толщиной, соизмеримой с размерами молекулы, приобретает высокие барьерные свойства к О2 и Н2О. Другая технология основана на нанослойной экструзии, что позволяет получать соэкструдированные полиолефиновые пленки, обладающие высокобарьерными свойствами. Кроме этого, у нанокомпозитных материалов есть и другие преимущества по сравнению с традиционными: ниже удельный вес, проще состав, меньшая стоимость единицы упаковки.
Применение специальных добавок, ускоряющих разрушение полиолефиновых молекулярных цепочек под воздействием воды или кислорода воздуха, позволяет превращать традиционные полимерные материалы на полиолефиновой основе (полиэтилен, полипропилен и др.) в биоразлагаемые.
Этот метод дешевле и технологически проще, чем создание биоразлагаемых упаковочных материалов из природных полимеров (крахмалы, целлюлоза, полимолочная кислота и т. д.).
Следуя запросам потребителей, разработаны отслаивающиеся полимеры – для решения задачи «легкого вскрытия упаковки». Функциональные возможности новых полимерных материалов гибкой упаковки обеспечивают повышенную прозрачность и блеск поверхности для привлекательного внешнего вида, хорошие барьерные свойства для удлинения срока хранения, высокую адгезию для многократно закрывающихся упаковок и другие новые ценные свойства.
Но в современной упаковке важен не только материал, но и цвет. По мнению Н. Коро, гуру российского маркетинга, цветовое решение упаковки напрямую влияет на психологию потребителей. Правильно подобранная цветовая гамма способна сформировать у них позитивное отношение к продукту и повлиять на их решение о покупке. Это направление получило название «нейромаркетинг».
Дизайн упаковки тоже меняется в соответсвтии с веяниями нового времени. По мнению специалистов компании Daniel Communikation Design, современный дизайн упаковки выражает идеи прямоты, уверенности, доверия, воплощаемые через минимум декора, но максимум правды. Две тенденции – возврат к старым ценностям в оформлении («раньше умели хорошо») наряду с инновациями, призванными вызывать улыбку и удивление, также правят бал в упаковочных дизайнерских решениях.

Источник: Журнал "Мясные технологии" www.meatbranch.com

Фото с сайта www.newchemistry.ru