МИС


Вступление России в ВТО противоречит интересам российских сельхозпроизводителей
06.12.2012

Вступление России в ВТО противоречит интересам российских сельхозпроизводителей

Профессор кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ Светлана Барсукова представила свой доклад на семинаре серии «Социология рынков», проводимом Лабораторией экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) Высшей школы экономики.

Период 90-х годов для аграрного сектора – это время резкого спада и деградации сельского хозяйства страны, считает Светлана Барсукова. Индекс валовой продукции сельского хозяйства к 1998 году сократился на 44% по сравнению с относительно благополучным 1990-м годом.

Переломным моментом стал 1998 год: после дефолта цены на импортную продукцию существенно повысились. При этом упали доходы большей части граждан, что и привело к росту спроса россиян на относительно недорогие отечественные товары.

Сейчас производство сельхозпродукции составляет три четверти от показателей 1990 года.

Таблица 1. Индекс валовой продукции сельского хозяйства за период 1990-2006 годов

ГодыИндекс валовой продукции растениеводстваИндекс валовой продукции животноводстваИндекс валовой продукции всего сельского хозяйства
1990100100100
199482,867,172,8
199865,949,956
200290,653,468,6
2006106,354,776,8

Докладчик выделила три основных вехи, которые в 2000-е годы определяли стратегию развития аграрно-промышленного комплекса России. Это приоритетный национальный проект (ПНП) «Развитие АПК» (2006-2007 годы), доктрина продовольственной безопасности (ДПБ) РФ (2010 год) и вступление России в ВТО в 2012 году.

АПК как приоритетный нацпроект

В рамках двухлетнего ПНП «Развитие АПК» в 2006-2007 годах государство выделило 47 млрд рублей, которые могли быть потрачены по нескольким направлениям.

  1. На ускоренное развитие животноводства. Эти деньги пошли на развитие субсидированного кредитования проектов по строительству и модернизации животноводческих комплексов, что должно было увеличить производство мяса на 7%, а молока – на 4,5%.
  2. На стимулирование развития малых форм хозяйствования. Эти деньги были выделены на субсидирование кредитов для фермеров, кооператоров и владельцев личных подсобных хозяйств. Ожидалось, что производство сельхозпродукции личными подсобными и фермерскими хозяйствами возрастет на 6%.
  3. Также были выделены ресурсы на обеспечение жильем молодых специалистов, проживающих в сельской местности. Средства направлялись на строительство 1392,9 тыс квадратных метров жилья (на условиях софинансирования), в которое должны были заселиться не менее 31,5 тыс молодых специалистов.

Бизнес начал активно инвестировать в сельское хозяйство, пользуясь новыми институциональными возможностями. В течение нескольких лет более 200 млрд рублей вложили в производство птицы частные предприниматели.

Доктрина продовольственной безопасности

Доктрина была принята указом президента в феврале 2010 года. Она не является российским изобретением. Подобные доктрины есть в Китае, США, Франции, Германии, Белоруссии и других странах.

О необходимости принятия соответствующей доктрины говорили с начала 1990-х годов. Однако ее не принимали, поскольку не могли определиться с ключевым понятием. Что такое «продовольственная безопасность»? Одни трактуют продовольственную безопасность как независимость от импорта за счет развития собственного производства. Эта интерпретация соответствует интересам отечественных производителей, апеллирующих к помощи властей.

Вторая трактовка продовольственной безопасности включает в себя ценовую доступность продовольствия для потребителей. Дешевый импорт получает в такой трактовке свое оправдание. Она соответствует интересам импортеров и правящей элиты, опасающейся недовольства населения.

Доктрина определила пороги производства сельхозпродукции, ниже которых страна опускаться не должна. Кроме того, в ДПБ сказано, что продовольствие должно быть доступно гражданам, причем как по цене, так и территориально. Эксперты критиковали Доктрину за абсолютную декларативность и отсутствие прописанных механизмов реализации.

К 2010 году ситуация в сельском хозяйстве значительно улучшилась: производство сельхозпродукции в стране последовательно росло.

График 1. Индексы физического объема продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), в %

Вступление России в ВТО противоречит интересам российских сельхозпроизводителей

Источник: Росстат

Причем росли не только валовые показатели, но и производство основных видов сельхозпродукции на душу населения.

Таблица 2. Производство основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения, в кг

 2000200720082008 в % к 2000
Зерно451576762169
Картофель200191204102
Овощи748192125
Мясо в убойной массе304044147
Молоко222226228103
Яйца,шт.234267266114
Сахар (из свеклы)10,822,524,5227
Растительное масло9,419,317,4186

При этом среднедушевое потребление в 2008 году не дотягивало до нормы. Потребление мяса и молока составило 61% от нормы, рыбы – 56%, овощей – 76%, а молока и молочных продуктов – 88%. Но даже этот уровень достигался с помощью импорта. Расходы на питание в структуре расходов россиян в 2008 году составляли в среднем 34,5%, а у бедных слоев населения доходили до 60%.

Цена вступления России в ВТО

Россия вступила в ВТО 22 августа 2012 года. Когда переговоры вышли на финишную прямую, аграрный бизнес попытался достучаться до власти и убедить в необходимости еще раз обсудить условия, касающиеся АПК. Но власть не пошла на переговоры, а лишь информировала бизнес о готовящихся нововведениях. Итоговые «аграрные» договоренности крайне не понравились аграриям.

По условиям подписанных документов, в результате вступления страны в ВТО государство не вправе поддерживать экспорт с помощью экспортных субсидий, практикуемых рядом других стран-членов ВТО.

Новые правила закрепят низкий уровень господдержки производства сельхозпродукции. На момент вступления в ВТО уровень допустимой поддержки определен в 9 млрд долларов, но к 2018 году должен быть снижен до 4,4 млрд долларов.

Меры господдержки сельхозпроизводителей по условиям ВТО разделены на «желтую» и «зеленую» корзины.

«Зеленая» корзина – это те меры поддержки, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений. Это так называемая разрешенная поддержка. В рамках «зеленой» корзины государство может  вкладываться в развитие инфраструктуры, подготовку кадров, научные исследования, проводить фитосанитарные и ветеринарные мероприятия, программы страхования урожая.

Меры «желтой» корзины оказывают искажающее воздействие на торговлю. Это ценовая поддержка, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, удобрения, электричество, списание долгов. Такие меры ограничены в объемах и должны сокращаться.

Таблица 3. Поддержка сельского хозяйства на период до 2020 года

 фактплан
20102011201220132014201520162017201820192020
Зеленая 1,21,31,93,85,76,16,16,56,77,17,3
Желтая 4,75,14,95,76,16,56,26,67,17,78,4
Итого5,96,46,89,511,812,712,213,113,914,815,7
Обязательства   98,17,26,35,44,44,44,4

Потребуется существенная коррекция прежних форм поддержки сельского хозяйства, поскольку протекционизм в прежних формах будет невозможен.

Пошлины станут ниже

Импортные пошлины на сельхозпродукцию  снизятся с 13,2% до 10,8%. При этом все страны, которые соответствуют РФ по уровню развития, то есть развивающиеся страны, имеют уровень таможенной защиты выше. Уровень таможенной защиты развитых стран ниже, чем развивающихся, но у развитых стран в разы выше разрешенный уровень поддержки сельского хозяйства, отметила Светлана Барсукова.

В итоге изменение таможенного тарифа для части сельхозпродукции будет кратным. К примеру, пошлина на ввоз живых свиней снизится в восемь раз, на импорт риса,

Автор:  Мария Селиванова
Источник:  Opec.ru