МИС

Аналитика


Юг раскудахтался на всю страну
26.08.2011

Юг раскудахтался на всю страну

В 2011 году производство мяса птицы в ЮФО впервые превысило уровень внутреннего потребления. Причина этого в большом количестве проектов по производству бройлеров, стартовавших в последние годы. Производители размещают своё производство на Юге из-за низкой стоимости кормов и поставляют готовую продукцию в другие регионы страны

В начале августа холдинго­вая компания «Оптифуд» заявила о завершении строительства в Ростовской области крупного производственно-перераба­тывающего комплекса мощностью 100 тысяч тонн мяса птицы в год. Общая сумма инвестиций в проект, начиная с 2004 года, составила 6,5 млрд рублей. Президент компании Екатерина Мусиенко отметила, что в стратегические планы «Оптифуда» входит создание на Дону современного агрохолдинга по производству мяса бройлеров. До конца 2011 года компания собирается начать работы по возведению в Ростовской области собственного племрепродуктора мощностью 75 млн инкубационных яиц в год, а также современного комбикормового завода, строительство которого рассчитано на два года. Инвестиции в эти объекты составят около 3 млрд рублей. Сейчас у «Оптифуда» в Ростовской области уже есть шесть площадок выращивания бройлеров, 186 птичников, два мясоперерабатывающих комбината, четыре инкубатория, три комбикормовых завода и строительная компания.

Создание этого комплекса является лишь одним из громких проектов в сфере птицеводства на юге России. В Прохладненском районе Кабардино-Балкарии агрогруппой «Баксанский бройлер» в рамках реализации инвестиционного проекта общей стоимостью 82 млн рублей, запуск которого запланирован на ноябрь-декабрь этого года, начато строительство шести корпусов комплекса по откорму бройлеров. В июле было объявлено, что в реконструкцию и техническое перевооружение птицефабрики «Староминская» инвесторы вложат около 1 млрд рублей. Сразу несколько проектов заявлено в сфере производства утки и индюка.

Бройлерное укрупнение

Ключевые тенденции в развитии этого сегмента мясного рынка наметились ещё несколько лет назад. По словам Екатерины Мусиенко, практически все крупные агрохолдинги при помощи государства приступили к реализации инвестиционных проектов по созданию производств мяса бройлеров, и сегодня эти проекты уже реализованы или находятся в завершающей фазе. Как отмечают аналитики, большинство проектов запускаются крупными игроками рынка и по своей сути являются расширением производства. Это имеет весьма конкретный смысл. «С учётом новых технологий себестоимость производства в “Баксанском бройлере” оказывается на 15–20 процентов ниже, чем в хозяйстве среднего уровня, — говорит коммерческий директор этой агрогруппы Мансур Мусафаров. — Это позволяет нам выбрасывать на рынок большой объём мяса птицы по умеренной цене, что выдавливает с рынка мелкие хозяйства, освобождая их производственные мощности для больших компаний».

Ещё одним примером укрупнения предприятий по производству мяса птицы является продажа ЗАО «Ставропольский бройлер», принадлежавшего холдингу «Интеррос», компании ГАП «Ресурс» — одному из крупнейших предприятий по производству мяса птицы на юге России. Для «Интерроса» производство мяса птицы было последним непрофильным активом, от которого компания в итоге решила избавиться. Пока ни одна из двух сторон сделку не комментирует.

Куриная конъюнктура

По оценке Екатерины Мусиенко, такой бум новых проектов позволил увеличить объёмы производства собственного мяса птицы в стране на 70%. При этом Юг опережает средние российские показатели по производству и практически полностью обеспечивает собственные потребности. «В 2010 году в Южном федеральном округе производство мяса птицы на душу населения составляло чуть более 22,8 килограмма. Как ожидается, по итогам 2011 года оно достигнет почти 27,9 килограмма, что существенно выше среднего по стране уровня, — говорит ведущий аналитик информационно-аналитического агентства “ИМИТ” Алексей Плугов. — Если ещё в 2010 году потребление мяса птицы в округе превышало производство почти на 25 тысяч тонн, то по итогам 2011 года ЮФО может не только самостоятельно покрыть внутренние потребности в курятине, но и поставить за свои пределы почти 45 тысяч тонн куриного мяса. Что касается Северо-Кавказского федерального округа, то к регионам, где объём производства превышает объём потребления, можно отнести лишь Ставропольский край и Карачаево-Черкесию. За счёт хороших показателей в этих регионах уровень самообеспеченности СКФО по мясу птицы в 2011 году возрастёт до 74,3 процента».

Как отмечает руководитель портала Agro.ru Алексей Бужбецкий, сегодня доля мяса птицы достигает 40–50% всего объёма мясного рынка, и эта тенденция, скорее всего, сохранится в ближайшие годы. «Стабильность спроса и прогнозируемость бизнеса привлекают инвесторов, благодаря чему отрасль динамично развивалась в последние годы», — говорит г-н Бужбецкий.

Сохранению высокого спроса способствует стабильно невысокая цена, которая в некоторых случаях даже не опережает темпы роста инфляции. «Цены на мясо птицы за год практически не изменились — плюс 1,9 процента. Ценовая вилка составляет порядка семи-восьми рублей», — отмечает Екатерина Мусиенко. Невысокая цена объясняется низкой себестоимостью мяса бройлеров, которая на порядок ниже по сравнению с говядиной и свининой. К тому же построить завод по производству и переработке мяса птицы значительно проще и дешевле, чем, например, свинокомплекс. По мнению участников рынка, существенного роста цен на мясо бройлеров в ближайшем будущем ожидать не приходится. «В случае удорожания будет повышаться доля импорта, потому что за границей мясо птицы выращивается по более низкой цене», — говорит Мансур Мусафаров. К тому же некоторые аналитики связывают рост потребления с эпидемией африканской чумы свиней — потребители стали переходить на более «безопасное» мясо.

Локализация на Юге

За рубеж мясо отечественных бройлеров пока практически не вывозится. Значительно больше перспектив у Юга в сфере внутреннего экспорта. В 2010 году единственным федеральным округом, где производство мяса птицы превышало его потребление, был Центральный. В 2011 году в число потенциальных экспортёров этого вида мяса вошёл и Южный федеральный округ. Среди регионов ЮФО, по оценке агентства «ИМИТ», существенно возрастает объём потенциального регионального экспорта куриного мяса из Адыгеи — с 16,3 тысячи тонн в 2010 году до 21 тысячи тонн в 2011 году, из Краснодарского края — с 5,4 тысячи тонн до 59,1 тысячи тонн, Ростовской области — с 4,1 тысячи тонн до 20,6 тысячи тонн (см. график 2). Однако при этом возрастут потребности в поставках извне в Волгоградской области — с 21,7 тысячи тонн до 23,1 тысячи тонн. По прогнозам, положительный баланс торговли мясом птицы в 2011 году будет также у Ставропольского края и Карачаево-Черкесии, но за счёт недопроизводства в других республиках СКФО приходится ввозить мясо из других регионов.

Ключевым преимуществом для инвесторов, размещающих производство на Юге, является наличие доступной кормовой базы, ведь затраты на покупку кормов составляют до 70% себестоимости готовой продукции. Этот фактор стал одним из ключевых для создания пилотных производств «Баксанского бройлера» именно в Краснодарском крае — крупнейшем зерновом регионе. «Крупный производитель продаёт свое мясо где угодно, и неважно, где его выращивать, — отмечает Мансур Мусафаров. — Производители сталкиваются на рынке потребителя. На рынке Краснодарского края показательным является ЗАО “Агрокомплекс”, которое правильно разработало концепцию. “Баксанский бройлер” выбрал другое направление — Москва, Московская область и СКФО. Мы вошли в Краснодарский край в первую очередь из-за доступной кормовой базы. В Кабардино-Балкарии корма дорожали за счёт транспортировки зерна на комбикормовый завод. Поэтому мы разместили несколько площадок на Кубани».

С точки зрения дистрибуции место производства мяса перестало быть определяющим фактором. За последние 5–6 лет многие компании обзавелись современным мощным оборудованием: холодильниками и машинами, которые позволяют транспортировать мясо на большие расстояния. Поэтому многие компании везут свою продукцию, например, на Урал и в Сибирь, где птицеводство сегодня не так развито, как на Юге и в центральной России.

Одновременно с ростом объёмов производства и модернизацией заводов усиливается конкуренция среди производителей. В первую очередь это касается Краснодарского и Ставропольского краёв и Ростовской области — регионов-лидеров в производстве птицы на Юге. В сетевых каналах сбыта конкуренция между производителями идёт в основном в области сервиса, в то время как главные «ценовые войны» ведутся в оптовом канале, где цена продукта превалирует над его качеством и уровнем сервиса. Кроме того, многие производители мяса бройлеров отмечают, что в оптовом канале сбыта часто приходится сталкиваться с явлением регионального протекционизма. Для крупных федеральных компаний, работающих в регионе, эта проблема стоит не так остро, как для местных производителей. Так, региональные отгрузки компании «Оптифуд» связаны преимущественно с выполнением контрактов для крупных торговых сетей и дистрибьюторов, федеральным поставщиком которых она является. Однако именно вход крупных компаний в регионы позволил открыть дорогу и для компаний меньшего размера. «Раньше среднему хозяйству уровня “Баксанского бройлера” было сложно зайти, например, в Иваново, потому что там есть свой “Ивановский бройлер”. Но крупные компании открыли все двери и поставляют своё мясо, а в этом мощном потоке идём и мы. Более того, сейчас некоторые производители создают бренды, похожие на бренды местных компаний», — говорит Мансур Мусафаров.

При этом, по мнению владельцев птицефабрик, будущее в этой отрасли не за продажей мяса, а за глубокой его переработкой: перерабатывать его самим и продавать готовую продукцию значительно выгоднее. По этому пути идёт ЗАО «Агрокомплекс». У компании на юге России есть собственная сеть магазинов, через которые налажена система сбыта охлаждённого мяса, полуфабрикатов и готовой продукции.

Прочие птицы

Однако высокая конкуренция и проблемы с региональным протекционизмом характерны прежде всего для рынка мяса бройлеров, в то время как другие виды мяса птицы пока представлены довольно слабо. Например, единственным крупным игроком на рынке индюшиного мяса не только в регионе, но и в России является компания «Евродон». За прошлый год на предприятии произвели 32 тысячи тонн мяса, а в этом году компания заявляет о планах по реализации нового проекта — уже мощностью до 60 тысяч тонн. Реализовать проект планируется за два года с начала финансирования. «Если наши планы в ближайшие два года осуществятся, станем номером первым в Европе по производству мяса индейки», — говорит генеральный директор ГК «Евродон» Вадим Ванеев. И это будет лишь первый из трёх этапов: за 8–10 лет «Евродон» планирует довести объёмы производства индюшиного мяса до 180 тысяч тонн. Предполагаемый объём инвестиций в проект составит 18–19 млрд рублей.

Весной «Евродон» заявил о старте проекта по производству утиного мяса: мощность нового предприятия в Ростовской области на первом этапе составит 20 тысяч тонн мяса в год. Общий объём инвестиций в проект — 5 млрд рублей. Запустить проект планируется к концу 2012 года. «Мы намерены возродить в России производство мяса утки в промышленных масштабах. При успешной реализации проекта мы сможем существенно снизить долю импортной замороженной продукции на российском рынке, предлагая потребителю более качественный охлаждённый продукт», — отмечает Вадим Ванеев. Другой крупный «утиный» проект стоимостью 1,8 млрд рублей весной заявила таганрогская компания ООО «КМК»: согласно планам компании, ввести комплекс в эксплуатацию планируется уже к концу этого года.

Юг раскудахтался на всю страну   Юг раскудахтался на всю страну

Expert.ru