Мясо–Портал представляет: «20 главных тем и событий 2014 года в мясном бизнесе»
02.02.2015

Мясо–Портал представляет: «20 главных тем и событий 2014 года в мясном бизнесе»

Уважаемые коллеги!

Мясо–Портал представляет Вам ставший уже традиционным рейтинг «20 главных тем и событий 2014 года в мясном бизнесе».
Благодарим наших экспертов за профессионализм и стремление к сотрудничеству:

Бирюков Виктор Степанович (Президент ГК «Талина»), Давлеев Альберт Дамирович (Президент компании ЗАО «АГРИФУДСТРЕТЕДЖИС», Вице-президент Международной программы развития птицеводства (UIPDP)), Дальнов Андрей Валентинович (Руководитель отдела стратегического маркетинга группы "Черкизово"), Ковалев Юрий Иванович (Президент Национального Союза Свиноводов), Малоголовкин Александр Сергеевич (ВНИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии РАН), Мамиконян Мушег Лорисович (Президент Мясного Совета Единого Экономического Пространства), Мирошников Сергей Александрович (Директор РАСН ВНИИ мясного скотоводства), Михайлец Юлия Девидовна (Главный редактор «Сельское хозяйство России. Бизнес Партнер»), Поздняков Дмитрий Владимирович (Исполнительный директор Северо-Западной Мясной Ассоциации), Черкесов Денис Леонидович (директор Национального Союза производителей говядины), Шевченко Олег Викторович (Главный редактор «Мясо-Портал»).

1. Политическое и экономическое противостояние 2014
2. Девальвация и повышение процентной ставки
3. Падение спроса на мясо
4. Запрет поставок европейской свинины и шпика из-за АЧС
5. Специальные экономические меры
6. Плюсы и минусы эмбарго
7. ВТО
8. Государство: приоритеты и контроль
9. Зерно
10. Снижение импорта и перспективы экспорта
11. Импортозамещение и закат импортеров
12. Контрабанда и реэкспорт
13. Таможенный союз: испытание на прочность
14. Свиноводство — лидер роста и импортозамещения
15. АЧС и ящур
16. Надежды на птицеводство
17. Мясное скотоводство идет в рост
18. Генетические ресурсы
19. Мясопереработка. Сырьевой кризис
20. 2015: стагнация и риски 


1. Политическое и экономическое противостояние 2014 


«Война миров» или «Смена эпох» – так характеризуют эксперты непредсказуемые события 2014 г., которые вывели политическое и экономическое противостояние России и Запада на принципиально новый уровень. 
 
М.Л. Мамиконян: Вовлечение санкций и других экономических ограничений в политическое противостояние говорит о глобальном, неразрешенном конфликте между странами, влияющими на судьбы человечества. Созданную ситуацию невозможно полностью отыграть обратно, так как два узла противоречий – политический и экономический, переплетены настолько, что их нельзя развязать даже по формальным процедурным причинам. К примеру: из-за невозможности консенсуса РФ и всех 28 стран ЕС, или по внутриполитическим, электоральным причинам как в США. Из этого следует, что РФ будет еще долго находиться в условиях, тормозящих экономический рост, с негативными социально-экономическими последствиями, у которых есть образ конкретного виновника – «совокупный Запад». По всей видимости, текущий цикл исторического развития привел к нарушению равновесия, сложившегося в мире. Непримиримость политических позиций сторон конфликта может привести к «холодной войне». А может даже и привела. 
 
Ограничение доступа РФ к финансовым рынкам капитала, обмен санкциями, падение цены на нефть, девальвация рубля, затем повышение ключевой ставки ЦБ до 17%, гигантский отток капитала неизбежно привели к существенному ухудшению макроэкономических показателей и возрастанию неопределенности в экономике. Накопившиеся экономические проблемы усилены внешними факторами. Кризис, о котором последние два года говорили большинство экономистов, и которого даже ждали,– наступил. РФ столкнулась с новой экономической реальностью. Рост ВВП России по результатам 2014 г. составил 0,5%, инфляция 11,5%. Темпы прироста валовой сельскохозяйственной продукции в 2014 г. около 3,5%, что хорошо на общем фоне экономических показателей. 
 
Д.Л. Черкесов: События на Украине послужили толчком для целого ряда других событий, имеющих и положительный и отрицательный характер для сельского хозяйства России. Безусловно позитивным является то, что ситуация с Украиной в очередной раз дала понять, что сельское хозяйство – приоритетная отрасль экономики страны и наши проблемы стали более детально рассматриваться на уровне Президента и Правительства. 
 
С.А. Мирошников: Перемены в политической жизни, российское эмбарго на поставку продовольствия, дефицит капитала, ограничение доступа к передовым технологиям и генетическому материалу, эти и другие факторы будут оказывать влияние на нашу отрасль еще долгие годы. Причем это влияние будет больше позитивным.


2. Девальвация и повышение процентной ставки 

Резкое падение курса рубля во второй половине 2014 г. кардинально изменило экономическую ситуацию и привело в первую очередь к существенному уменьшению реальных доходов населения. 
 
Ю.И. Ковалев:
Девальвация привела к резкому сокращению потребления продуктов в целом и свинины в частности, а так же к росту цен на зерно. Население в надежде сохранить свои рублевые сбережения стало активно покупать предметы длительного пользования, на которые они копили в предыдущий период или приобретать иностранную валюту, тем самым сокращая потребление продуктов питания. Этот фактор привел к значительным колебаниям цен на рынке живых свиней и свиных полутуш с амплитудой более 20%. 
 
Девальвация рубля ставит российских животноводов в сложное положение. «Слабый» рубль стимулирует экспорт зерновых (+45% за осенний период по сравнению с предыдущим годом), предложение на внутреннем рынке сокращается и цены растут. Быстрыми темпами дорожает практически полностью импортируемый соевый шрот. Растут также издержки связанные с закупкой зарубежных ветеринарных препаратов, комплектующих, племенного материала. Снижается потребительская активность – доходы «тают» под воздействием все нарастающей инфляции. Производители зажаты в «ножницы» растущих издержек и падающего спроса. 
 
С другой стороны, девальвация национальной валюты обусловила резкое повышение конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутренних и внешних рынках, и, одновременно, даже без всяких запретов, ограничила возможности импорта. Эксперты ожидают дальнейшее вытеснение импорта с российского рынка. 
 
Д.Л. Черкесов: С одной стороны, текущий курс валют делает нашу сельхозпродукцию более конкурентоспособной. С другой – происходит увеличение себестоимости выпускаемой продукции. Сейчас можно наблюдать «соревнование» между ростом цен на готовую сельхозпродукцию на прилавках и ростом себестоимости производства этих товаров. Возможно, по ряду продуктов питания рост себестоимости будет опережать рост цены на прилавках. 
 
Увеличение ключевой ставки Центробанка до 17% в декабре 2014 г. и, как следствие, увеличение процентных ставок по инвестиционным кредитам до 25-30% годовых привело к существенному снижению инвестиционной активности и оказало негативное влияние на инфраструктурные отрасли животноводства и переработки. 
 
Д.Л. Черкесов: Это основное событие, влияющее на уровень инвестиционный активности в сельском хозяйстве в 2015 г. Сейчас можно констатировать, что она близка к нулю и такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока Центробанк России не понизит ставку, либо Правительство РФ примет решение об увеличении доли субсидирования банковского процента по кредиту со ставки рефинансирования (8,25%) до ключевой ставки (17%). С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что объем долгосрочных инвестиций в сельское хозяйство в 2015 г. сократится к предыдущему году на 80-90%.


3. Падение спроса на мясо

А.В. Дальнов: В 2014 г. рынок мяса находился под определяющим влиянием макроэкономических и политических факторов.
Начало года было ознаменовано запретом на поставки свинины и шпика из Европы из-за АЧС, антисанкциями, а в конце года девальвация рубля обернулись для мясной отрасли рядом последствий. Товарный дефицит и резкий рост цен на и мясо, падение покупательской способности привели к тому, что впервые за долгие годы произошло серьезное падение спроса на мясо в РФ.
Общая емкость рынка мяса и мясопродуктов по итогам 2014 г. снизилось примерно на 300 тысяч тонн с максимального значения по итогам 2013 г. – 10,8 млн. тонн до 10,5 млн. тонн (-3 % к 2013 г.).

Производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий за 2014 года 8 891, 3 тыс. тонн, что на 8,1% больше уровня соответствующего периода 2013 года. Отечественное производство мяса с учетом личных хозяйств населения по итогам года вырастет примерно на 4% . Данный прирост будет обеспечен за счет продолжающегося развития отраслей промышленного свиноводства (+12.7 %) и птицеводства ( +5,7%) на фоне затянувшейся рецессии в сегменте производства говядины (-1,8%). Так что потери произошли в основном из-за вытеснения импорта, который в 2014 году уменьшился на 24%.

Высокая продуктовая инфляция стала одной из главных тем 2014 года. Мясо в 2014 году подорожало на 20,1%, тогда как в 2013 году было зафиксировано его удешевление на 3%.Согласно данным Росстата, в целом за год продовольственные товары подорожали на 15,4% (7,3% в 2013 году). 

М.Л. Мамиконян: Очевидно, что в сложившихся макроэкономических условиях рациональное поведение потребителей усилится. Под воздействием макроэкономических факторов потребление мяса в РФ в ближайшие два года будет снижаться, а импорт будет вытесняться. Эти корреляции мы видели и в 2008 г. и в 1998-99 гг. 
 
Д.Л. Черкесов: Впервые с начала 2000-х годов зафиксировано снижение потребления мяса населением. Рост цен на мясо и мясную продукцию с одновременным сокращением покупательской способности, привел к сокращению потребления по мясу, при этом потребление российской продукции не снизилось, происходит снижение доли импорта. По мясу птицы уровень потребления будет расти, так как это самый дешевый вид мяса, и в этом секторе будет происходить увеличение объемов производства. По свинине рост внутреннего производства будет зависеть от уровня колебаний цен на готовую продукцию. По говядине сокращение производства на 1-2% неминуемо из-за сокращения поголовья КРС в личных подворьях и проблем в молочной отрасли. Мясное скотоводство будет сдерживать падение производства говядины благодаря заложенному росту производства в прошлые годы. 
 
С.Е. Юшин: В 2015 году прогнозируется снижение спроса на 6—8%. При более глубоких кризисных явлениях в экономике снижение потребления может быть и больше. В качестве компенсации падению спроса на продовольствие ряд экспертов активно предлагал введение программ дополнительной помощи населению. 
 
М.Л. Мамиконян: Мы имеем удачные апробированные международные примеры, когда основную часть бюджета на поддержу сельского хозяйства реализуют через продовольственную помощь населению, которое нуждается в ней. Это способ через «зеленую корзину», которая не ограничивается соглашениями ВТО, позволяет поддержать аграрный сектор и отделить социальные проблем и нужды общества, которые нужно решать отдельно, от рыночного ценообразования. Цены на продовольствие будет формироваться в своих рыночных пропорциях, а нуждающиеся люди будут получать бесплатные калории и частично бесплатные белки

4. Запрет ввоза свинины и шпика из Европы 

С 25 января 2014 РФ ограничила импорт свинины из Литвы из-за вспышки АЧС, а 30 января Россельхознадзор прекратил прием продукции свиноводства из всех стран ЕС до получения гарантий безопасности от Еврокомиссии. В апреле Россельхознадзор ввел ограничения на поставки в РФ всех видов готовой мясной продукции из свинины из Польши и Литвы. Стоит отметить, что именно Европа являлась основным поставщиком свинины в нашу страну в 2013 году с долей от всего импорта порядка 55% (338 тыс. тонн) свинины, 96% свиного шпика (253 тыс. тонн) и 96% субпродуктов (95 тыс. тонн). 
 
Европа предлагала блокировать зараженные районы Литвы, но Россельхознадзор отказался, аргументировав возможностью переноса инфекции дикими животными. Исключение было возможно, если Евросоюз прибегнет к регионализации заболевания. Попытки разрешить противоречия в досудебном порядке закончились безрезультатно. 8 апреля 2014 года ЕС подал в ВТО иск к России в связи с запретом поставок свинины из Европы, назвав эти ограничения беспрецедентными, непропорциональными и противоречащим международным торговым принципам. По мнению экспертов, доводы РФ более весомы, чем у оппонентов, а затягивание противостояния выгодно для экономик России, Белоруссии и Казахстана. 
 
Напомним, что когда 2007 году в отдельно взятых районах России произошла вспышка АЧС, ЕС запретил импорт любой продукции свиноводства из всех регионов РФ. И этот запрет действует до сих пор. 
 
Ю.И. Ковалев: После введения ограничений в январе, ситуация на рынке начала меняться кардинальным образом. Это событие усилило торможение объемов импорта свинины в первом квартале, так как импортеры, работающие с европейскими партнерами, не спешили переключаться на американские рынки в надежде быстрого решения о возобновлении поставок. 
 
После резкого сокращения импорта в первом квартале российский рынок свинины отреагировал товарным дефицитом и новыми ценовыми рекордами. Однако в первую очередь запрет ударил по мясопереработчикам. В результате мы наблюдали резкое увеличение контрабанды.    
Особенно сложная ситуация сложилась со шпиком, который страны ЕС ввозили в объеме 200 тыс. тонн ежегодно (примерно столько же производится в России). Это – половина потребности российского рынка. Объем импорта за год упал на 90%, а цена значительно возросла. Еще в декабре 2013 г. килограмм шпика стоил в среднем 70 руб./кг. В апреле 2014 г. цена подскочила до 200-230 руб./кг. В середине мая стоимость была скорректирована до 160-190 руб./кг. Причинами удешевления шпика стали контрабандные поставки и замена этого сырья на свинину и мясо птицы при производстве мясных изделий

5. Специальные экономические меры 

Президент России В. Путин 6 августа 2014 г. подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», запрещающий в течение года ввозить в Россию сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие странам, которые ввели против РФ санкции. В список запрещенных к ввозу товаров попали говядина, свинина, мясо птицы, молочные и другие продукты. Эмбарго было наложено на Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канаду, Австралию и Королевство Норвегию (всего 31 страна) сроком на один год. 
 
Из стран, попавших под эмбарго, было поставлено в 2013 г. 457 тыс. тонн птицы (88% всего импорта птицы), 59 тыс. тонн говядины (9% всего импорта говядины), 450 тыс. тонн свинины (73% всего импорта свинины), или 13% российского потребления в целом. Что касается свинины, в августе фактически дополнительно закрыли только Канаду, так как Европа была закрыта еще в начале года из-за АЧС. 
 
Ю.И. Ковалев: Запрет кардинально изменил логистику импортных поставок свинины (40% импортной свинины за первое полугодие было ввезено в РФ из Канады) в результате для России остался один открытый крупный рынок для импорта свинины – Бразилия. Естественно повышенный спрос со стороны российских импортеров сразу привел к росту цен на свинину в Бразилии. Возникли логистические разрывы в сроках поставок сырья, что привело к возникновению нестабильности на рынке. 
 
На глобальном рынке результатом стало избыточное предложение и негативное давление санкционного мяса. Произошли существенные изменения в матрице поставщиков на мировом рынке. Проиграли США, Канада ЕС и Австралия, выиграла Турция, уже осуществляющая ключевые поставки своей продукции в РФ и ставшая региональным хабом для других стран, импортирующим и экспортирующим пищевые продукты в Россию. 
 
По словам министра сельского хозяйства Н. Федорова отечественные производители должны полностью заместить санкционное мясо к 2016 году. «За один год отечественные производители уже компенсировали половину от того, что попало под эмбарго, а это 800 тонн мяса (200 т свинины и 200 тоны птицы). Еще один год, и сможем закрыть все объемы». 
 
Глава правительства РФ отметил, что это решение является экономически осмысленным, но про одномоментное замещение иностранной продукции товарами отечественного производства после введения продовольственного эмбарго речи не шло. Главная цель ответных санкций заключается в том, чтобы российские товары, наконец, появились на полках продуктовых магазинов, а рыночная власть ритейла над российскими производителями ослабла. 
 
Многие эксперты считают, что российский запрет не выгоден никому, включая саму Россию. Хотя основными выгодополучателями от запрета являются российские животноводы, потребителю придется заплатить повышением цены. В краткосрочной перспективе Россия столкнется с нехваткой некоторых продуктов и ростом цен на них. 
 
Основной вопрос, которым задаются практически все надолго ли эмбарго и что будет после его окончания?

6. Плюсы и минусы эмбарго

Аграрии и в том числе животноводы сильно выигрывают от санкций в силу открывающихся возможностей по импортозамещению и отмечают существенный рост рентабельности по всем направлениям по сравнению с 2013 г. 
 
А.Д. Давлеев: Ряд секторов, безусловно, получили значительные выгоды от эмбарго. Это, прежде всего, производители свинины, выручка и чистая прибыль которых побила все рекорды за многие десятилетия. А зернотрейдеры до последнего времени пожинали дополнительную прибыль от роста цен на пшеницу и обвала рубля. Однако главные положительные стороны любой проблемной ситуации нематериальны – это бесценный опыт и уроки, извлеченные из ошибок. 
 
С.А. Мирошников: Вступление в ВТО, бесконтрольный ввоз мяса и продуктов мясопереработки под видом транзита и т.д. за два года обесценили все то, что было создано в отечественном мясном скотоводстве в последнее десятилетие. Ситуация была такова, что частно-государственные инвестиции в отрасль, составившие только за 2009-2014 гг. более 150 млрд. рублей, могли быть безвозвратно потеряны. 
 
Экспертами был отмечен и ряд минусов введенного эмбарго. 
 
А.Д. Давлеев: Эмбарго обнажило и обострило ряд проблем, ранее совсем или недостаточно оцененных и проанализированных. Например, проблема баланса продовольствия в различных географических зонах: Дальний Восток и Сибирь заметно пострадали от ограничений импортных продуктов, поскольку их аналоги там или не производятся вообще или производятся (кроме рыбы) в минимальных количествах, а доставка с «большой земли» значительно удорожает их стоимость. Возможно, этот урок поможет ускорить инвестиции в местные агросектора или заставит снизить монопольные тарифы на перевозки грузов. 
 
Введение эмбарго дало России еще один важный урок: наша страна, при всем стремлении к независимости и самодостаточности, не может выпасть из мировой системы торговых взаимоотношений. Как показывает анализ ФАО, практически все «запрещенные» поставщики мяса и рыбы очень быстро переориентировали свои потоки, ранее направленные на Россию, в другие каналы и рынки и даже выиграли от такой диверсификации. А вот нам пришлось и до сих пор приходится направлять десятки миссий за границу, чтобы не столько сторговаться по цене, сколько согласовать ветеринарные и санитарные требования и сертификаты, номенклатуру продукции и вывести эти согласования на уровень подписания документов, которые только положат начало возможности импорта из новых источников. 
 
Очевидная невозможность контроля грузов, проходящих через границы СНГ, еще раз показала настоятельную необходимость срочнейшего внедрения систем прослеживаемости и электронной сертификации на уровне ЕЭП, за что так долго борется Россельхознадзор.
Введение эмбарго также доказало, что любые ограничительные меры не могут и не должны приниматься экспромтом, а требуют глубокой системной, стратегической проработки, анализа и подготовки на уровне нескольких возможных сценариев развития и их последствий.

Концепции эмбарго должны быть поддержаны жесткими и реалистичными расчетами, а не только желанием «заткнуть амбразуру» или показать всему миру «национальное самосознание». Именно поэтому уже сейчас идут разговоры о том, что руководство страны было недостаточно информировано или заведомо дезинформировано о реальном потенциале импортозамещения в России, что частично усугубило проблемы отечественного продовольственного рынка и способствовало неконтролируемому росту инфляции. 
 
Не зря говорят: Si vis pacem, para bellum («хочешь мира – готовься к войне»). К любой торговой, финансовой и экономической войне всегда нужно готовиться тщательно, системно и расчетливо, с полной уверенностью не только в правоте своих действий и в патриотизме войск, но и в наличии ресурсов, стратегии и команды успешных полководцев. «Войны миров» на мясном рынке России – отечественного производства против импорта, ветеринаров против «контрабаса», мяса против колбасы, птицы против свинины и говядины, правительства против инфляции, поставщиков против розницы, потребителей против цен и многие другие – только начинаются.

7. ВТО 

08 апреля 2014 года Еврокомиссия обратилась в ВТО с иском, в связи с введением РФ ограничений на поставку свинины и живых свиней из Европы. От представителей Евросоюза России была предъявлена претензия в применении санитарных и фитосанитарных мер дискриминационного характера. Озвученной причиной иска при этом является то обстоятельство, что Евросоюз лишился возможности поставить в Россию 700 тыс. тонн свинины на сумму 1,4 млрд. евро в год. Запрет на ввоз в РФ свинины и живых свиней из всех стран Евросоюза из-за угрозы АЧС веден 30 января 2014 года. С начала апреля Россельхознадзором введены ограничение на поставки в Россию из Польши и Литвы всех видов готовой мясной продукции из свинины. 
 
Это уже второй иск ЕС в ВТО к России, после 2013 года. Первое расследование было начато в 2013 году в отношении утилизационного сбора на автомобили иностранной сборки. По мнению Минэкономразвития, введение запрета на ввоз европейской свинины не противоречит нормам ВТО. Россельхознадзор также не исключал возможности подачи встречного иска в ВТО в связи с бездействием Еврокомиссии по ситуации с АЧС. Напомним, что Россельхознадзор настаивает на проведении регионализации в большем масштабе, чем ограничение поставок из Польши и Литвы, а также на утверждении нового ветсертификата на свинину. 
 
Ю.И. Ковалев: Это вопрос биобезопасности и Россия не сомневается в правомочности применяемых мер. Мы намерены отстаивать свои интересы цивилизованным путем в рамках действующих правил ВТО. Это будет первым опытом РФ по защите своих интересов, используя все механизмы, заложенные в основу Всемирной торговой организации. Национальный Союз свиноводов фактически консолидировал усилия всего бизнес сообщества по этому вопросу. НСС постоянно находится в тесном контакте с государственными структурами по вопросам ВТО и оказывает им всестороннею информационно аналитическую и юридическую поддержку. 
 
Американский бизнес и вовсе просил исключить Россию из ВТО. Однако, вероятность того, что это будет реализовано, эксперты оценивают крайне низко, а градус жалоб американского бизнеса связан с текущей напряженностью в отношениях России и США, обоюдными санкциями. 
 
18 сентября Президент России В. Путин заявил что страны, которые ввели санкции против России, нарушили базовые принципы ВТО. Ответные продовольственные санкции России – закономерный ход, на который мы были вынуждены пойти. 
 
Россия не собирается выходить из ВТО, хотя по этому вопросу на протяжении всего года велись споры и звучали соответствующие призывы, например от КПРФ. Первый зампредседателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике С. Лисовский предложил приостановить членство РФ в ВТО. По его мнению, "если одни участники ВТО ввели против России санкции, то, соответственно, мы де-факто вышли из системы ВТО". 
 
В Совете Федерации считают предложение приостановить членство России в ВТО непродуманным. Напротив, мы должны использовать все возможности международных организаций для отстаивания своей позиции и не идти к самоизоляции. 
 
С.Е. Юшин: Пока нам не всегда хватает знаний и опыта. Если мы вступили в ВТО, то должны жить по их жёстким правилам. И биться и за свой и за чужой рынок.

8. Государство: приоритеты и контроль 

Политическая и экономическая конфронтации усилили внимание власти к сельскому хозяйству, поставив развитие и поддержку отрасли в приоритет.

Самым острым был вопрос финансовой помощи государства инвесторам и разрешением ситуации с субсидированием инвестиционных кредитов в АПК. 
 
Ю.И. Ковалев: 17 октября 2014 состоялось селекторное совещание «Развитие животноводства и малых форм хозяйствования на селе». Премьер Медведев Д.А. потребовал от правительства РФ и глав регионов в ближайшие недели окончательно закрыть тему задолженности по инвестиционным кредитам, которая образовалась в 2013 г. В итоге, задача, поставленная премьером, была выполнена. В декабре этого года в регионы было направлено дополнительно 20 млрд. руб., которые изначально не были заложены в бюджете. 
 
Животноводы просят сохранить существующую практику субсидирования ставки по инвесткредитам. Министерство сельского хозяйства не исключает сворачивания программы льготного кредитования АПК из-за резкого повышения ключевой ставки ЦБ с 10,5% до 17% годовых.
Д.А. Медведев уверил, что правительство будет стараться, что бы кредитная ставка для аграрных производителей была приемлемой за счет субсидирования кредитной ставки. 
 
В мясном скотоводстве, сложилась крайне тяжелая финансовая ситуация. По мнению экспертов, без реализации комплекса государственных мер на финансовом рынке невозможно расширения производства из-за закредитованности сельхозтоваропроизводителей.
 
С.А. Мирошников:
Учитывая, что основными кредитными организациями сельхозтоваропроизводителей в нашей стране являются государственные банки и «прощения» обязательств не будет, а банкротство сельхозтоваропроизводителей не является механизмом оздоровления предприятий и сохранения государственных средств, следует рассмотреть вопрос о реализации ряда пилотных проектов по преобразованию на основе частно-государственного партнерства отдельных предприятий в открытые акционерные общества. Доля собственности государства в них будет определяться суммой кредитов предоставленных Россельхозбанком и Сбербанком. Договором о создании новых акционерных обществ возможно оговорить выкуп государственного пакета с течением определенного периода времени. Исходя из сложившейся тяжелой экономической ситуации в скотоводстве и при отсутствии свободных средств в бюджете, этот путь мог бы стать реальным выходом из тупика. 
 
Было принято во внимание мнение некоторых инвесторов, которые считают, что формулу господдержки нужно пересматривать и вводить новые более эффективные формы. Государство анонсировало новые формы поддержки и переход от механизма субсидирования процентной ставки к возмещению затрат на завершения инвестиционных проектов и введения механизма проектного финансирования, ориентируя таким образом инвесторов на результат. 
 
Дискуссия идет и о том, кого поддерживать. Часть экспертов считают, что необходимо минимизировать риски и к проектам нужно подходить избирательно, выбирая только имеющих опыт реализации крупных проектов, им проще получить финансирование. Мелкие и средние комплексы не смогут решить проблемы производства комбикормов, убоя и т. д. Другие эксперты предлагают выбирать среди всех компаний на основе результата. 
 
Импортзамещение дало возможности для животноводов, но необходимо объединять усилия всех институтов для получения положительного эффекта. 
 
А.Д. Давлеев: В ситуации обострения экономического кризиса российские агропроизводители смогут воспользоваться этим шансом для импортозамещения исключительно при условии четко скоординированной деятельности правительства, центрального банка, системообразующих банков-кредиторов и региональных властей. Честно говоря, это идеальная ситуация, которая вряд ли сложится в России сегодняшней, переживающей, по словам министра экономики Улюкаева «идеальный шторм». Эксперты ожидают серьезной рассинхронизации финансовой деятельности государства на уровне ЦБ, банков и регионов, что неизбежно повлечет за собой остановки выданных кредитов, кризис ликвидности, перераспределение средств в другие бюджетные корзины на федеральном и региональном уровнях. Это грозит срывом операционной деятельности многих агропредприятий, резким увеличением задолженности, обесцениванием залогов и банкротством. 
 
В декабре 2014 г. утвердили новую редакцию программы по развитию сельского хозяйства, в соответствии с которой большее внимание, чем раньше, будет уделяться растениеводству, семеноводству и ряду других перспективных направлений. В программе появились новые инструменты господдержки для крестьянско-фермерских хозяйств, кооперации, сельскохозяйственной логистики, инвестиционных проектов. Сценарий господдержки АПК предполагает выделение 2,13 трлн. руб. из федерального бюджета до 2020 г. В 2015 году на развитие АПК в рамках госпрограммы планируется выделить из федерального бюджета 187,9 млрд. руб. 
 
С.А. Мирошников: В 2014 г. изменилось отношение к отечественной зоотехнической науке. Первым свидетельством этого стало заседание Правительства РФ под председательством Д.А. Медведева «О мерах по развитию животноводства и малых форм хозяйствования на селе» от 17.10.2014. Результаты этой работы мы увидим чуть позже, но одно известно точно, без передовой науки в России современной мясной отрасли нам не построить. 
 
В связи многократными запретами на ввоз мяса и резкими скачками цен возросла активность контрольных и надзорных госорганов. Отдельно хочется отметить интенсивную работу «на передовой» в 2014 году Россельхознадзора. 
 
А.Д. Давлеев: Несмотря на стремительное укрепление позиций Россельхознадзора после ухода Геннадия Онищенко из «конкурирующего» за контроль пищевой продукции ведомства, у Данкверта и его команды по-прежнему недостает ресурсов и рычагов для полноценного надзора за ветеринарным и фитосанитарным состоянием российского импорта и производства. 
Создание зоны свободной торговли в СНГ, децентрализация системы управления в результате административной реформы, многолетние проволочки в Думе с принятием закона о ветеринарии и стойкое противодействие многих сил внедрению системы электронной сертификации уже привели к тому, что у федеральной службы просто не хватает сил осуществлять свою деятельность в полной мере. Это особенно опасно на фоне непрекращающихся вспышек АЧС, особенно фактов поражения ферм таких крупных холдингов, как «Черкизово», и надвигающейся угрозы вспышек новой волны гриппа птиц, охватившей Азию, Европу и Северную Америку и уже трижды зарегистрированной в Сибири. 

Ю.И. Ковалев: К сожалению, в III-м квартале 2014 года в сложившихся условиях Правительство вынуждено было прибегнуть к нерыночным методам регулирования цен. К этому вопросу были привлечены силовые ведомства ФАС и прокуратура. В результате инвестиционная привлекательность отраслей была значительно снижена. Этот фактор становится одним из якорей при реализации программы по ускоренному импортозамещению. 
 
Хотя развитие сельского хозяйства в России премьер считает достаточно перспективным, от вложений в отрасль инвесторов может останавливать лишь нестабильность государственной агрополитики. Надеюсь, инвесторы сохранят оптимизм, поскольку президент заявил, что Государство и дальше будет поддерживать аграриев.

9. Зерно 

В 2014 г. собран рекордный за последние годы урожай зерновых и второй по величине в истории современной России — 103,8 млн. тонн, что на 12,3% больше, чем урожай 2013 года. Объем собранной пшеницы достиг 58,9 млн. тонн, что на 13,3% больше, чем за 2013 год. Это положительно влияло на животноводство благодаря ожиданию умеренных цен на корма. 
 
Однако события, связанные с девальвацией рубля, изменили ситуацию на рынке. Так как треть зерна идет на экспорт, и его стоимость привязана к курсу доллара, произошел резкий рост цен на зерно и сокращение предложения. 
 
А.В. Дальнов: «Слабый» рубль стимулирует экспорт зерновых (+45% за осенний период по сравнению с предыдущим годом), предложение на внутреннем рынке сокращается и цены растут. Быстрыми темпами дорожает практически полностью импортируемый соевый шрот. 
 
Ю.И. Ковалев:
Из-за удвоения цен на зерно на внутреннем рынке отраслевые союзы (ассоциации) направили в ноябре на имя министра сельского хозяйства совместное письмо, подготовленное по инициативе нашего союза. В нем мы проинформировали о возможных рисках для животноводов, принимая во внимание складывающуюся ситуацию на рынке зерна, а так же озабоченность представителей свиноводческой, птицеводческой, мукомольной и хлебопекарной отраслей, с целью регулирования рынка. Правительство приняло решение ввести экспортную пошлину на пшеницу. Согласно Постановлению Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. № 1495 экспортная пошлина на пшеницу вводится с 1 февраля и составит 15% таможенной стоимости плюс €7,5, но не менее €35 за 1 тонну.
Тем не менее, несмотря на попытки регулировать цены на пшеницу ожидается рост издержек в животноводстве.

10. Снижение импорта и экспортные возможности 

Ю.И. Ковалев:
Произошло снижение импорта сельхозпродукции как из-за эмбарго, так и вследствие ветеринарных и экономических причин. Как известно, ограничения на импорт различного мяса был введен Россельхознадзором по ряду стран значительно раньше, чем эмбарго. Экономические причины сделали импорт основных видов мяса в 4 квартале просто невыгодным для импортеров. 
 
По данным ФТС 2014 г. по сравнению с 2013 г. в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья физические объемы закупок свежемороженого мяса снизились на 24,3%, до 908,5 тонн. На рынке мяса в прошлом году больше всего снизились поставки свинины – на 40% по сравнению с 2013 годом. Импорт мяса птицы сократился на 19,8% . Поставки говядины стали меньше на 8,2%, сократившись до 534,7 тыс. тонн (с 582,7 тыс. тонн). 
При этом импорт изделий и консервов из мяса в РФ за этот период увеличился на 83% до 60 тыс. тонн и на 2% до $158 млн. против января-ноября 2013 г. 
В товарной структуре импорта из стран СНГ физические объемы ввоза мяса птицы снизились на 13,6%. Вместе с тем возросли физические объемы закупок свежемороженого мяса на 13,1%. 
 
Произошли существенные изменения в матрице поставщиков. Страны Латинской Америки в 2014 г. увеличили поставки свинины в Россию. Единственным альтернативным поставщиком свинины в августе-октябре 2014 г. для России была Бразилия. Однако стран, которые могут поставлять в необходимом объеме свинину вместо Канады, США и ЕС, практически нет. 
 
А.В. Дальнов: Столкнувшись с дефицитом мяса на внутреннем рынке, чиновники предприняли ряд поспешных усилий для активации отгрузок мяса в РФ. В частности были «открыты» страны не сопоставимые по объемам производства мяса с Россией – Китай (свинина), Индия (мясо буйвола). Разрешение на экспорт получили десятки компаний из Латинской Америки и прочих регионов мира. Россельхознадзор аттестует ряд турецких предприятий для экспорта мяса птицы в РФ. По мере улучшения экономической ситуации в России потоки импорта из этих стран будут оказывать все большое дестабилизирующее влияние на российский внутренний рынок продовольствия. 
 
В августе для компенсации выпадающих объемов поставок импортной свинины из закрытых стран Россельхознадзор разрешил поставлять свинину двум предприятиям КНР, входящим в крупнейший в мире холдинг WH Group. Данное событие получилось резонансным и обсуждаемым. До этого на поставки из Китая действовало эмбарго, поскольку китайские производители не соблюдали российские санитарные нормы. 
 
Ю.И. Ковалев: Это очень важное событие так, как почти половина мирового объема свинины производится в Китае. Это событие пока не оказало серьезного влияния на внутренний рынок мяса в РФ из-за резкого обвала курса национальной валюты во втором полугодии 2014г., но стратегическом плане это событие создает ряд серьезных рисков для отечественного свиноводства. 
 
А.Д. Давлеев:
Безопасность продукции, поставляемой из «альтернативных источников» вообще вызывает сомнения. Мясо водных индийских буйволов, которое все предыдущие годы Россельхознадзор на дух не переносил и не допускал до границ, сейчас представляется как «настоящая нежирная говядина», которая спасет наш мясной рынок. Мясо китайских свиней, за последние несколько лет прославившихся тем, что тысячи их трупов сплавлялись по китайским рекам из-за невозможности захоронить падеж, вдруг стали «въездными» в Россию. Вспомним и экзотические предложения мяса диких животных из Африки, которые всерьез обсуждаются в коридорах правительственных ведомств. На мой взгляд, подобные «шараханья» наносят серьезный удар по репутации такого уважаемого и эффективного ведомства как Россельхознадзор. 
 
Впрочем, в этих переговорах есть и положительные моменты: стороны обсуждают условия взаимных поставок, то есть если в обмен на импорт допускается и экспорт, кто знает: может, в будущем на этих условиях Россия будет экспортировать свою продукцию в те страны, которые готовы «кормить» нас сегодня. 
 
Девальвация рубля привела не только к снижению импорта, но и к возникновению спроса на нашу сельхозпродукцию из-за ее низкой цены при переводе в валюту, а значит и усиления экспортных возможностей. Правительством было поручено отраслевых союзов (ассоциаций) разработать комплекс мер по созданию условий для увеличения экспорта животноводческой продукции. 
 
ИКАР: По итогам года мы ожидаем, что продовольственный экспорт страны превысит 17 млрд. долл. (между прочим – это выше отечественного экспорта вооружений!), что станет вторым за всю историю показателем (16,2 млрд. долл. в 2013) а продовольственный импорт упадет до 36 млрд. долл. по сравнению с 43,2 млрд. долл. годом ранее. В 2015 календарном году продовольственный экспорт вряд ли вырастет, а вот продовольственный импорт, вероятно, снова сильно сократится. Оценочно – до 30 млрд. долл. и, возможно, даже ниже. 
 
Д.Л. Черкесов: Если с рынком зерна увеличение объема экспорта уже не является удивительной новостью, то возникновение спроса на мясо со стороны наших соседей происходит впервые. Например, казахстанские предприниматели активно скупают крупный рогатый скот на убой в регионах России граничащих с Казахстаном. Китай выражает заинтересованность в поставках российской свинины и мяса птицы. Важно, чтобы государство в лице Правительства, Минсельхоза и Россельхознадзора подключилось к продвижению нашей продукции на внешние рынки, ускорило согласование межстрановых ветсертификатов и т.д. Есть перспективы у племенных хозяйств, особенно внутри Таможенного союза.


11. Импортозамещение и закат эпохи импортеров 

А.Д. Давлеев:
Спустя четыре месяца после введения эмбарго становится ясно, что во многом импортозамещение состоялось, по крайней мере, в базовых позициях продуктовой корзины. Отечественная свинина и птица, пусть не полностью, но все-таки восполнили импортные поставки до уровня бездефицитности и без драматического роста цен под конец года. Технологический потенциал производителей и переработчиков мяса, в целом, позволяет заместить «выпадающий» импорт, правда, в перспективе только ближайших двух-трех лет, и то на условиях августа 2014 года. Однако эта возможность резко сузилась из-за недавних потрясений на финансовом рынке и стремительной девальвации рубля, которые многократно осложнили операционную деятельность российских компаний. 
 
Вместе с тем, очень жаль, что импортозамещение произошло само по себе, согласно чисто финансово-экономической логике и объективному балансу платежеспособного спроса и доступного предложения, а не успешной реализации государственной политики по привлечению инвестиций, расцвета производства, снижения себестоимости, улучшения качества отечественной продукции и ее всеобщей доступности для любых групп потребителей. Сокращение спроса, наряду с резким удорожанием импортного товара, продолжат «душить» импорт в 2015 году гораздо эффективнее, чем продуктовое эмбарго. 
 
Весьма удручает тот факт, что в течение августа-декабря Россия пытается заменить импорт на импорт, к сожалению, в большинстве случаев – тщетно. Кроме несколько выросших объемов бразильской свинины и говядины, пожалуй, серьезно восполнить импорт мяса из традиционных стран-поставщиков так и не получилось, поскольку именно эти страны имеют определенные излишки продукции, отправляемые на экспорт, а многие из них вообще являются нет-импортерами. Сербия, Аргентина, Уругвай с Парагваем, Албания, десяток других латиноамериканских азиатских и африканских стран так и не смогли предложить России вразумительные цены и стабильные значительные объемы говядины и свинины. 
 
При сохранении достаточного уровня координации государственной поддержки и предсказуемой экономической политики потребность в мясе птицы можно было бы полностью удовлетворить отечественными ресурсами за два-три года, в свинине – за три-четыре, в молоке и молочной продукции – не ранее, чем за 10-12 лет. Зерновые и масличные не проблема, если экспорт будет контролироваться, и зерновые ресурсы будут больше использоваться на локальном рынке. А вот с зеленью, овощами и фруктами это сделать вообще нереально из-за высокой сезонности и себестоимости производства в нашем климате. 
 
М.Л. Мамиконян:
На вопросы импортозамещения не следует смотреть линейно, или, образно говоря, – глазами «товароведа», а именно – если нам надо заместить импорт говядины, следует инвестировать в производство говядины. Такая логика очень бедна, в то время как жизнь более многогранна. Я имею ввиду, что нужно стимулировать спрос на те виды мяса, которое уже есть в избытке или производство которых хорошо развивается, скажем, производство и потребление мяса птицы взамен говядины. Структура производства и потребления мяса во всем мире существенно меняется, и наша страна находится в русле этих изменений. Увеличивается доля мяса птицы, уменьшается доля красного мяса в потреблении – это очень важный рычаг и катализатор эффективного импортозамещения в России. В России сложилась конкурентная птицеводческая промышленность. Она и быстрее окупается и эффективнее работает. Да и белое мясо более пригодно для диетического питания.
 
С введением эмбарго был нанесен существенный удар по компаниям-импортерам на импорте мяса и мясопродуктов. Смогут ли импортеры продолжить работу в прежнем режиме и кто останется на рынке? 
 
С.Е. Юшин:
На момент введения санкций по заключенным контрактам в пути было около 40 тыс. тонн мяса (в основном свинина) на сумму приблизительно 140 млн. долларов. В результате мясо пришлось возвращать или перепродавать, убытки составили не менее 50 млн. долларов. 
 
В связи с закрытием возможности поставлять мясо из Европы кардинальным образом изменилась и логистика поставки продукции. Необходимы соответствующие масштабы бизнеса для покупки товара в Южной Америке и ожидания его 2-3 месяца. Многие компании прекратили заниматься импортом мяса, так как они не могут замораживать огромные средства на длительный период, ссылаясь на маленькую рентабельность и высокие риски невозврата задолженности покупателями. 
 
А.Д. Давлеев: Более чем двадцатилетняя эпоха мясных импортеров подходит концу. Возникшие на волне тотального продовольственного дефицита начала 90-х, западной продовольственной помощи и свободного от пошлин импорта компании, «заточенные» на быструю оборачиваемость мясной продукции пережили десятки запретов, дефолт 98-го, но вряд ли смогут преодолеть запредельный уровень закупочных цен при новом курсе доллара и евро. 
 
Классические торговые компании-импортеры за эти два десятилетия разбрелись по трем направлениям: одни просто полностью сменили профиль деятельности, другие стали потихоньку вкладываться в отечественное производство, склады и логистику, а третьи продолжали «грызть кактус». Похоже, в условиях наступающего кризиса будущее есть только у тех, кто успел не только вложиться в создание или восстановление профильных мясных и перерабатывающих предприятий, но и развить их до уровня самостоятельных и генерирующих кэш активов. И не беда, что капитализация их стремительно падает пропорционально курсу рубля и отчуждением России от крупнейших финансовых и торговых центров. Им, все-таки, гораздо лучше, чем торговым компаниям, не способным продавать импортный товар по цене в два раза выше, чем полгода назад, и значительно выше, чем российские аналоги.


12. Контрабанда и реэкспорт 

Ситуация с незаконным ввозом животноводческой продукции в 2014 году обострилась сначала с введением запрета на импорт свинины из ЕС, затем с запретом импорта поставок мяса из стран попавших под антисанкции. Потери ЕС оцениваются в 2 млрд. €. Естественно товар пытались сбыть любыми путями. В частности, свинина из ЕС поступала под видом свинины из Бразилии или Канады, из Сербии, которая не является членом Европейского союза.
 
Пользуются мошенники и отсутствием внутренних границ между Беларусью, Россией и Казахстаном. По документам продукция, следовавшая в Казахстан, фактически продавалась в России в нарушение продовольственного эмбарго. Участники рынка зафиксировали всплеск контрабанды через северо-западную границу России, из Украины, через ложный транзит из Казахстана в ЕС и из Китая.
Россельхознадзор запросил также информацию у Интерпола и Еврокомиссии в связи с контрабандными поставками запрещенной продукции из ЕС в Россию. Ведомство выразило недоверие общеевропейской системе прослеживания поднадзорной продукции, «не заметившей» перемещения 7,5 тысячи тонн мяса на территорию России, отправленного в Казахстан из Евросоюза транзитом через белорусские пункты пропуска по поддельным бразильским и литовским ветеринарным сертификатам. При этом ввоз мяса из Бразилии во все страны ЕС запрещен. Участники рынка оценили контрабанду мяса в разных периодах от 10 до 50% от всего импорта. 
 
В связи с неоднократными нарушениями Россельхознадзор ужесточил транзит животноводческой продукции через РФ. С 30 ноября было принято решение, что животноводческая продукция, поступающая на территорию РФ из Беларуси с целью дальнейшего транзита в Казахстан и другие страны, будет проходить только через пункты пропуска на российском участке границы Таможенного союза. 
 
А.Д. Давлеев: Уверен, что «торговая война» с Белоруссией – большая ошибка, тем более в преддверии начала работы Единого Экономического Пространства. А массовая контрабанда из Казахстана – это нонсенс, поскольку транзит в Россию через Казахстан интересен только для товаров из Китая, но он довольно строго контролируется на южных границах СНГ. Казахстан сейчас сам страдает от ограничений на транзит продовольствия через Россию, т.к. поставки через Кавказ, Каспий и Туркмению сложнее и дороже. 
 
Д.Л. Черкесов:
Кроме того, усиление контроля на границе с Украиной значительно снижает объем ввоза контрафактной продукции. Снизилось конкурентное давление со стороны украинских сельхозтоваропроизводителей. С другой стороны, многие российские поставщики сельхозпродукции потеряли украинский рынок частично, или полностью. 
 
А.Д. Давлеев:
Дефолт России в 1998 году привел к тотальному уходу мясного импорта в «черные» и «серые» схемы ввоза, и это естественно в условиях невозможности импортеров оплатить высокие импортные пошлины за внезапно взлетевший в цене товар.
Однако фактор контрабанды для мясного рынка России в 2014 году представляется несколько преувеличенным, ибо в масштабах огромного продовольственного рынка России «серые» поставки составляли не такой уж значительный объем. Недобросовестные коммерсанты и бизнесмены были и есть всегда и везде, и они постоянно готовы воспользоваться дефицитом на рынке, если чувствуют возможность заработать. Вопрос только в способности и желании государства пресекать такие попытки. Складывается впечатление, что желание и способность в сложившейся ситуации были больше у Россельхознадзора, чем у ФТС или Роспотребнадзора. Более того, «серый» товар частично снял давление с ценников на некоторые виды продукции в сентябре и октябре. 
 
Ю.И. Ковалев: Увеличение контрабанды каждый раз становилось одним из важных факторов дестабилизации ситуации на рынке. Учитывая объемы и деструктивный характер поставок контрафактной продукции, отраслевым союзам и ассоциациям пришлось дважды обращаться к руководству страны с просьбой нормализации ситуации.

Так вопрос о поставках нелегальной продукции на российский рынок обсуждался на совещании по вопросам развития сельского хозяйства под председательством В.В. Путина 18 июня 2014 года в Ставрополе. В своем приветственном слове В. В. Путин сказал следующее: «Необходимо повышать качество внутреннего рынка, внимательно следить за ценообразованием, устранять недобросовестную конкуренцию, контрабанду, наконец, и использование фальсификатов. В конечном итоге это прямо сказывается на качестве продуктов, которые покупают и потребляют граждане России».

На время ситуация стабилизировалась, так как федеральные органы власти стали уделять больше внимания этой проблеме.


13. Таможенный союз: проверка на прочность 

В 2014 было подписано соглашение и с 1 января 2015 г. на базе Таможенного союза должен начать работу Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Соглашение подписала Армения, также планирует присоединиться Киргизия и другие страны. 
 
Серьезные испытания ждали партнеров по ТС в 2014 году. Конфликт разгорелся после введения Россией ответных мер на санкции и запрета на ввоз ряда продовольственных товаров из западных стран. Поскольку между членами ТС отсутствуют границы, и Беларусь, и Казахстан не присоединились к эмбарго, значительно усилилась контрабанда через эти регионы. Такие проблемы были вполне предсказуемы. Смысл Таможенного Союза заключается в проведении согласованной торговой политики и свободном перемещении товаров по единой таможенной территории. Но запрещенные товары быстро нашли лазейку. Они поступают в Белоруссию, проходят легкую переработку, получают новую маркировку и вполне легально проходят в Россию, поскольку в Таможенном союзе границ не имеется. Поток товаров из Европы в Белоруссию после введения российского эмбарго в мгновение ока подскочил на 80%. Свинины из Канады – в 17 раз, а молока из Литвы – в 70 раз! Якобы из Черногории пришло свинины больше, чем все поголовье черногорских свиней! Факт увеличения ввоза из этих стран — налицо. Он произошел не только за счет роста производства, но и за счет ввоза контрабанды. Кроме того, из Белоруссии и Казахстана осуществляется реэкспорт свинины из стран Европы. 
 
Поэтому Россельхознадзор для прикрытия второго канала вынужден выступать с инициативами ограничений поставок или запрета транзита через белорусскую территорию. Одновременно с этим был ограничен доступ готовой продукции белорусских мясокомбинатов на российский рынок из-за неоднократного обнаружения несоответствий требованиям качества. В ответ белорусская сторона заявляет о возможности ответных действий и обещала прибегнуть к арбитражу с привлечением независимой экспертизы.   
К сожалению, такая ситуация лишь провоцирует торговые войны, странно выглядящие на фоне планов дальнейшей интеграции. 
 
А.Д. Давлеев: Мы добавили большую «ложку дегтя» в бочку меда, и ее горечь еще долго будет ощущаться в наших отношениях. Честно говоря, большинство белорусских коллег реально помогли России быстро решить часть проблем насыщения рынка основными продуктами питания – мясом, птицей, молоком – в условиях, когда переориентация импорта с «запрещенных стран» на новых потенциальных поставщиков с самого начала забуксовала. Если бы не они и их продукты, продовольственная инфляция была бы гораздо выше. 
 
Сложившаяся ситуация очень хорошо иллюстрирует важную проблему функционирования ЕАЭС, которая заключается в наличии нетарифных барьеров во внутренней торговле, в данном случае в части санитарного и фитосанитарного регулирования. Страны не договорились о взаимном признании санитарных и ветеринарных сертификатов, не принято решения о едином органе санитарного и фитосанитарного надзора. Вместо этого пошли по пути гармонизации: по многим нормам принимаются технические регламенты Таможенного союза, превалирующие над национальными техническими регламентами. Однако этого явно недостаточно: по одним и тем же правилам органами надзора разных стран будут приниматься разные решения, в зависимости от политической или экономической целесообразности
Тем не менее, сохраняется надежда на интеграцию и совместное развитие. 
 
М.Л. Мамиконян: Одновременно предлагается срочно вступить в переговоры с правительствами государств ЕАЭС с целью создания общей модели поддержки животноводства и птицеводства в рамках ЕАЭС, опирающейся на разумную специализацию наших аграрных экономик, учитывающих как природные условия, так и достигнутые компетенции соответствующих подотраслей в каждой из стран ЕАЭС. Такое решение (взамен существующей формальной координации планов развития) будет реальным, эффективным шагом для роста конкурентоспособности мясной отрасли относительно внешнего импорта.


14. Свиноводство лидер роста и импортозамещения 

Ю.И. Ковалев:
2014 г. для свиноводческой отрасли РФ, не смотря на все события, оказался весьма позитивным.
По данным приведенным НСС российский рынок потребления свинины в 2014 г. претерпел существенные изменения и сократился более чем на 8% (300 тыс. тонн). Хорошая новость, что снижение произошло полностью за счет сокращения импорта.

За 2014 г. общий объём производства свинины в хозяйствах всех категорий составил 2851 тыс., что на 12,5% больше уровня соответствующего периода прошлого года. Продолжило снижаться поголовье свиней в ЛПХ на 13,5%. Общее производство свинины выросло по сравнению 2013 г. на 4.7% 
 
По итогам 2014 г. среднесуточный привес на выращивании, откорме и нагуле в сельскохозяйственных организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составил 541 грамм. Это на 54 грамма (+11,1%) больше предыдущих показателей.
По итогам 2014 г. свинина оказалась в лидерах по импортозамещению. Импорт свинины снизился за 2014 на 42% (313,2 тыс. тонн), а вместе со шпиком и свиными субпродуктами почти на 57%. 
 
Ю.И. Ковалев:
Но самое главное – ограничение резко сократило объем поставок свиного шпика и субпродуктов, так как эти виды свиного сырья поставлялись исключительно из Европы ввиду наличия компаний, специализирующихся на торговле этими продуктами. Именно отсутствие на рынке шпика и субпродуктов создало условия, в которых отечественные мясопереработчики впервые за последнее двадцатилетие были вынуждены массово переключиться с импортного сырья на отечественное. Ими были увеличены объемы закупки и обвалки дополнительного объема отечественной свинины в виде полутуш для выделения недостающего сырья. 
 
Основной темой прошлого года был взлет и значительные колебания цены на свинину. Рост стоимости свинины в начале года как охлажденной, так и замороженной, был связан с запретом на импорт свинины из ЕС, где распространилась АЧС. Дальнейший рост цен был обусловлен введением властями РФ запрета на импорт некоторых продовольственных товаров и в том числе свинины из США и других стран, попавших под запрет. За январь – сентябрь 2014 г. импорт свинины сократился на 59%. 
 
Цена в 116 руб. на полутуши отечественного производства в начале 2014 г. выросла к маю до 174 руб., и далее к концу сентября до 187 руб. В конце 2014 г. наблюдались W-образные колебания цен на свинину. К концу октября цена упала до 135 и потом снова стремительно выросла до 170 рублей. 
 
Снижение цен может быть связано со снятием Россельхознадзором в августе и октябре временных ограничений на ввоз свинины с ряда предприятий стран Латинской Америки, Таиланда и Китая, откуда также поставляют в Россию охлажденное мясо. Помимо этого, по данным Россельхознадзора, выросли объемы поставок из Белоруссии и Казахстана. Снижение цены обусловлено также падением спроса после резкого роста цены и снижением реальной платежеспособности населения, еще на колебание цен серьезно влияла контрабанда.
Производители свинины стали основными выгодополучателями от введения ограничений, что воодушевило инвесторов. Задача нарастить индустриальное производство свинины существует независимо от импортозамещения. Государство анонсировало дополнительное финансирование отрасли. 
 
В результате, несмотря на улучшение конъюнктуры, события связанные с девальвацией рубля, повышение процентной ставки и неопределенность с господдержкой заставили многих ведущих инвестор рынка заморозить большую часть инвестиционных проектов как в свиноводстве, так и в инфраструктурных проектах. 
 
Правительство считает, что необходимо дальнейшее интенсивное развитие свиноводства путем улучшения качественных показателей, а также роста производства в тех регионах страны, где показатель самообеспеченности ниже среднероссийского уровня и имеются достаточные ресурсы зерна. 
 
Основной угрозой для свиноводов остается дальнейшее распространение АЧС.
В связи с отсутствием субсидирования новых проектов за предыдущие два года, в 2015 и 2016 гг. планируется прирост объема производимой в РФ свинины всего 3% и 2% соответственно.


15. АЧС и ящур 

Ситуация с АЧС в 2014 г. в РФ снова осложнилась и остается проблемой номер один для свиноводов. Угроза растет, несмотря на все предпринимаемые меры. Ушедший 2014 г. запомнился продолжающейся смертоносной экспансией вируса АЧС на территории России и захватом территорий новых стран-соседей. Россельхознадзор зафиксировал 73 очага АЧС за год в Волгоградской, Московской, Калужской, Тульской, Брянской, Ростовской, Смоленской, Белгородской, Тверской, Псковской, Новгородской, Воронежской областях.

Ю.И. Ковалев: Если в предыдущие годы АЧС распространялась среди диких кабанов и поражала ЛПХ и небольшие хозяйства, то 2014 стал годом, когда от этого вируса пострадали современные крупные предприятия, лидирующих компаний на рынке. Так вспышки АЧС произошли на таких крупных свиноводческих комплексах как: ООО «ПХ Лазаревское», ЗАО Агрокомбинат «Николаевский», ООО «Великолукский свиноводческий комплекс», ООО «Агроресурс-Воронеж», ООО «Орелсельпром». Только в 2014 году на промышленных предприятиях Псковской, Тульской, Воронежской и Орловской областях из-за вируса АЧС сожжено 250 тыс. свиней. Это уже обеспечивает потерю 50 тыс. тонн мяса в 2015 году и уменьшает на 25% запланированный годовой прирост.

Другой фактор риска, которому было уделено много внимания в 2014 г. – зараженная продукция мясокомбинатов. В ЛПХ остатки пищи часто идут на корм домашним свиньям, так происходит передача вируса. Выявление генома вируса АЧС в мясопродуктах поставило ребром вопрос о технологических нарушениях и фальсификациях в мясоперерабатывающей отрасли.

Вспышки АЧС были зарегистрированы среди диких кабанов в Европе (Латвии, Литве, Польше и Эстонии), а так же на Украине. В связи с эти был введен запрет на поставки свинины и готовой продукции из ЕС. Прогноз по дальнейшему распространению АЧС на западе остается неблагоприятным, эпизоотия будет идти примерно со скоростью 300 км в год. Неполные сведения о случаях обнаружения АЧС в Белоруссии и Украине сильно обостряют и без того опасную эпизоотическую ситуацию.

На Дальнем Востоке зафиксировано 11 вспышек ящура в Забайкальском и Приморском краях. Уничтожено более 30 тыс. свиней, что повлекло многомиллионные убытки, в том числе пострадали инвестиции из федерального бюджета.

А.С. Малоголовкин: Безусловно, нельзя пройти без внимания широкое анонсирование в СМИ проблемы эпизоотической диареи свиней (ЭДС). Из-за вспышки ЭДС на территории США по официальным данным за два года уничтожили более 10% восприимчивого поголовья свиней. Последние данные, свидетельствуют о возникновении высоковирулентного вируса ЭДС на территории Украины, вызывающего практически 100% гибель животных. По словам доктора Джонна Карра (Англия) это начало эпидемии ЭДС в Европе, которая может привести к гибели более 25 млн. свиней в течение ближайших 18 месяцев. Данный факт требует усиления мер биобезопасности на свиноводческих предприятиях России во избежание возникновения вспышек болезни и опустошающих последствий.

Министерство сельского хозяйства намерено повысить штрафы за сокрытие фактов массовой гибели животных из-за эпидемий и нарушения правил карантина. Планируется ужесточить ответственность для фермеров, скрывающих факты вспышек АЧС: штрафы с тысяч и десятков тысяч рублей повысятся до 1 млн. руб. Иначе не избежать многомиллиардных убытков крупных предприятий. Справедливым наказанием была бы уплата фиксированного процента от оборота бизнеса. 
 
Ухудшение эпизоотической ситуации связано с огромными рисками для новых проектов, огромными убытками в случае заражения на действующих свинокомплексах и увеличением себестоимости продукции из-за усиления мер безопасности на предприятиях и страхования рисков.


16. Надежда на птицеводство
По данным Росстата производство мяса птицы за 2014 г. в хозяйствах всех категорий составило 5060 тыс. тонн в живом весе, что на 7. 6% больше уровня соответствующего периода прошлого года. 
 
В настоящее время самообеспеченность по мясу птицы составляет 89%, а по яйцу 92%. Вместе с тем эксперты отмечают, что российский рынок птицы далек от насыщения, его потребление на душу населения составляет лишь 29,3 кг. Для сравнения: в США и Бразилии данный показатель превышает 45 кг. 
 
Цена на тушку бройлера на выросла в течение года с 74 рублей в начале года до 115 рублей за килограмм к сентябрю вслед за ростом цен на свинину. В октябре цены немного упали в среднем на 10 рублей. Интересен тот факт, что соотношение между ценами на мясо птицы и свинины в убойном весе остается в России постоянным и равно 0,7. Мясо птицы относится к самым доступным мясным продуктам, является главным якорем ценовой стабильности и амортизируют инфляцию. 
 
Обязательно будет расти спрос на птицеводческую продукцию как самую доступную и социально значимую. Удельный вес мяса птицы в общем «мясном пироге» составляет 44%. Еще один аргумент – рост спроса на мясо птицы мясоперерабатывающими предприятиями. Доля мяса птицы в мясоперабатывающей отрасли преодолела 50%. Нельзя забывать об активизации торгового партнерства в рамках Таможенного союза. Здесь у России есть неоспоримый потенциал для роста сельскохозяйственного производства. 
 
Чтобы достичь независимости от экспорта необходимы дополнительные шаги. Нужно решить проблемы доходности птицеводческих предприятий, обеспечить себя племенным материалом, оборудованием, ветеринарными препаратами. 
 
В.И. Фисинин: Дефицит инкубационного яйца связан с зависимостью от геополитической обстановки и курсов валют. Удорожание его стоимости неизбежно приведет к удорожанию себестоимости производимой продукции. К сожалению, до сегодняшнего дня политика отдельных руководителей птицеводческих предприятий в отношении создания репродукторов весьма сдержанна, а ведь стоимость яиц, полученных от собственного родительского стада, в 2-2,5 раза дешевле, чем приобретаемых за рубежом. 
 
На уровне руководства страны дано поручение о реализации пилотных проектов по созданию 4-х селекционно-генетических центров на территории России. Минсельхоз РФ внес соответствующие изменения в Госпрограмму на 2013-2020 годы. Принято решение не рассматривать субсидирование проектов на новое строительство и реконструкцию, если проект не предусматривает собственное родительское стадо.

А.В. Дальнов: Прекращение поставок инкубационного яйца из Нидерландов в середине ноября и Германии в начале декабря подтвердило необходимость создания собственной генетической базы.

Среди наиболее перспективных сегментов российского рынка птицы эксперты отмечают рынок индейки. Сегодня на разных стадиях реализации находятся около 40 инвестиционных проектов по созданию ферм для разведения индейки в 27 регионах страны. Потребление индейки растет, эксперты уверены, что индейка в России — крайне недооцененный продукт с серьезными перспективами роста. Поэтому даже с учетом растущих объемов производства места на рынке в обозримом будущем хватит и для нас, и для наших конкурентов.


17. Мясное скотоводство идет в рост

В 2014 г. было произведено во всех сельхозорганизациях КРС живым весом 918 тысяч тонн на 1.7% меньше чем в 2013 г. Поголовье скота на конец года составило 8483,9 тыс. голов, что на 3,2% меньше чем на конец 2013 г. 
Поголовье КРС уменьшается, несмотря на наличие федеральных и региональных программ государственной поддержки для стимулирования развития скотоводческой промышленности.

Текущий тренд 2014 г. в секторе производства говядины — постепенный рост стада мясного КРС и числа реализуемых проектов на фоне драматичного сокращения поголовья молочного направления и уменьшение производства говядины в процессе выбраковки фуражных коров.

Знаковым событием для мясоперерабатывающей отрасли и важнейшим для мясного скотоводства стал запуск сразу трех крупных заводов по убою КРС и первичной переработки говядины в Брянской, Воронежской и Оренбургской областях.

Д.Л. Черкесов: Во-первых, эти заводы становятся системообразующими для отрасли производства говядины не только внутри своего региона, но и для всех близлежащих регионов, диктуя требования по качеству продукции, формируя спрос на крупный рогатый скот и конкурентное ценообразование. Во-вторых, эти проекты показали хороший результат государственной поддержки, оказываемой мясному скотоводству с 2009 года. В-третьих, запущенные современные мощности стали закрывать существенную потребность рынка в высококачественной говядине, вытесняя импорт во всех категориях мясной продукции из говядины и из дорогих сегментов, включая ресторанный бизнес, и из доступных всему населению сегментов.

С.А. Мирошников: Эти предприятия, ориентированы в основном на переработку крупного рогатого скота, крайне необходимы нашей стране для создания современной отрасли и консолидации ресурсов малых и средних предприятий. До настоящего времени отечественная отрасль убоя и первичной переработки скота была неконкурентоспособна в т.ч. по причине мелкотоварности. В России более 75% всего скота перерабатывают предприятия с удельной долей на рынке менее 1%. Для сравнения в США и Канаде основной объем производства приходится на 5 мясоперерабатывающих корпораций, в Канаде 92% всей говядины перерабатывается всего только двумя компаниями. В этой связи глубокая переработка в России способна создать предпосылки для выхода отрасли из кризиса.

Главные препятствия для развития конкурентоспособного мясного скотоводства — малочисленность поголовья, также низкий уровень технического и технологического оснащения сферы на этапах репродукции поголовья и откорма молодняка, невысокая экономическая мотивация фермеров в производстве говядины. 
 
В то же время для того что бы вновь созданные предприятия динамично развивались необходимо участие государства как в форме финансовой поддержки, так и в части снятия административных барьеров в т.ч. по вывозу скота в другие регионы и по оптимизации ветеринарных правил.

С. А. Мирошников: Размер катастрофы во всей отрасли производства говядины трудно поддается оценке, так как данные Росстата определяющие отечественное производство говядины завышены на 500-600 тыс. тонн. Это хорошо видно при сравнении статотчетности 1989 и 2013 годов по РСФСР и РФ по поголовью и производству говядины в ЛПХ. Поэтому именно эмбарго и последующее снижение курса рубля позволили надеяться на спасение отрасли.

Самая проблемная отрасль сельского хозяйства – молочное животноводство. Но у Минсельхоза появилась надежда на изменение негативной динамики, которая наблюдается в последние годы: молочное поголовье и производство молока в стране неуклонно снижается. По итогам этого года ожидается, что спад будет остановлен за счет увеличения продуктивности дойного стада, а также за счет увеличения производства молока в сельхозорганизациях (на 2,3%) и в крестьянско-фермерских хозяйствах (на 6,2%).

Давит на состояние молочной отрасли и мощная волна замещения молока молокосодержащими продуктами. Пока, к сожалению, потребители не всегда понимают, что в молокосодержащих продуктах практически нет молока. Действительно, рынок России длительное время был весьма благоприятен для этой ситуации. Однако это негативно сказывается на развитии отрасли и страны в целом.


18. Генетические ресурсы 

Генетика — ключевое направление, которое в России полностью потеряли ещё в 90-е годы. Тогда ГУПы, занимающиеся селекцией, были приватизированы, распроданы, а потом и вовсе исчезли. В результате сегодня наше животноводство живёт на импортной генетической базе. Это означает, что в любую минуту все наши усилия по импортозамещению могут быть пущены под откос, если из-за рубежа нам откажут в поставках генетического материала. Тревожным сигналом стало временное ограничение в конце года поставок инкубационного яйца из Германии и Нидерландов из-за обнаружения высокопатогенного гриппа птиц. 
 
А.Д. Давлеев: Потенциал импортозамещения может быть реализован только при сохранении доступа России на внешние рынки, поскольку генетический материал и в растениеводстве, и в животноводстве мы полностью импортируем. Таким образом, для Минсельхоза и правительства вопрос об ускоренном создании национальных селекционно-генетических центров, способных обеспечить растениеводов и животноводов современным высокопродуктивным семенным и племенным материалом ставится на уровень национальной безопасности. 
 
С.А. Мирошников: 2014 год стал поворотным по доступу отечественных товаропроизводителей к передовой генетике. С одной стороны это определяется курсом евро и доллара, с другой искусственными барьерами на поставку в Россию современной генетики. Сегодня необходимы кардинальные меры по развитию современных отечественных селекционно-генетических центров.Для того, чтобы они стали конкурентоспособными, необходимы усилия государства, обеспечивающего доступ к дешевым кредитным ресурсам или работу на условиях государственно-частного партнерства. 
 
Кстати, проблему отсутствия генетического материала, похоже, наконец-то начали понимать и в правительстве. По крайней мере, премьер-министр Д. Медведев заявил о необходимости «обязательно сохранить» немногие ещё оставшиеся у нас селекционно-генетические центры. В июле на рассмотрение в правительство внесен проект федеральный закона «О генетических ресурсах растений для производства сельскохозяйственной продукции». 
 
Правительством было дано предложения об исключении животноводческих племенных хозяйств, стратегически важных для отрасли, из прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы до окончания реализации Государственной программы. также распоряжение проработать вопрос о реализации пилотных проектов по развитию селекционно-генетических центров на территории РФ и проработать вопрос о дополнительной государственной поддержке научно-исследовательских институтов в области животноводства.
Правда, похоже, никакой стратегической программы по их развитию как не было, так и нет.


19. Мясопереработка: сырьевой кризис
Сырьевые сложности у мясопереработчиков начались в январе с момента запрета ввоза свинины и шпика из ЕС из-за АЧС, так как многие работали на европейском сырье. Доля европейской свинины в структуре импорта на начало 2014 г. составляла примерно 65%. Затем ситуация осложнилась в августе с введением эмбарго. По их мнению, этой ситуацией воспользовались российские животноводы и импортеры. Без всяких экономических причин они увеличили цены на мясо. Так свинина в оптовом сегменте выросла в цене более чем на 60%, а шпик примерно вдвое.    

Животноводы же считают, что использование дешевого импортного сырья мясопереработчиками было одним из главных тормозящих факторов их развития.

Параллельно с этим мясопереработчики адаптировали рецептуры своих продуктов к сложившимся условиям, субпродукты и легкоплавкий шпик были заменены на птицу и на альтернативные животные и растительные жиры. В результате рынок по шпику и субпродуктам сбалансировался. 
 
При этом крупные торговые сети «заморозили» процессы принятия новых цен на колбасные изделия и другие продукты мясопереработки, придерживаясь рекомендаций Правительства РФ и ограничили рост продукции до 10-15%. 
 
И без того невысокая рентабельность снизилась, многие заговорили об убытках и возможном закрытии производств, невозможности избежать серьёзных убытков в длительном периоде. 
 
Президенту было направлено открытое письмо, в котором говорилось о том, что в мясоперерабатывающий отрасли разразился «кризис высоких цен на сырьё», грозящий перерасти в «отраслевой дефолт». Предлагается также, в связи с особой актуальностью проблемы роста цен на свинину и мясо птицы, поручить проработать и провести правовой эксперимент по применению «Особого режима государственного регулирования растущих более чем на 50% в год цен на продовольственные товары первой необходимости за счет прогрессивного налога с продаж этих товаров».

М.Л. Мамиконян: Пока, к сожалению, эксперты и регуляторы не уделяют достаточно внимания мясопереработке. Недостаточное понимание необходимости поддержания межотраслевой сбалансированности может привести к элементам промышленной деградации. Странным образом мясоперерабатывающая отрасль РФ, которая показала отличный пример импортозамещения, подвергается наибольшей дискриминации, и это происходит в тот момент, когда стали восстанавливаться другие мясные подотрасли.

Зафиксированные в рамках соглашения по присоединению к ВТО договоренности и нормы Технического регламента ТС создают «надежную» основу для разрушения экономического фундамента мясной отрасли в части свиноводства и перерабатывающей отрасли. Ослабление мясоперерабатывающей отрасли приведет к уменьшению заказов и стагнации для сырьевых подотраслей – и в первую очередь для свиноводства.

В условиях нарастающего кризиса и ограничений импорта мясопереработчики остаются в зоне риска. Прогнозируется усиление конкуренции и консолидация рынка.


20. 2015: стагнация и риски
По единодушному мнению экспертов предстоящий 2015 г. будет сложным по многим экономическим параметрам. Министерство экономического развития РФ подготовило уточненный макроэкономический прогноз на 2015 год. ВВП снизится на 3% обновленный прогноз составлен исходя из цены на нефть в $50 за баррель. Ожидается, что инфляция по итогам 2015 года составит 12%, отток капитала к концу года составит $115 млрд. вместо прогнозировавшихся $90 млрд. 
 
Тяжелая экономическая ситуация также приведет к падению реальной заработной платы на 9% и сокращению реальных доходов населения на 6%. 
 
В 2015 г. сельское хозяйство РФ возможно ожидает стагнация и нулевые темпы прироста. В животноводстве развитие будет носить инерционный характер, поскольку отдача от возможных новых инвестиций начнется не ранее, чем с 2016 г. 
 
М.Л. Мамиконян: Импортозамещение и глубокая переработка мяса птицы и свинины будут основным вектором роста производства. Произойдут изменения в потребительских предпочтениях и розничных форматах. Увеличится доля дискаунтеров в организованной рознице.

А.Д. Давлеев: По прогнозам АГРИФУД Стретеджис, в первом полугодии 2015 года российский рынок мяса будет фиксировать нисходящие тренды по объему: на 3-5% по мясу птицы, на 5-7% по свинине, 7-8% по говядине и 10-12% по мясоколбасным изделиям. Во втором полугодии обострение конкуренции между «сырым мясом» и колбасно-сосисочными изделиями приведет к значительным проблемам у мясокомбинатов и вытеснению их продукции охлажденным мясом, прежде всего, курятиной и индюшатиной. Дефицит говядины и определенный недостаток свинины, оцениваемые совокупно в 500-700 тысяч тонн, позволит птицеводам значительно увеличить свою долю в мясной корзине страны на фоне общего сокращения потребления мясопродуктов. 
 
Не соглашусь с мнением отдельных экспертов, предрекающих, что качество отечественной продукции будет ухудшаться из-за отсутствия конкуренции с импортным товаром. Предполагаемое падение мясного рынка на фоне неизбежного выхода на проектные мощности масштабных производств мяса птицы и свинины приведет к усилению конкуренции среди крупнейших холдингов, борьбе за долю рынков и консолидацию через поглощения. Слишком много было вложено в эти активы, чтобы акционеры позволили им стать убыточными.

Агрессивная экспансия ритейла, судя по всему, закончилась, место на полке уже ограничено, а потенциал откормочных комплексов, птицеферм и перерабатывающих заводов растет, продолжая играть на руку закупщикам розничных сетей, которые умело сталкивают лбами производителей.

Что касается финансового положения российских компаний, то, несмотря на значительный рост выручки и прибыли у некоторых крупных агрохолдингов, их валютная капитализация резко снизилась из-за девальвации рубля. Кроме того, значительно возросшие репутационные риски России из-за украинского конфликта и падение кредитного рейтинга страны в результате обвала цен на нефть весьма негативно сказываются на настроениях инвесторов и, скорее всего, приведут к снижению котировок акций российских агрокомпаний.

Согласно протоколу по присоединению к ВТО, с 2015 г. в три раза должна быть снижена ввозная таможенная пошлина на готовые мясные изделия.

М.Л. Мамиконян: Не включив импорт по коду ТН ВЭД 1602 в список ограничений, созданы новые проблемы уже для консервной мясной отрасли. Она, в силу экономических преференций, была сосредоточена в Калининградской области, а преференциальный период заканчивается в 2016 г. В общем, своими руками создали условия, когда российские предприятия не могут покупать мясо на рынке ЕС, но в итоге европейские производители аналогичной продукции получат и собственное дешевеющее сырье, и возможность поставок своих консервов на наш рынок.

В проекте Технических регламентов ТС по мясной отрасли, часть которых вводится с 2015 г., приняты нормы по «наименованиям мясных продуктов», которые противоречат более чем 20-летней сложившейся рыночной практике. Это приведет к «стрессу» на рынке и чревато потерей долгосрочной устойчивости в первую очередь для мясоперерабатывающей отрасли – а затем и для всей отечественной мясной индустрии.

М.Л. Мамиконян: Нам необходимо достойно прожить этот период и стараться обеспечить надежное развитие отечественной мясной отрасли, которое в максимальной степени отвечало бы мобилизационным параметрам. Необходимо пересмотреть стратегические планы пищевой отрасли РФ и стимулировать принцип самодостаточности по основным источникам питания и по продуктовым запасам, расставить приоритеты не по товарам и категориям товаров, как это делали до сегодняшнего дня, и будет делать рынок (товароведы и маркетологи), а по государственному — научно и обоснованно в парадигме «мобилизационной достаточности». Для этого следует проанализировать текущую структуру производства продуктов питания с точки зрения пищевой и биологической ценности (белков/жиров/углеводов). Критерии очевидны: прежде всего это скорость достижения самообеспеченности; затем минимальность абсолютных затрат государственного бюджета на производство единицы белка животного происхождения и рост государственных резервов белка животного происхождения в хранении в наиболее готовом к употреблению виде, то есть консервированной продукции из мяса.

По всем критериям очевидное преимущество имеет развитие отечественного птицеводства. Кроме этого, мясо птицы – это и инструмент быстрого и легко достигаемого импортозамещения на рынке говядины и свинины.

Скорее всего, в предстоящем году нас ждет сокращение инвестиционных программ. Инвесторы вынуждены переоценивать эффективность проектов, которые планировали начать в 2015 году. Растет не только валюта, выросла ключевая ставка ЦБ, что означает и рост стоимости кредитов в коммерческих банках.

Надеемся, что предстоящий год будет благоприятным и желаем всем успехов и плодотворной деятельности в 2015 году!

Мнения экспертов.







Источник:  http://www.myaso-portal.ru