Потребители воспитывают Перекресток и Седьмой континент антирекламой


30.12.2009

Потребители воспитывают Перекресток и Седьмой континент антирекламой

По мнению общественников, «антиреклама» – единственный способ воздействовать на торговые предприятия. Ритейлеры, со своей стороны, обвиняют эту организацию в фальсификации фактов и готовы защищать свою репутацию в суде.

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) подвело итоги прошедшего года на рынке розничной торговли. По количеству поступающих от потребителей жалоб, а также по результатам проверок в магазинах и анализа собранной информации худшими среди всех российских продуктовых ритейлеров в 2009 году оказались торговые сети «Перекресток» (Х5 Retail Group) и «Седьмой континент», утверждают в ОЗПП. По словам сотрудников этой общественной организации, практика и отдельные методы работы ритейлеров противоречат закону о защите прав потребителей.

В 2009 году ОЗПП провело около двадцати проверок по методике «тайный покупатель», когда специалисты закупали товары и проверяли соблюдение правил торговли магазинами.

Зачем нужен Fairy

Кроме «тайных покупателей», ОЗПП засылало в магазины «тайных продавцов». Две сотрудницы инкогнито устроились в магазины крупнейших торговых сетей: магазин «Перекресток» в Химках и «Седьмой континент» в Москве.

«То, что увидели наши сотрудники, которые проработали там три дня в качестве «тайных продавцов», просто шокирует», – заявил в комментарии GZT.RU Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей. Послать в «Перекресток» и «Седьмой континент» своих сотрудников в ОЗПП решили после того, как на эти две сети стало поступать очень много жалоб, объяснил глава организации.

«Если вы видите рыбу, хвост и голова которой зарыта в мелко нарубленных кусках льда, не стоит ее покупать, – поведала «тайный продавец» по итогам своей трехдневной «практики». – Именно эти части выдают некачественную рыбу, поэтому продавцы умело прикрывают их льдом».

В обеих сетях для устройства на работу не потребовалось санитарной книжки или справок о состоянии здоровья и отсутствии заболеваний, говорят данные проверок. Обеим сотрудницам пришлось соприкасаться с продуктами, участвовать в их перефасовке, стоять за прилавком, а также увидеть «кухню» магазинов изнутри и даже заснять увиденное на скрытую камеру.

«По санитарным правилам нельзя допускать человека за прилавок, давать ему соприкасаться с продуктами, не проверив его медицинскую книжку и анализы, – отмечает Аншаков. – Текучесть кадров во всех торговых сетях очень большая – многие задерживаются там не больше чем на несколько месяцев, и сети не отслеживают должным образом, кто и когда у них работает. А так называемым «практикантам» ничего не платят. Нашим сотрудникам за три дня работы ничего не заплатили».

Руководитель одного из магазинов учил своих новых сотрудниц отмывать плесень с рыбы и мяса с помощью средства для мытья посуды Fairy, а затем перефасовывать продукты, рассказал Аншаков.

В магазине «Перекресток» на улице Кудрявцева в городе Химки ежедневно в специально отведенном фасовочном цехе по указанию руководства магазина происходит перефасовка испорченных продуктов, утверждается в сообщении ОЗПП. Специалисту этой организации самому приходилось заниматься очищением плесени с рыбы, с последующем натиранием растительным маслом для придания товарного вида и перефасовкой в новую упаковку с новой датой годности, а также перефасовкой просроченной кулинарии, производимой под маркой «Перекресток». После этого продукты возвращались на прилавок. В «Седьмом континенте» на Изумрудной улице сотрудница ОЗПП, по ее словам, зафиксировала «жуткую антисанитарию».

Ледяная горка

«По результатам проверок собранные материалы, в том числе видеозапись по этим магазинам отправлены в Роспотребнадзор», – говорится в сообщении ОЗПП.

Представители компании X5 Retail Group в понедельник вечером были недоступны для комментариев. Пресс-секретарь сети «Седьмой континент» Влада Баранова заявила GZT.RU, что те утверждения, с которыми компании удалось ознакомиться, являются фальсификацией и подтасовкой фактов. Что касается любительского видео, снятого «тайными продавцами», то оно, по словам пресс-секретаря, не имеет ничего общего с обвинениями. «Нет ни одного кадра, доказывающего, что мясо и рыба испорчены», – говорит пресс-секретарь.

Все утверждения ОЗПП, по ее словам, построены на «умозаключениях». К примеру, ложным является утверждение «тайных продавцов» о том, что льдом на прилавке прикрывается испорченная рыба. «Все знают, что охлажденная рыба должна храниться на ледяной горке и перекладываться льдом. Выводы о том, что это делается для того, чтобы скрыть недостатки – откровенный предрассудок и непрофессиональный подход», – говорит Баранова.

Тот факт, что у «тайных сотрудников» не потребовали медицинских книжек, Влада Баранова объяснила тем, что данные сотрудницы попросту не успели стать работниками магазина. В «Седьмом континенте» постоянно проводятся экскурсии для будущих сотрудников, рассказала представитель компании.

«Соискатели при предъявлении медицинских книг и удостоверяющих документов проводят на работе один день, рассказала Баранова. – Они не допускаются к работе, что подтверждается и имеющимися записями. Это сделано для ввода в профессию и принятия человеком решения о поступлении на работу».

Однако глава ОЗПП Михаил Аншаков возразил в комментарии GZT.ru, что представители его организации проработали в магазинах три дня, и фактически исполняли обязанности продавцов.

Судиться готовы

Ритейлеры готовы отстаивать свою репутацию в суде. «Мы оставляем за собой право защищать деловую репутацию предприятия», – заявила GZT.RU Влада Баранова из «Седьмого континента».

«Мы готовы к судам, с удовольствием примем в них участие и будем стараться очень активно освещать процессы в СМИ», – сказал на это глава ОЗПП. С «Седьмым континентом» у ОЗПП уже есть выигранные судебные иски, напомнил Аншаков. «Когда в прошлом году к нам обратился потребитель, который нашел в козинаках живых бабочек, мы этот иск выиграли. В итоге человек получил компенсацию морального вреда в размере около 25 тыс. руб., хотя козинаки стоили всего 137 руб».

Хотя у других торговых сетей ситуация несколько лучше, кардинально она не отличается, говорит Аншаков. «Поэтому позицию «лучших» мы в своем рейтинге в этом году решили никому не присуждать», – пояснил он.

На Западе просроченные продукты утилизируются или отдаются на корм скоту, отмечает Михаил Аншаков. Чтобы не платить за утилизацию, многие западные ритейлеры в конце дня выставляют по сниженной цене корзины с продуктами, срок годности которых еще не истек, но реализовать которые до этого момента магазин уже не надеется.

У наших же сетей такой проблемы не существует, утверждает специалист. По его словам, почти в каждом магазине есть "перефасовочные цеха", где в конце дня продукты снова приводятся в товарный вид, укладываются в новую упаковку и снова отправляются на полки.

Перестали «кошмарить»

Покупатели все чаще жалуются на некачественные продукты, в том числе с истекшим сроком годности, на несоответствие информации на этикетке содержимому упаковки, на пищевые отравления и на наличие в продуктах посторонних, в том числе опасных предметов, констатируют эксперты. По данным ОЗПП, в шоколадных конфетах покупатели находили ртуть, в пакете фисташек из магазина «Перекресток» – мумифицированную мышь. Также покупатели встречают в купленных ими продуктах камни, стекло и насекомых. Из присланных фотографий опасных находок в продуктах на сайте организации был сформирован раздел «Кунсткамера».

«По нашим данным, за последний год количество обращений по отравлениям увеличилось примерно в два раза», – рассказал Михаил Аншаков. Ситуацию ухудшил вовсе не кризис, говорит он: причиной стала государственная политика.

В связи с тем, что президент призвал не «кошмарить бизнес», проверить предприятия стало очень сложно, и деятельность проверяющих органов «полностью парализована», утверждает Аншаков. «Малый бизнес, конечно, надо поддерживать, – говорит он, – но конкурентное преимущество в нынешних условиях получает тот, кто торгует некачественными продуктами».

«Дело не в том, что у нас такие ужасные продуктовые сети, а предприниматели недобросовестные, – поясняет Аншаков. – Просто в отсутствие государственного контроля им выгодно экономить – ставить просроченные продукты на повторную реализацию и так далее. Контроля никакого: штрафы символические, санкций вроде закрытия магазина нет, плановые проверки проходят не чаще чем раз в три года».

Хотя ОЗПП направило результаты своих проверок в Роспотребнадзор, от этого ведомства Аншаков не ожидает больших результатов. «Символический штраф – это максимум, что они могут сделать, – говорит он. – Мы поэтому и называем бренды торговых сетей – не для черного пиара, а потому что в нынешней ситуации ничего кроме антирекламы просто не действует. Госорганов торговые сети не боятся, судов тоже, потому что судебные издержки для сетей смехотворны. Поэтому мы принципиально будем называть бренды, пока ситуация не изменится».

Рекомендации для покупателей

Просроченные конфеты отправляют на расфасовку, поэтому покупайте только кондитерские изделия на развес.

Некачественную часть куска мяса продавцы прикрывают более свежим мясом. Слабое освещение в торговом зале не позволяет это разглядеть, поэтому просите продавца показать выбранный кусок с разных сторон.

Чтобы креветки были крупнее, продавцы заливают креветки холодной водой и замораживают. Вода впитывается в морепродукт, отчего креветки становятся больше по величине.

Будьте предельно внимательны, если видите рекламу дешевой продукции, стимулирующей приток клиентов. Знайте, что не всегда, товар, продающийся по выгодной цене, полезен для вашего здоровья.

"Газета".



© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал