МИС


17.12.2009

ЕЛЕНА СКРЫННИК: БЕЗ ПРОГНОЗА БАЛАНСОВ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СЕГОДНЯ РАБОТАТЬ НЕВОЗМОЖНО


 

Близится к завершению 2009-й год. До начала года будущего труженики села еще многое могут сделать, чтобы произвести больше мяса, молока, яиц, тепличных овощей. И все же о некоторых результатах годовой работы можно говорить уже сейчас. Об этом – эксклюзивное интервью министра сельского хозяйства России Елены Скрынник генеральному директору медиа-группы «Крестьянские ведомости» Игорю Абакумову.

ЕЛЕНА СКРЫННИК: БЕЗ ПРОГНОЗА БАЛАНСОВ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СЕГОДНЯ РАБОТАТЬ НЕВОЗМОЖНО

- Елена Борисовна, идут последние дни 2009 года. Как вы оцениваете его итоги в аграрной отрасли?

- С удовольствием могу констатировать, что мы имели положительную динамику в отрасли. Объем производства продукции оценивается в 2 триллиона 600 миллиардов рублей - столько же, сколько и в прошлом году. Снижения нет, есть даже незначительный рост - + 0,5%.
Все показатели, предусмотренные Государственной программы развития сельского хозяйства до 2012 года, в зависимости от объема финансирования мы выполняем. По тем оценкам, которые сделаны Президентом Российской Федерации и Председателем Правительства Российской Федерации, с нами все хорошо. Поэтому будем продолжать развиваться в тех же направлениях.

- Есть, чем гордиться?

- Ну, во всяком случае, есть ощущение, что подводить никого нельзя.

- Известна ситуация, которая сложилась на зерновом рынке, в связи с большим урожаем. Не считаете ли Вы нужным изучить опыт СССР по составлению зернового баланса, от которого потом «танцевала» вся логистика, вся экономика и все ресурсы? Нужно ли повторить этот опыт СССР, т.е. крестьяне должны заблаговременно знать, сколько, чего нужно произвести?

- На 100 процентов правильные мысли. Без прогнозных балансов, считаю, сейчас работать невозможно. И к этой работе мы приступили. Министерством созданы прогнозные балансы по всем рынкам. По рынку зерна, мяса, молока они согласованы с Минэкономразвития.

Что касается зернового баланса, да, в этом году хороший урожай – 93 млн. тонн (в обработанном весе). Предыдущий прогноз – 85 млн.тонн. Поэтому урожай успешный и нас так же хорошо оценили в этом направлении. И имея перед собой баланс не только всей страны, но и в разрезе регионов, мы просто обречены на успех.

Если говорить о прогнозных балансах на рынке мяса, естественно, мы должны четко понимать, сколько производим, сколько мы ввозим и каков еще потенциал, с которым должны работать наши производители. И сельхозтоваропроизводители малых форм хозяйствования и наши крупные производители, которые занимаются промышленным производством свинины, мяса птицы и т.д. Плюс взвешенные меры таможенно-тарифной политики, которая тоже выстраивается на основании баланса.

Поэтому прогнозный баланс – это прогнозирование производства во всех направлениях в зависимости и с условием государственной поддержки.

- Елена Борисовна, а крестьяне будут каким-то образом оповещены об этом балансе? Об этом заказе?

- Ну, конечно.

- А где узнать, сколько производить? Ведь люди привыкли выращивать пшеницу, потому что это основной продукт, из которого делается хлеб. Всегда было первой заповедью Родины: каждое зерно – государству. И сейчас они пытаются произвести столько, сколько они могут произвести, а не столько, сколько это надо.

- Вот в этом, к сожалению, есть некоторые проблемы. При формировании балансов, - а мы перешли к формированию балансов в разрезе регионов,- мы просим, чтобы региональные власти на уровне министерств сельского хозяйства, изучив ситуацию у себя в регионе, четко сформировали нам те потребности, которые существуют для внутреннего потребления. Допустим, если мы говорим о зерне, естественно, что нам надо увеличивать объем внутреннего потребления с учетом развития животноводства, производить как можно больше мяса птицы и свинины и крупного рогатого скота. Эти объемы в разрезе страны мы оцениваем в 60 млн тонн. Поэтому потенциал большой. И если мы смотрим по прогнозным балансам в разрезе регионов, то рассматриваем ситуацию с производством фуражного зерна в связи с развитием здесь животноводства.

Все что касается производства муки, круп, то же самое. Надо знать, где будет реализовываться то, что производится.

Что касается производства мяса, есть, например, такие регионы, как Белгородская и Липецкая области, Мордовия, которые производят намного больше мяса, чем потребляют. Естественно они должны реализовывать в соседние регионы. И это успешно происходит.

То же самое с производством молока. Например, в Мордовии производится молока в 1,8 раза больше, чем реализуется на территории республики. Конечно же, они реализуют молочные продукты в соседние регионы.

Поэтому мы создаем информационно-аналитическую систему в разрезе страны. Она даст нам возможность все эти региональные балансы в разрезе рынков, систематизировать и выстроить те эффективные отношения между регионам (и с учетом экспорта), которые дадут возможность перепроизведенную продукцию эффективно реализовывать по справедливым ценам для производителя и потребителя, а то, что недопроизводится, приобретать в соседних регионах.

Отмечу, что такая система работает на рынке Москвы. Она помогает как раз структурировать рынок потребления и производства с учетом работы соседних регионов, где существующие агрохолдинги занимаются поставкой продукции на территорию столицы. И в этом большая эффективность этой системы.

Я придаю большое значение созданию и работе с прогнозными балансами на уровне страны, региона и информационно-аналитической системы. Это даст возможность нам всем понимать, например: если мы осуществляем государственную поддержку этого региона по производству молока, то что дальше будет происходить с этим молоком, как оно будет реализовываться. Будет ли у нас проблема в период большого молока, когда снижаются цены, и что будет с производством сухого молока в этом регионе. 

Прогнозные балансы, как вы правильно отметили, были и ранее. И, если мы будем и дальше на них опираться, то сможем выполнить показатели государственной программы, а самое главное, доктрины продовольственной безопасности, выполнение которой, как задачу, поставил перед нами Президент России.

- В связи с тяжелой ветеринарной обстановкой на юге России, намерено ли Министерство восстанавливать каким-то образом вертикаль ветеринарного управления в стране. Возможно ли это, во-первых, есть ли такие намерения, во-вторых, и считаете ли вы это вообще целесообразным?

- Я руковожу комиссией, которая занимается борьбой с африканской чумой свиней, которая, к сожалению, активно у нас сейчас распространяется. В течение девяти месяцев мы активно сотрудничаем со всеми регионами, объясняем им ситуацию. Но, к сожалению, африканская чума свиней имеет тенденцию к распространению. Под угрозой находятся Липецкая и Белгородская области Мордовия, - регионы с большими объемами производства свинины. Комплекс мер, которые мы проводим, как раз таки способствует тому, чтобы африканская чума свиней не распространялась далее на территорию Российской Федерации. Конечно же, ответственность главных ветеринарных врачей в регионах, министров сельского хозяйства на уровне регионов, колоссальная. И они должны понимать: если они будут относиться к этому вопросу формально, мы можем потерять большое количество свиней.

- Какую роль Минсельхоз будет отводить общественным организациям, мелким и средним предпринимателям в сфере АПК, какова их судьба в будущем году?

- Если говорим о малых предпринимателях, - это личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, - конечно же, работа наша по их поддержке продолжается. Как доказательство, могу сказать, что в этом году объем субсидированных кредитов, направленных малым формам хозяйствования, составляет 36 млрд рублей. Согласитесь, что это колоссальная поддержка.

Что касается общественных организаций, они сотрудничают с Министерством сельского хозяйства, высказывают свои взгляды на развитие тех или иных отраслей, на уровень государственной поддержки. Эта работа была систематизирована, и она продолжается в этом же направлении.

- Какова ваша оценка интеллектуального потенциала АПК, - я имею в виду ВУЗы, исследовательские учреждения, техникумы и профессиональные школы в сельской местности?

- У нас 59 высших учебных заведений готовят кадры для наших сельских организаций. Из общего числа руководителей, которые работают в сельском хозяйстве, – это 420000 человек, - 35% имеют высшее образование. Поэтому нужно активно заниматься подготовкой руководителей с высшим образованием. Необходимы курсы по повышению квалификации, эта работа ведется, настраивается и я уверена, что мы и дальше будем работать с этим.

Как только меня назначили министром, была создана комиссия по работе с нашими ВУЗами, академиями, университетами. Мы постоянно встречаемся с ректорами, ставим перед ними соответствующие задачи. И одна из главных – добиваться того, чтобы выпускники аграрных вузов шли работать в сельскохозяйственное производство, закреплялись на селе. Именно по этому показателю оценивается ныне работа сельскохозяйственных учебных заведений.

- Спасибо за время, которое Вы нашли для читателей, зрителей и слушателей медиа-группы «Крестьянские ведомости».

 

 

WebAgro.net