«Агропродмаш-2010»: между полем и прилавком


22.10.2010

«Агропродмаш-2010»: между полем и прилавком

Посредников у нас не любят. Сколько раз доводилось слышать и читать, что это из-за них, посредников, дорожают едва ли не все продукты, что это они диктуют цены фермерам и из-за них у нас медленно развивается, а кое-где просто деградирует село.

Но есть среди тех, кто занимает прочное место между засеянным зерном полем и скотоводческими или птицеводческими фермами посредники, без которых не обойтись, полезность и даже необходимость которых никто не оспаривает. Эти посредники – самые разнообразные машины, которые перерабатывают, развешивают, замораживают, упаковывают, доставляют в магазины все, что производится сельскохозяйственными производителями. Полагаю, что невозможно даже сосчитать, сколько их – образцов перерабатывающей техники – производится во всем мире. Причем таких машин и механизмов по мере роста разновидностей пищевых продуктов становится все больше и больше.

Вот почему проходившая с 11 по 15 октября в «Экспоцентре» XV Международная выставка «Оборудование, машины, ингредиенты для пищевой и перерабатывающей промышленности» – «Агропродмаш-2010» – хотя и считается одной из самых представительных среди себе подобных, вряд ли продемонстрировала абсолютно все новации в этом быстро развивающемся «секторе» машиностроения.

А о том, что перерабатывающая индустрия развивается действительно быстро, убедительно свидетельствует динамика самой выставки «Агропродмаш». Как сообщил на пресс-конференции накануне ее открытия заместитель генерального директора ЦВК «Экспоцентр» М. П. Толкачев, за 15 лет площадь и число участников выставки выросли в три раза. В этом году свои достижения показывают на ней около 700 предприятий, компаний и организаций из 35 стран. Выставка получила поддержку Министерства сельского хозяйства и Министерства промышленности и торговли РФ. Она проходила под патронатом Торгово-промышленной палаты России и правительства Москвы.

Каковы основные особенности нынешней выставки «Агропродмаш-2010»? Их несколько.

Главная – четко выраженная инновационная направленность выставки. Изрядная часть экспонатов не демонстрировалась на прошлогодней выставке. Даже терминология информационных планшетов, сопровождающих почти все экспонаты, ставит в тупик «непосвященных», людей, далеких от перерабатывающих отраслей. К примеру, я прежде ничего не знал о «барьерных упаковках» – «запечатанные» в них обычно быстро портящиеся продукты могут сохраняться неделями и месяцами. Или о «капельной технологии» нанесения на консервные банки, бутылки с лимонадом и даже на… куриные яйца самой важной информации о дате производства и сроках хранения продукта.

5 лет назад в качестве корреспондента ТПВ я побывал на первой выставке «Агропродмаш». Конечно, запомнилось не все, но точно помню, что раздела «Ингредиенты, добавки, специи» на ней просто не было. Сейчас оборудование для их производства – это целый павильон, десятки видов агрегатов и автоматических линий и сотни образцов готовой продукции. Именно добавкам и специям мы обязаны огромным разнообразием сортов и разновидностей колбас, копченостей, пельменей и многого другого. Группа компаний «СОБЗСНАБ» со штаб-квартирой в подмосковном Красногорске выпускает 200 (!) разновидностей таких смесей, и их ассортимент все время пополняется – разработкой добавок занимается целое НПО («Зеленые линии»). Одно огорчает: изрядная доля компонентов таких смесей закупается за границей. Отсюда и названия смесей: «Итальянская», «Скандинавская», «Альпийская». Впрочем, будем справедливы, «Русская» тоже есть.

Одно из свидетельств того, что наши перерабатывающие отрасли все больше ориентируются на конкретных потребителей, нашло воплощение на выставке «Агропродмаш» в значительно расширившемся по сравнению с прошлыми экспозициями раздела «Салон упаковочного оборудования». А то, что продукты российских предприятий теперь продаются в куда более нарядной и яркой упаковке, чем 5-10 лет назад, подтвердит любая хозяйка. Данная выставка ко всему прочему – идеальная площадка для контактов  представителей двух «смежных» отраслей – пищевой и упаковочной, отметил на пресс-конференции исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков А. Г. Бойко.

Еще одна особенность – существенное расширение экспозиции, посвященной птицеводству и переработке мяса птицы. Демонстрировалось много оборудования для переработки мяса птицы, образцов техники, предназначенной для птицефабрик, материалы для упаковки и хранения мяса птицы.

Заместитель директора департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Минсельхоза РФ С. Н. Серегин сообщил, что российская пищевая и перерабатывающая промышленность успешно развивается, и ее доля в промышленном производстве достигла 13-14 процентов. Успехам отрасли в значительной степени содействует и выставка «Агропродмаш-2010». Благодаря ей российские специалисты знакомятся с лучшими образцами перерабатывающего оборудования и имеют возможность приобрести его, чтобы обеспечить конкурентоспособность выпускаемых продуктов.

Среди зарубежных участников выставки заметно выделяются экспозиции Германии и Франции – эти государства презентуют свои экспозиции на национальном уровне. Президент Федерального мясного и животноводческого союза Германии BVVF, вице-президент Европейского союза по торговле мясом и скотом UECBV Хайнц Остерло сообщил, что в этом году участников выставки – экспонентов из Германии втрое больше, чем в прошлый раз.

Впрочем, число участников возросло практически по всем разделам выставки. Особенно существенно увеличились экспозиции в разделах «Переработка мяса», «Переработка овощей и фруктов», «Промышленная санитария и гигиена, контроль качества продукции», «Ингредиенты, добавки и специи», «Производство напитков».

В рамках выставки была организована деловая программа, включившая в себя V Международный форум пищевой промышленности «Оборудование. Технологии. Инновации», III Международный конгресс производителей, поставщиков и переработчиков мяса «MEAT MEETING – 2010», III Международный инвестиционный форум «Создание инновационного климата – основа успеха модернизации пищевой промышленности и другие мероприятия. 

Россия, на первый взгляд, была представлена на этой выставке очень широко: всего в ней участвовало более 300 наших предприятий и фирм. На многих стендах показывалось (часто в действии) превосходное оборудование, отличающееся не только высокой производительностью, но и отличным дизайном. Глядя на это техническое и технологическое великолепие, невольно думаешь: неужели свершилось и наши заводы теперь выпускают оборудование вполне на уровне лучших западных образцов? Увы, из расспросов представителей отечественных компаний чаще всего выяснялось: ничего из демонстрируемого оборудования российские фирмы не делают – только торгуют западной техникой. В лучшем случае комплектуют, опять же из западных агрегатов, технологические линии или даже целые цехи. А если и изготовляют что-то сами, то с большим присутствием закупленных за рубежом узлов и целых агрегатов.

Впрочем, удалось-таки разыскать на выставке предприятие, в продукции которого, по словам специалиста по маркетингу Сергея Шишкина, «нет ни одной иностранной гайки». Это Сарапульский электрогенераторный завод (Удмуртская Республика). Вообще-то предприятие принадлежит к ВПК, и погрузчики и штабелеры, которое оно изготовляет, – не главное в его номенклатуре. Но, судя по тому, что все они пользуются высоким и устойчивым спросом, вполне удовлетворяют покупателей. На заводе внедрена прогрессивная система менеджмента качества на основе международных стандартов, благодаря которой параметры сарапульской техники почти не уступают зарубежным образцам. А цены, хотя и не намного, но все же ниже.

Покидая выставку, невольно задумался: а хорошо это или плохо, что на ней – это совершенно очевидно – относительно слабо представлены отечественные предприятия, производящие оборудование для переработки пищевых продуктов? Вроде бы плохо – не такие уж это сложные в большинстве своем агрегаты и линии. Но, с другой стороны, а так ли это важно стремиться все и вся делать самим?

Недавно мне попалась в руки книжка довольно известного нашего экономиста – из тех, что часто выступают по телевидению с критикой (безусловно, во многом справедливой) порядков в российской экономической системе. Но на этот раз маститый ученый занял явно спорную позицию: не без сладостного упоения живописал, во сколько десятков или даже сотен раз мы производим сейчас меньше, чем делали в 80-е годы велосипедов, мотоциклов, часов и много другого. Полагаю, что сожалеть стоит не обо всем. Помню, во время поездки в США я тоже не обнаружил в тамошних магазинах американских телевизоров – только японские, филиппинские и китайские. По простой причине – они качественнее и дешевле, чем были бы американские, если бы их делали в США. И ничего – никто по этому поводу не расстраивается и не комплексует…

Процесс разделения международных производственных функций есть объективная реальность наших дней, одно из проявлений глобализации. Конечно, обидно, что кто-то что-то делает лучше нас и это лучшее стоит дешевле, чем сотворенное отечественными руками. Но ведь какие-то и наши товары и продукты по большинству параметров ничуть не хуже зарубежных, и такие показываются на выставке. К примеру, упоминавшиеся выше сарапульские погрузчики. Важно только, чтобы их становилось день ото дня все больше.

Николай Петров,
обозреватель «ТПВ»

 
ТПП-Информ


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал