МИС


17.12.2009

Развитие животноводства

В состоявшемся совещании по вопросам перспектив развития аграрного комплекса России до 2012 года под председательством первого вице-премьера правительства РФ В.А.Зубкова принял участие руководитель исполкома Национальной Мясной Ассоциации Сергей Юшин рассказал, какие вопросы мясного рынка обсуждались в ходе встречи.


С.Юшин: Как всегда, на протяжении последнего года, атмосфера была рабочей и располагающей к откровенному диалогу. Говоря о мясном рынке, Виктор Алексеевич особо отметил продолжающийся рост объемов отечественного производства, структурную и технологическую модернизацию в птицеводстве и свиноводстве, постепенный процесс снижения зависимости нашего рынка от импортных поставок. Посетив немало объектов, построенных в рамках реализации национального проекта и госпрограммы, он убедился, что многие из них применяют самые современные технологии и нередко не уступают по эффективности зарубежным производителям. Именно такие предприятия государство намерено поддерживать в будущем. Он подчеркнул, что сбалансированная и продуманная таможенно-тарифная политика и последовательная господдержка стали основой для сохранения позитивных тенденций в мясной отрасли. 

Участвовавший в совещании президент Агропромышленного холдинга «Мираторг» Виктор Линник обратил внимание первого вице-премьера на то, что последние решения правительственной комиссии по защитным мерам, не согласованные с бизнесом и не проходившие обсуждение на экспертном уровне могут нарушить хрупкий баланс на рынке мяса, существенно ухудшить положение на рынке небольших и средних компаний. И хотя непосредственно фирмы с большими оборотами и доступом к финансовом ресурсам могут выиграть от этих решений, в целом они вредны для стабильности и поэтому не могут быть поддержаны «Мираторгом» как крупнейшим инвестором в АПК. 
От имени Национальной Мясной Ассоциации я поднял следующие вопросы. 
Во-первых, напомнил, что по инициативе НМА в октябре 2008 года, в разгар кризиса, Виктор Алексеевич провел первое антикризисное совещание с участием руководителей крупнейших банков, представителей отраслевых союзов и ассоциаций. С тех пор такие встречи стали регулярными, и вырабатывавшиеся на них решения помогли, в частности, мясному рынку преодолеть опасные тенденции конца прошлого-начала этого года. Это касалось и собственного производства, и импорта. Как мы и обещали, принятые решения устранили угрозу дефицита мяса и резкого роста цен. Поэтому мы считаем необходимым продолжить такую практику взаимодействия государства и бизнеса и осуществлять ее не только на правительственном уровне, но и активнее работать на уровне отдельных министерств и ведомств. 

Во-вторых, было обращено внимание, что сохранение прогнозируемых и стабильных условий на рынке мяса является главным залогом продолжения инвестиций, в том числе в инфраструктуру и логистику. Любые резкие изменения пугают инвесторов. В этом плане мы предложили еще раз внимательно и всесторонне проанализировать последствия введения аукционов по продаже прав на ввоз мяса с точки зрения сохранения конкуренции на рынке, динамики ввоза и цен, предотвращения монополизации рынка крупными игроками, располагающими большими финансовыми ресурсами. Решено собраться по этому поводу на следующей неделе в правительстве РФ. Мы будем готовиться к этой встрече серьезно, так как на кону стоят не только интересы импортеров мяса, но и, если думать глубже, сохранение устоявшихся хозяйственных и межотраслевых связей, самих отечественных производителей. Кстати, хочу напомнить, что сегодня десятки компаний, занимающихся импортом мяса, вложили огромные средства в различные сектора российского АПК. Только члены НМА инвестировали за последние годы более 3 миллиардов долларов в сельское хозяйство и инфраструктурные объекты.


В третьих, я коротко остановился на угрозах нашему развитию. Это прежде всего быстрое распространение африканской чумы свиней (АЧС), которая может в одночасье уничтожить производство в наших основных свиноводческих регионах. Тогда зависимость от импорта станет громадной, а повторно инвестировать в свиноводство желающих будет немного. Будут потеряны огромные государственные ресурсы и деньги частных инвесторов. Нежелание некоторых местных органов власти и ветеринарных служб субъектов федерации проводить эффективную противоэпизоотическую работу сегодня преступно. Мы попросили провести совещание в правительстве РФ, посвященное мерам по предотвращению распространения этого опасного заболевания, что, как мы поняли, будет сделано в ближайшее время. Мы также намерены обратиться в Совет Федерации, чтобы заслушать регионы с АЧС о работе по этому направлению. 
Еще одна, если не угроза, то причина для беспокойства – это несимметричность во внешней торговле. Очевидно, что определенные виды мяса и готовой продукции через какое-то время Россия будет заинтересована продавать на внешние рынки, чтобы обеспечить ассортиментный баланс и экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако наши торговые партнеры не спешат открывать свои рынки, постоянно требуя от России расширения списка экспортеров в нашу страну. Где же здесь справедливость? Сегодня для поставок в РФ аттестованы сотни европейских мясоперерабатывающих предприятий. А проходящая сейчас инспекция ветеринаров из ЕС почему-то отказалась включить в план инспекции наши самые современные заводы, специально построенные с нацеленностью на экспорт. Более того, их продукция востребована в Европе. Эту ситуацию нужно менять, потому что внешняя торговля должна быть дорогой с двусторонним движением. Виктор Алексеевич сказал, что намерен поднять этот вопрос на межправительственном уровне. 

В-четвертых, мы остановились на проблеме принятия технических регламентов на мясо птицы, говядину и свинину, упаковку, маркировку и безопасность пищевых продуктов. Наши специалисты, все члены НМА активно занимаются этими вопросами уже полтора года. Мы тратим колоссальное количество времени, чтобы не допустить избыточных требований и ограничений, направленных на устранение конкуренции, а не на обеспечение безопасности продукции. Изучены десятки международных стандартов и документов, проведены многочисленные совещания. К сожалению, мы видим, как под давлением политической конъюнктуры в регламенты могут попасть требования, которые в конце концов только снизят нашу конкурентоспособность и приведут к хаосу, фальсификации и коррупции. Чего стоит только одно требование Росптицесоюза о запрете использования замороженного сырья мяса птицы для производства готовой пищевой продукции или ограничение его использования не на чем не обоснованными сроками для разных регионов страны. Десятки специалистов ищут ответ на вопрос, как замороженное сырье из опасного в Москве становится безопасным на Чукотке. Жаль, что время госчиновников, деньги налогоплательщиков идут на решение таких «задач». Ведь его можно было бы потратить на более конструктивные вопросы. К счастью, 28 сентября В.В.Путин подписал постановление Правительства РФ №761, которое требует от всех органов власти привести свои регламенты, приказы, нормы и стандарты в соответствие с рекомендациями ВОЗ, Комиссии Codex Allimentarius, международными нормами. 
В-пятых, было обращено внимание на ключевую роль регулирования продовольственных рынков, своевременную и точную статистику производства, торговли, потребления, импорта и пр. Без мощной информационной поддержки бизнесу трудно принимать правильные и обоснованные решения. Отсюда вечная проблема с хорошим и плохим урожаем. Если государство тратит сотни миллионов и миллиарды долларов на поддержку АПК и инвестиции, то бюджет, необходимый для увеличения числа специалистов в Минсельхозе и привлечение качественных аналитиков, ничтожен по сравнению с этими цифрами. 

В очередной раз мы остались очень довольны атмосферой дискуссии, готовностью руководителей правительства внимательно прислушиваться к рекомендациям бизнеса. Вектор обозначен. Как сказал Виктор Алексеевич, наша задача остается прежней – расширять собственное эффективное и конкурентоспособное производство, поддерживать сбалансированную таможенно-тарифную политику, обеспечивать граждан нашей страны доступным по цене мясом и постепенно уходить от импортной зависимости, готовиться к выходу на внешние рынки и уже сегодня начинать заниматься развитием инфраструктуры для этих целей. Это амбициозные, но выполнимые задачи. Уверен, что многие компании, входящие в Национальную Мясную Ассоциацию, будут активно участвовать в их реализации, подчеркнул С.Юшин

Agro.ru