– Наш институт принимает участие в международном научном проекте по изучению АЧС, стартовавшем три года назад, еще до того, как европейские государства столкнулись с этой проблемой. Специалисты проанализировали риски, возникающие по мере распространения АЧС на территории сопредельных государств, и Еврокомиссия сочла необходимым провести научное исследование природы вируса и механизмов передачи инфекции в современных условиях.
На реализацию проекта выделили 5 млн евро, которые были распределены между 18 участниками из разных стран. На долю института ВНИИВВиМ пришлось 100 тыс. евро. Небольшая для нашей организации сумма, однако опыт, который мы приобрели, сложно переоценить. Уже сейчас очевидно, чем нам могут быть полезны новые контакты и методики зарубежных коллег в области профилактики и борьбы с распространением не только АЧС, но и других инфекций.
Научные организации стараются расходовать средства максимально эффективно, главный мотивирующий фактор – ответственность перед налогоплательщиками. При планировании мероприятий в первую очередь выполняется стоимостной анализ, определяется соотношение затрат и потенциальной пользы. В европейских странах прежде чем принять решение, например, об уничтожении диких кабанов, оценивается его потенциальная реализуемость, объем затрат и эффект, который это даст. Когда в Европе возникла подобная идея, Еврокомиссия поручила Европейскому агентству пищевой безопасности проанализировать целесообразность и эффективность проведения такой операции. В ходе исследования, результаты которого доступны на сайте агентства, были собраны различные мнения биологов, экологов, специалистов в смежных отраслях знания. Выяснилось, что популяция дикого кабана очень пластична и в значительной степени зависит от кормовой базы. При снижении поголовья животных резко увеличивается продуктивность кабанов. Следовательно, усилия по их уничтожению, приложенные в текущем году, уже в следующем фактически сходят на нет.
Большинство задач, которые приходится решать сотрудникам ветеринарных служб, носят междисциплинарный характер. Участниками того или иного процесса могут быть дикие животные, перелетные птицы, насекомые, человек. Поэтому для комплексного изучения вопроса привлекаются эксперты из разных областей.
Как показывает мой опыт общения с коллегами за рубежом, большое внимание при реализации проектов уделяется обратной связи. В частности, с конечными потребителями продукта, если, например, речь идет о создании нового дезинфицирующего препарата. При разработке средств диагностики особенно важно поддерживать взаимодействие с коллегами на местах, которые заняты лабораторными исследованиями. Обмен идеями идет на пользу работе или проекту.
Еще один заслуживающий внимания аспект – применение социологических методов и инструментов, проведение опросов работников сельхозпредприятий и собственников животных. Это дает возможность проанализировать мнения владельцев животных по разным вопросам, например, об отношении к законодательным нормам, узнать причины, препятствующие их соблюдению.
– Новые научные знания – достаточное основание для внесения изменений в нормативно-правовые акты. Соблюдается ли это правило на практике?
– К сожалению, нет. Алгоритм взаимодействия научных работников и специалистов-практиков, представителей бизнеса требует пересмотра. Нам нужно искать точки соприкосновения, налаживать контакты между учеными и практиками. Это должно быть встречное движение. Пока же мы слышим от представителей бизнеса немало нареканий в свой адрес. По их мнению, ученые не справляются со своими обязанностями, научные учреждения работают плохо, не учитывают фактические потребности ветеринарной службы, животноводческого и сельскохозяйственного бизнеса. На мой взгляд, новые научные знания остаются невостребованными. Причем это касается данных, полученных в рамках проектов, выполненных по заказу государства.
У регулирующих органов, профильного министерства не так много ресурсов, чтобы своевременно обновлять нормативную документацию с учетом результатов научных исследований. Помощь ученых придется весьма кстати. Но нужен механизм взаимодействия ведомств и научных учреждений. Причем отношения должны быть формализованы. Пока министерство не будет выступать в качестве заказчика работ, ему сложно будет контролировать их выполнение.– Что может изменить ситуацию?
– Данные, которые появляются в распоряжении научных учреждений, нужно своевременно учитывать при обновлении нормативно-правовых актов. Сегодня, возможно, самое подходящее время для воплощения подобной идеи. С принятием закона «О ветеринарии» предстоит большая работа по пересмотру действующих инструкций и правил. Мы предлагаем кардинально их изменить, как и нормативные акты 30–40-летней давности, с учетом знаний и опыта, которые получены не только в нашей стране, но и за рубежом. Не стоит игнорировать опубликованные, доступные результаты исследований, причем вне зависимости от того, в какой стране они были получены. Возможности научных организаций сегодня ограничены, поэтому не стоит полагаться исключительно на свои методики.
Но для того, чтобы разработать подходящий механизм, организовать системную работу в данном направлении, нужно сначала наладить диалог между представителями регулирующих органов, науки и бизнеса. В результате реформы российские научные учреждения находятся в ведении единого федерального органа исполнительной власти. Академии сельскохозяйственных наук, к которой бизнес высказывал немало претензий, не существует. Ситуация изменилась два года назад. Сегодня нужно выстраивать взаимодействие на уровне руководства Министерства сельского хозяйства, Россельхознадзора, Ассоциаций производителей продукции и Федерального агентства научных организаций (ФАНО России). Хорошей предпосылкой для организации конструктивного диалога служит тот факт, что Федеральное агентство научных организаций подчиняется непосредственно Правительству РФ. Один и тот же вице-премьер курирует научные учреждения и агропромышленный комплекс, что облегчает процесс координации. Поступали предложения включить ФАНО в реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства как соисполнителя работ по разделу «Научное обеспечение АПК». Это позволило бы профильному министерству формулировать задачи, а ученым, соответственно, их решать.
– С чего вы предлагаете начать?
– Встретиться за круглым столом, выслушать друг друга, понять, чем каждая из сторон может быть полезна. Важно, чтобы бизнес сформулировал запросы к науке, тогда мы сможем определить, на решении каких проблем следует сосредоточиться в первую очередь. Подписание советующего соглашения даст возможность создавать рабочие группы для решения практических вопросов. В настоящее время хорошо развиты средства коммуникации, к обсуждению конкретной проблемы можно привлекать экспертов-практиков в сфере ветеринарии из разных регионов. Страна большая, ценный опыт нужно масштабировать. Главное сейчас – не терять времени. Переходный период в связи с принятием закона о ветеринарии заканчивается через год.