Донских фермеров призывают к союзу


23.09.2011

Донских фермеров призывают к союзу

Местные продукты исчезают с прилавков

Ростовская область не может отказаться от привозных продуктов, поскольку свои негде хранить, перерабатывать и продавать. Эти проблемы обсудили участники круглого стола по продовольственной безопасности, который прошёл в Ростове.

— Местного сырья нам не хватает, — честно признала Любовь Акулович, директор Новочеркасского мясокомбината. — Мы брали малые партии мяса из-за границы на пробу. В итоге мы выбрали российскую свинину — донскую, из Краснодарского края и Ставрополья, а говядину — из Белоруссии.

— У нас проблема с переработкой сырья. Люди выращивают сахарную свёклу, а сахарного завода в области нет. Также и с зерном, которое мы импортируем, — у нас нет своего макаронного завода, — отметил Юрий Корнюш, советник президента областной ТПП по вопросам АПК.

Доля перерабатывающей промышленности в области не дотягивает до 30%, а в Краснодарском крае превышает 70%. Проблема не только в переработке продукции, но и в реализации. В станице Багаевской местные жители не могут вывезти свои огурцы на продажу, поэтому в итоге станичные огурчики выходят дороже, чем турецкие. Вот и получается, что мелкие предприниматели на селе, если верить статистике, в подавляющем большинстве заняты торговлей, а лишь 10-15% — непосредственно выращиванием овощей, фруктов и прочего. Ведь вырастить свинку или огурец — это полдела. А вот как их потом продать, чтобы заработать?

Федеральные торговые сети, открывшие магазины в Ростовской области, предпочитают работать с федеральными поставщиками. И дело не только в привычке.

— Мелкий производитель вынужден на коленях ползать, сети этим пользуются, заставляют сбрасывать цену. Но это правила игры, свободная конкуренция, — развёл руками Корнюш.

Кроме того, донские производители чаще всего не могут гарантировать соблюдение сроков поставки, обеспечить перевозку товара и его хранение.

— К нам недавно обратился человек: помогите продать тонну тыквы! Но у нас нет склада, чтобы хранить эту тыкву, — привела пример Людмила Чюрина, представитель компании «Мега-Дон» («Империя продуктов» и «Фреш»).

Поэтому донским продуктам чаще всего трудно оказаться на полках в гипермаркетах.  

— Доля донской продукции в целом составляет 34%, а на рынках — 90%, — отметила Акулович.

В основном это мясная продукция, крупа, подсолнечное масло. Главные же конкуренты по продовольствию — это Краснодарский край, Белгородская область и немного Ставрополье.

Вот только горожане предпочитают закупаться как раз в гипермаркетах: в Ростове, например, доля реализации товаров на рынках в общем объёме составляет менее 10%.

По словам Маргариты Родионовой, замначальника отдела гигиены питания Роспотребнадзора, в крупных торговых сетях строже проводят контроль холодильного оборудования, поэтому, по идее, продукты должны там быть качественнее.

Но с этим утверждением не согласилась Акулович:

— Сети требуют от поставщиков эксклюзивно низкую цену. И наши производители начинают колдовать, чтобы удешевить продукт. Поэтому высококачественная, дорогая продукция вымывается из сетей.

Свой вариант, как дать отпор сетям, предложил Корнюш:

— Фермеры должны объединиться в союзы. Тот же Союз фермеров в США — это вам не ИП Иван Пупкин. Тогда они смогут держать цену, подменять друг друга на поставках в непредвиденных случаях, можно будет зарегистрировать свой товарный знак. А администрация не может указывать, кому какой товар продавать, тогда уже антимонопольная служба укажет на нарушение закона.

Кроме того, союзы должны быть специализированными по отраслям: например, картофельный союз и т. п.

— Если вместе соберутся 20-30 бедных, что с них взять? — парировала Акулович.

Покупателю, в свою очередь, не так уж важно, кому принадлежит магазин. Важнее всего свежесть и состав продуктов.

— Нам звонят люди и спрашивают: вот в составе есть такие-то E, а у нас в стране они разрешены? — рассказала Родионова.

— У нас есть продукты со специальными отметками на ценниках — «Сделано на Дону». Это помогает привлечь внимание к продуктам. Однако, по нашему опросу, люди не очень-то понимают, что скрывается под брендом «Сделано на Дону». Они всё равно проверяют, где произведен товар, — рассказала Чюрина.

Еда местного производства психологически кажется свежее, однако это не всегда так: мороженое, к примеру, имеет очень большой срок хранения.

В итоге мнения участников круглого стола разделились. Одни считают, что правительству нужно использовать административный ресурс, чтобы ограничить поставки продукции из других регионов. Другие — что фермерам нужны гарантированные цены, по которым они смогут реализовать свою продукцию, а также развитая логистика, за что должна отвечать областная администрация.

— У нас, в отличие от Краснодарского края, просто «мертвая» администрация. На выставке  «Ростов гостеприимный» не было ни губернатора, ни мэра! — подметила Лидия Фомина, главный редактор журнала  «АПК Юга России».

К сожалению, самих фермеров на круглый стол не пригласили, поэтому неизвестно, как они оценивают ситуацию.


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал