Фермерам в Коми мешают развиваться расстояния и нехватка знаний
29.03.2012

Фермерам в Коми мешают развиваться расстояния и нехватка знаний

Руководители пищевых и перерабатывающих предприятий Коми рассказали об основных трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности, на совещании в министерстве сельского хозяйства и продовольствия региона 28 марта.

Самые главные проблемы в данной сфере перечислил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Коми Алексей Буткин. В частности, это высокая степень изношенности оборудования, отсутствие перерабатывающих производств в отдельных муниципалитетах, где имеется сырье, недостаток инвестиций и нехватка высококвалифицированных кадров. Для решения этих проблем в республике действует долгосрочная государственная программа по поддержке сельхозпроизводителей, однако пока большинство проектов, получивших средства на развитие, остаются не реализованными. Поэтому государство вынуждено ужесточить меры для участников госпрограммы — с этого года будут оценивать не только бизнес-планы организаций, нуждающихся в финансовой поддержке, но и уже имеющиеся у них производственные и сырьевые ресурсы и способность воплотить свои планы в жизнь, заявил А.Буткин. Минсельхозпрод Коми рассчитывает получить на реализацию данной программы в 2012 году 68,6 миллиона рублей.

Довольно подробный и четкий перечень трудностей, возникающих у сельхозпроизводителей республики, привел директор ООО «Продторгком» Игорь Богуцкий. Так, по его словам, самые главные трудности — это отсутствие информации, опыта и сложности с логистикой. «У большинства начинающих предпринимателей попросту не хватает времени и возможностей на поиск информации о том, как лучше развивать свой бизнес», — рассказал он. Поэтому необходимо создать информационно-консультативные центры, в которых помогали бы фермерам находить решения их проблем, вплоть до личных. «Нужно, чтобы были конкретные алгоритмы действий для фермеров», — предложил он. Кроме того, И.Богуцкий заявил, что мечтает, когда минсельхозпрод региона будет организовывать поездки по обмену опытом за границу для местных сельхозпроизводителей. «Не надо изобретать велосипед, в Европе давно уже все придумано», — подчеркнул бизнесмен.

В числе актуальных проблем И.Богуцкий назвал дороговизну рекламы и промоакций. «На начальном этапе и так ни на что не хватает средств, а издержки на продвижение составляют около 20 процентов, — сообщил он. — Нужен бренд для местной продукции, чтобы она была узнаваема на прилавках». Также он видит необходимость в страховании контрактов между поставщиками и торговыми сетями. В подтверждение своих слов он привел в пример «Магнит», который ставит условия поставки продукции и в другие регионы его присутствия, например, в Ижевск и в Киров. Для большинства местных производителей это означает увеличение объемов производства в разы, что не является для них возможным.

Свои предложения И.Богуцкий внес и по поводу госзакупок. Он считает, что необходимо разделить лоты аукционов по видам продукции, тогда в них смогут принять участие больше местных производителей. «Пусть отдельно будет картофель, капуста, мясо… Тогда наши фермеры могли бы занять этот рынок и поставлять в наши школы и детсады свежие и качественные продукты», — пояснил он.

Отдельное внимание бизнесмен уделил и проблеме логистики, о которой, кстати, упоминали и предыдущие выступающие. Сложности в доставке продукции из северных районов Коми в южные и наоборот приводят к потере рынков сбыта. «Должно быть доступно перевозить продукты и железной дорогой, и автомобильным транспортом. А сейчас даже «Зеленецкая птицефабрика» не может выкупить себе вагон, чтобы перевозить мясо в Печору», — привел пример он. В итоге в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах потребителям доставляют контрафактную, некачественную продукцию, неизвестно кем произведенную, резюмировал И.Богуцкий. В качестве способов поддержки он предложил государству компенсировать часть транспортных расходов при выходе на рынки других регионов.