МИС


Грядущее соглашение о свободной торговле с Евросоюзом грозит крахом западноафриканским производителям продовольствия
06.10.2014

Грядущее соглашение о свободной торговле с Евросоюзом грозит крахом западноафриканским производителям продовольствия

Лидеры стран входящих в Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) вскоре могут подписать соглашение о свободной торговле с Евросоюзом. В Европе настаивают на том, что это позволит африканским странам добиться экономического роста. Однако в большей мере данное соглашение ориентировано на то, чтобы открыть европейским производителям более широкий доступ на рынки западноафриканского региона, в котором проживают 300 млн человек. Критики полагают, что после вступления соглашения в силу Западная Африка увеличит импорт товаров из Европы, но у нее не будет шансов развивать собственное производство.

Организации вроде возглавляемой бывшим Генсеком ООН Кофи Аннаном Africa Progress Panel или Ассоциации производителей Нигерии заявляют, что увеличение импорта продовольствия из Евросоюза – главного торгового партнера – грозит банкротством и без того слабых африканских производителей. Это повлечет закрытие предприятий и ферм, массовую безработицу. В конечном счете, Западной Африке останется один выход – истощать свои природные ресурсы, экспортируя золото, нефть или аграрные продукты вроде какао. Это может казаться преувеличением, но в прошлом подобные сценарии уже были реализованы.

Для самих африканцев беспошлинный доступ их товаров в Евросоюз в рамках соглашения о свободной торговле бессмыслен. Бедные страны Западной Африки сегодня итак не платят пошлин. Более того, у них не будет возможности увеличить поставки в Европу. Традиционно производимые ими товары отгружаются в соседние страны африканского региона. За исключением небольшого числа специализированных европейских магазинов, никто не будет закупать продукты питания в Африке.

Тем не менее, на днях (30 сентября) Евросоюз продлил нынешний беспошлинный импорт товаров из стран Западной Африки, и этот порядок сохранится до вступления в силу соглашения о свободной торговле. Но на самом деле при необходимости европейцы свободно прекращают импорт из Африки, вводя мероприятия по контролю поставляемой продукции. Временами это является откровенным протекционизмом, но сами африканцы ответных мер принять не могут – они не имеют ни средств, ни инфраструктуры для организации подобных проверок товаров, отгружаемых из Европы. К примеру, Гана ежегодно поставляет в Англию тунца на 27 млн фунтов (44 млн долл.) В 2013 году африканские партнеры столкнулись с ситуацией систематических проверок их продукции на предмет законности произведенного лова рыбы, что стоило им убытков в 5 млн долл. 


В прошлом году Гана импортировала 90% от общего объема потребленной жителями страны курятины, заплатив за это 270 млн долл. В основном это было дешевое мясо из Голландии и Германии. При уровне субсидирования европейских аграриев, они более конкурентоспособны на рынке Ганы даже в условиях импортной пошлины в 20%. При этом, например, голландцы активно защищают свой рынок от поставок птицы из США и Бразилии. У производителей из Ганы на этом направлении также нет перспектив.

Ожидается, что к 2020 году Германия и Италия (поставляющие сейчас большую часть консервированных томатов, необходимых для рынков Западной Африки) будут экспортировать в развивающиеся страны больше товаров, чем на другие рынки Евросоюза. Уже сейчас на Западную Африку приходится порядка 40% от общей европейской торговли с Африкой, Карибскими странами и странами Тихоокеанского региона.

Оказывая бюджетную поддержку ряду стран Западной Африки, Евросоюз имел механизмы для защиты своих экономических интересов в регионе и использовал их в течение десяти лет переговоров. После незначительных уступок со стороны европейцев, лидеры стран Западной Африки согласились завершить переговоры в октябре. При этом звучали следующие доводы: «У нас нет выбора», «Это лучше, чем американский закон «Об обеспечении роста и возможностей в Африке». 

Однако нигерийские производители и иные заинтересованные лица ведут активную борьбу, чтобы торговое соглашение с Евросоюзом не было подписано. Критики отмечают, что страны Западной Африки могут потерять возможность принятия важных решений в экономической сфере. Причем это будет касаться многих сфер – от законодательства об интеллектуальной собственности и генетических ресурсов до процентных ставок. Западная Африка не сможет применять меры для защиты своих рынков, как это делает Евросоюз. Она не сможет использовать чужие идеи для экономического развития, как это делают американцы. Будет нельзя по примеру Индии нарушать интеллектуальные права для развития мощной фармацевтической промышленности. По сути дела африканцы потеряют возможность использовать существующие и реально применяемые развитыми и развивающимися странами более или менее легальные методы поддержания экономического роста. 

Свои виду на Африку имеют и американцы. Указанный выше закон «Об обеспечении роста и возможностей в Африке» регулирующий торговые отношения между США и рядом африканских стран, предоставляет ряд тарифных преимуществ странам, удовлетворяющим установленным критериям. Он был принят в 2000 г. и изначально рассчитан на 8 лет. Поправками 2004 г. срок действия закона был продлен до 2015 г. Ранее в этом году ЮАР призвали Америку продлить его действие на новый период.
Источник:  http://emeat.ru