Какие зарубежные продукты стали производить в России после эмбарго


Какие зарубежные продукты стали производить в России после эмбарго
18.01.2016

Какие зарубежные продукты стали производить в России после эмбарго


Прошедший год импортозамещения вернул на полки когда-то привычные продукты, попавшие под эмбарго. Российскую прописку получили европейские мясные деликатесы и сыры, морепродукты, которые раньше в основном импортировались.

Газета.ru вспомнила три самых интересных традиционно зарубежных продукта, которые в 2015 году стали производить в России.

Сыры европейских сортов

Сыры оказались самой скандальной категорией импортозамещения. Практически сразу после введения продовольственного эмбарго широкой общественности стали известны цифры статистики, по которой к концу 2014 года объемы импорта пальмового масла, которое позволяет заменить более дорогостоящий молочный жир, выросли на десятки процентов. Вместе с «пальмой» росло и производство сыров, хотя количество молока на рынке осталось на своем дефицитном уровне.

Через некоторое время на полках российских магазинов вместе с большим количеством швейцарских сыров появились псевдоитальянские пармезаны, псевдоголландская гауда, новые виды моцареллы, вариации греческой феты и многие другие виды этого молочного продукта. Производства сыров появились в Подмосковье, в Тульской, Брянской областях, в Алтайском, Краснодарском краях.

В некоторых случаях импортозамещение явно не удалось: надежды производителей на то, что слово «пармезан» на упаковке позволит забыть о соответствии качеству «запрещенки», не сбылись. Летом этого года английская The Guardian сравнивала консистенцию отдельных видов твердых сыров с застывшей замазкой, а их запах — с букетом ароматов в спортивной раздевалке.

С другой стороны, мягкие сыры нашим производителям вполне удаются. Например, брянской моцарелле зарубежное издание дало семь баллов из десяти, мягкой и ароматной тульской буррате — целых девять баллов. Сыры действительно вкусные, но их текущая цена намного выше стоимости зарубежной продукции. Килограмм рикотты обойдется в 500-600 рублей, маскарпоне — в 600-900 рублей. Моцареллу можно приобрести за 800-1200 руб/кг, бураты — минимум за 1800 руб/кг.

Фуа-гра

Французский деликатес из печени откормленных по специальной технологии гусей после введения эмбарго в 2014 году оказался в России под запретом.

В Европе отношение к гусиной печени неоднозначное, в большинстве стран (за исключением Венгрии, которая конкурирует на этом рынке с Францией) отягощенная циррозом печень не производится из-за соображений гуманизма: уж слишком сомнительным выглядит насильственное откармливание гусиных пернатых через трубку.

Но российским производителям экологов и прочих защитников животных бояться пока не приходится: существует сразу несколько хозяйств, занимающихся «выращиванием» гусиной печени, одно из крупнейших — в Чеховском районе Московской области.

В продаже «на месте» килограмм деликатеса обойдется в 850 рублей, а баночка в магазинах стоит 350-450 рублей — сейчас это примерно в три раза дешевле оригинального французского деликатеса, который удается, вопреки эмбарго, провести через границу. Для желающих птицеводы выкладывают в интернете информацию по непростой технологии изготовления этого продукта. В нем самым затратным компонентом является высококалорийный корм, которым придется довольно долго кормить гусей.

Устрицы

Запрет морепродуктов традиционно французского происхождения — креветок, гребешков, лангустов, омаров и устриц — в основном ударил по российским ресторанам высокого ценового сегмента, специализирующимся на морских деликатесах. Их поставщиками-заменителями в основном стали компании из Туниса, Индонезии. В остальных случаях в кафе и магазинах соответствующие продажи часто скромно стали обозначать не страной производства, а океаном, например Атлантическим или Индийским.

Впрочем, в ассортименте появились и отечественные морские морепродукты: рестораны и интернет-магазины стали продавать российские гребешки и сахалинские устрицы.

Диапазон цен очень разнится: от 200 рублей (а в рамках акций и 150 рублей) за маленький и менее мясистый экземпляр устриц до 500 рублей за самую дорогую и объемную соловьевскую. Штука эксклюзивной хасанской устрицы из залива Петра Первого (кстати, именно во времена его правления деликатес стал популярен на Руси) может и вовсе стоить более 1 000 рублей.

Устрицы, которые считались деликатесом еще в Древнем Риме, для России отнюдь не новы, и импортозамещение тут ограничено в основном логистикой: доставлять устрицы дешевле из Франции, чем с Дальнего Востока и Крыма, где их сейчас производят. Для сравнения, шесть французских устриц Fine de Claire до эмбарго стоили около 600-900 рублей.

Антимонопольная ложка дегтя

В подобном импортозамещении, к сожалению, есть неприятный осадок. Отдельные компании, пытаясь повысить спрос к своей продукции, оформляют упаковку продукта так, чтобы у покупателя создавалось впечатление об иностранном происхождении товара, словно покупатель приобретает «запрещенку». Например, размещают на лицевой стороне зарубежные флаги и надписи на иностранных языках, пишут о соответствии европейским (или каким другим) традициям, которые, разумеется, еще и многовековые. Или просто специально или неспециально делают упаковку похожей на известный продукт, попавший под запрет.

Все эти действия попадают под понятие недобросовестной конкуренции, рассказывает «Газете.Ru» руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров. «По закону нельзя вводить в заблуждение потребителей относительно места производства и потребительских свойств товара, так же как и незаконно использовать результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации другого юридического лица, — говорит он. — Например, если вы хотите назвать ваш сыр пармезаном, то сначала поинтересуйтесь, не является ли это название уже зарегистрированным Роспатентом и не использует ли его давно другая организация».

Но такой подход на волне патриотизма и моды на все российское может и нечасто, но присутствует. В основном он связан с молочными продуктами. Антимонопольное ведомство уже разбиралось с несколькими такими случаями.

Например, в феврале 2015 года Санкт-Петербургское УФАС России разбиралось с историей вокруг подобного образца «импортозамещения» — масла «Тысяча озер», на упаковке которого красовался слоган «Свежесть финского утра». До разбирательства в ФАС на обертке также отображался флаг Финляндии и фраза «Изготовлено под контролем Fincheesecompany, Finland.

По итогам рассмотрения дела в УФАС указали, что все эти элементы оформления вместе создавали у потребителей впечатление, что масло произведено в Финляндии, но эта информация не соответствовала действительности.

На самом же деле, как установил антимонопольный орган, изготовитель масла ООО «ФиннишМилк Компани» находится в России, а реализует продукцию этого предприятия также российская компания ООО «Невские молокопродукты». Отечественные производители в результате согласились переделать упаковку, поэтому чиновники решили не выдавать предписание компаниям и не штрафовать за нарушение.

Схожая история была с маслом «Баба Валя», упаковка которого, как признала ФАС, была похожа на сливочное масло от Valio до степени смешения. Ситуация закончилась тем же: компания объявила о смене дизайна, поэтому штраф выписан не был.


Источник:  http://www.gazeta.ru


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал