Компании АПК могут активнее выходить на рынки капитала


Компании АПК могут активнее выходить на рынки капитала
03.05.2024

Компании АПК могут активнее выходить на рынки капитала

Несмотря на огромный потенциал биржевых инструментов, в нашей стране мало компаний, которые выпустили облигации либо акции: на 1 января прошлого года 385 компаний выпустили облигации и 205 — акции. При этом лишь у нескольких есть и то, и другое. «При этом по базовым требованиям порядка 30 тыс. российских компаний соответствуют тому, чтобы выйти на рынок облигаций и 3 тыс. компаний — чтобы выйти на рынок акций», — рассказала в ходе конференции «Агроинвестор: PRO животноводство и комбикорма» управляющий директор по долговым рынкам капитала компании «Финам» Мария Романцова. В том числе она обратила внимание, что очень мало компаний АПК размещают ценные бумаги на рынке капитала, а ведь агросектор очень интересен физическим лицам. «Все понимают, что у этой отрасли огромный потенциал и готовы в нее инвестировать», — считает она.  

Выпуск облигаций дает возможность привлечь финансирование без залога, а также, как правило, без поручительства, это доступ к новому источнику финансирования, подчеркнула она. Кроме того, это шаг к IPO, расширение базы инвесторов. «Сначала вы выпускаете облигации, потом плавно переходите к выпуску акций. То есть, вы учитесь работать с инвесторами», — пояснила Романцова.

По данным «Финам», через облигации компании малого и среднего бизнеса могут получить порядка 200 млн руб. на два года под 18% годовых. «Звучит так, будто ставка очень высокая, но при этом есть субсидии при выходе на рынок капитала», — рассказала Романцова. Если компания крупнее и речь идет о выпуске облигаций для привлечения 3 млрд руб., то здесь можно привлекать финансирование уже по более низкой ставке, которая меньше ключевой ставки ЦБ, плюс купон — тоже на два года. Если компании нужно около 10 млрд руб. и более, то можно привлекать финансирование на более длительный срок, например, на 3,5 года и больше. «Мы рекомендовали бы в этом случае делать плавающую ставку, которая была бы привязана к ключевой», — отметила Романцова.  

По ее словам, биржа сегодня значительно упростила свои требования — если раньше процесс выхода на нее занимал до двух лет, нужно было провести очень много процедур, подготовить компанию, то сегодня выход на Московскую биржу занимает три-пять месяцев. При этом привлечение капитала через публичные заимствования будет преимуществом в работе с Китаем, уверена эксперт. «Ведь если в Китае понимают, что те деньги, которые вы привлекаете для работы с ним, получены в санкционных банках, то это затруднит ваше сотрудничество либо оно вовсе прекратится. А облигации позволяют привлечь финансирование, которое не является санкционным», — пояснила Романцова.

Объем экспорта в Китай сейчас активно растет, но есть и другие направления, интересные для России в плане международной торговли. В их числе эксперт назвала страны Ближнего Востока, Африки. «Есть запросы на танкеры река-море в Иран и Египет для того, чтобы поставлять туда зерновые», — добавила она. И под такого рода сделки компании также выходят на рынки капитала для привлечения средств путем выпуска облигаций. Высокая ключевая ставка является дополнительным стимулом развития этого рынка, особенно с учетом сокращения количества льготных программ кредитования. «Ключевая ставка будет снижаться не очень быстро. В конце года, скорее всего, она опустится до 13,5-14%. Это означает, что банковские кредиты по-прежнему останутся достаточно дорогими», — прогнозирует эксперт. Все это приводит к тому, что альтернативные источники финансирования становятся все более популярными и востребованными, резюмировала Романцова.
Автор:  Елена Максимова
Источник:  АГРОИНВЕСТОР


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал