МИС

Новости отрасли


15.11.2012

Местным производителям продуктов питания следует сделать упор на качество

В екатеринбургских магазинах вы без труда найдёте десятки сортов сливочного масла, производители при этом будут самые разные, вплоть до Новой Зеландии, но не ищите на прилавках масла из Туринской Слободы, его там нет. Хотя несколько лет назад на выставках оно не раз получало престижные награды, признавалось лучшим. Но у большой торговли свои критерии попадания товара на полки. Увы, такая ситуация типична. Доля продукции местных производителей продуктов питания в наших магазинах год от года сокращается.

Недавно эта проблема обсуждалась на совещании, которое проводил председатель правительства Свердловской области Денис Паслер. В нём приняли участие представители отраслевых союзов области, руководители торговых сетей. Последние говорили о том, что рост продаж местных товаров упирается в их слабую конкурентоспособность. Производители молочной, колбасной продукции, напротив, упирали на то, что их товар, как правило, более качественный, но вытесняется с прилавков в результате нечестной конкуренции со стороны поставщиков из других регионов, когда под видом гостовского продукта к нам гонят фальсификат.

Кстати, именно областные производители молочных и мясных продуктов чаще других сетуют на то, что торговые сети отдают предпочтение завозной продукции.

Так, по словам председателя Ассоциации отраслевых союзов агропромышленного комплекса Свердловской области Игоря Пехотина, местные производители занимают лишь 20 процентов на собственном рынке сливочного масла, хотя способны полностью удовлетворить потребности населения области при соответствующей политике торговых компаний.

-Сегодня предложение на рынке мясопродуктов значительно превышает спрос на них. Если структурировать наш рынок, то примерно 70 процентов на нём принадлежит производителям Свердловской области и около 30 процентов — производителям из других регионов. К сожалению, за последние два года доля продукции местного производства снизилась примерно на 15 процентов, — сказал по этому поводу председатель Союза сельхозпроизводителей и переработчиков мясной продукции Сергей Емельянов.

Но почему наших производителей молочных продуктов и колбасы теснят чужаки на их собственном же рынке? Рынок наш очень привлекательный — по объёмам продаж продовольственный рынок Свердловской области занимает первое место в Уральском федеральном округе и четвёртое по стране. Застолбить место на таком бойком месте стремятся многие, отсюда — высокая конкуренция. Но есть и другие причины.

-Зачастую идёт нечестная конкуренция со стороны производителей из других регионов. Это показывают и проверки Роспотребнадзора — качество завозной продукции как правило уступает местной. И покупателей вводят в заблуждение, продают сливочное масло, на этикетке пишут, что произведено по ГОСТу, а на самом деле это спред. Либо колбасу, которую выдают за гостовскую, продают по 180 рублей при цене мяса под триста рублей. Ну не может та же «Докторская» стоить 180 рублей за килограмм, потому что ГОСТ не допускает замены мясного сырья на другое, — говорит начальник отдела пищевой, перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственных рынков областного министерства АПК и продовольствия Андрей Князев.

Бороться с этим злом Сергей Емельянов предлагает расширением количества проверяемых предприятий, сейчас проверками охвачено менее трети производителей мясных продуктов, чьи колбасы и деликатесы присутствуют на нашем рынке. Игорь Пехотин предлагает создать межведомственную комиссию, которая бы сотрудничала с надзорными органами в деле выявления фальсификата.

Однако представители ритейла склонны рассматривать проблему качества продукции несколько под иным углом.

-Это лоббистские вещи, которые продвигают местные производители. Я не могу сказать, что их продукты питания более качественные, или, наоборот, некачественные. Средний уровень их такой же, как по всей России, — считает президент торговой сети «Елисей» Александр Оглоблин.

Часто решающим фактором на рынке становятся предпочтения покупателей. Патриотизм в еде уместен, например, во многих магазинах Екатеринбурга до 80 процентов продаваемого майонеза — продукция местного жирового комбината.

И всё же путь любого товара к покупателю идёт через торговлю, а у той — свои претензии к местным производителям.

-Посмотрите на их прайс-листы, у всех абсолютно аналогичные товарные линейки — сметана, кефир, молоко, ряженка, снежок. А кто мешает использовать другую упаковку, чтобы продукция чем-то отличалась, кто мешает делать достойную йогуртно-десертную группу? — говорит заместитель генерального директора торговой сети «Звёздный» Марина Гордеева.

Похожесть ассортимента наших молочников, основу которого составляют традиционные продукты, ритейлеры считают большим минусом. В пример ставятся федеральные молочные гиганты, продвигающие на полки магазинов высокомаржинальную продукцию, различные фруктово-молочные десерты и йогурты с большим сроком хранения. Торговле работать с такой продукцией удобно, меньше проблем. Но тут наших производителей можно и поддержать: многие покупатели хотят приобретать именно свежие молоко и кисломолочные продукты.

Чаще всего торговлю не устраивает сравнительно высокая цена продуктов питания от местных производителей. Об этом также шла речь на совещании у премьера, и были даны рекомендации обратить внимание производителей на устранение неэффективных расходов, а также на то, чтобы пересмотреть маркетинговую политику.

-Местные производители по разному продвигают свою продукцию. Есть и такие, которые ежемесячно проводят акции в наших магазинах, делают значительные скидки, что позволяет выставлять их продукцию по жёлтым ценникам, и это привлекает покупателя, — рассказывает Марина Гордеева.

Правда, стоит признать, именно по цене нашим производителям продуктов питания труднее всего конкурировать с коллегами из других регионов. У нас не Кубань с её дешёвым хлебом, и не Зауралье с его скромными зарплатами. Но, оказывается, этот недостаток можно обернуть в пользу для себя. Надо лишь правильно позиционировать свою продукцию.

-Если уровень оплаты труда в регионе приличный, то нужно ориентироваться на выпуск продукции более высокого ценового сегмента, более качественную, — считает Александр Оглоблин.

Выходит, именно качество — тот козырь, который поможет нашим производителям удержать за собой рынок.