О позиции Россельхознадзора в отношении приостановления ввоза живого скота и свиней из Евросоюза


19.03.2012

О позиции Россельхознадзора в отношении приостановления ввоза живого скота и свиней из Евросоюза

Представители Евросоюза не желают понимать суть проблемы, которая заключается не в количестве выявленных Таможенным союзом нарушений, а в отсутствии системы контроля при экспорте продукции из ЕС.

Как уже сообщалось ранее, в связи с ухудшением эпизоотической обстановки в ряде стран Евросоюза, а также при отсутствии должного контроля безопасности при поставках животных со стороны компетентных служб Еврокомиссии, Россельхознадзор принял решение приостановить импорт из стран Евросоюза с 20 марта живого крупного и мелкого рогатого скота, а также свиней.  Между тем, в Еврокомиссии сочли эту меру диспропорциональной и не отвечающей тому, что реально происходит на местах.

Россельхознадзор вынужден констатировать тот факт, что  в сложившейся ситуации представители Евросоюза не желают понимать суть проблемы, которая заключается не  в количестве выявленных Таможенным союзом нарушений, а в отсутствии системы контроля при экспорте продукции из ЕС.  Сама система теоретически существует, но слабо контролируется, при этом соответствующие проверки со стороны ЕС начинаются только при поступлении от российской стороны жалобы.

При этом следует отметить, что ветеринарная служба России на протяжении долгого времени поддерживала возможность ввоза продукции  из ЕС. Для того, чтобы обеспечить безопасность импорта поднадзорной продукции из стран Евросоюза, Россельхознадзор фактически выполнял работу DG SANCO, посредством проведения дополнительных мероприятий силами российских инспекторов на территории ЕС, контролирующих отгрузку экспортной продукции. Кроме того, ранее в сертификатах на экспортируемую продукцию имелись дополнительные условия, которые позволяли осуществлять более жесткий контроль. По просьбе ЕС все эти мероприятия были исключены. Но такой  либеральный подход накануне присоединения России к ВТО не нашел отклик в ЕС,  ветслужба которого не усилила свою работу, что подтверждается многочисленными нарушениями, зафиксированными как российской, так и белорусской ветеринарными службами. Ярким примером здесь могут служить фотографии, сделанные при пересечении российской границы партий живых свиней из ЕС в РФ фото отчет.

Особую озабоченность вызывает фактическое отсутствие  контроля ЕС за экспортными грузами на границе, что снижает действенность декларируемых гарантий обеспечения безопасности. По сути,  выдаваемые Евросоюзом гарантии формальны и не имеют соответствующего обеспечения. Кроме того, Россельхознадзор считает необходимым переподписать  ряд Меморандумов, заключенных ранее между ЕС и РФ по продукции, предназначенной для экспорта в РФ, ввиду того, что ряд положений этих документов не выполняется. Так, с момента подписания не работает пункт пятый Меморандума между ЕС и РФ по ветеринарным сертификатам на животных и животноводческую продукцию, предназначенную для экспорта из ЕС в Россию от 2 сентября 2004 года, который гласит: «Бюро по продовольствию и ветеринарии (FVO), в процессе инспектирования или наблюдения над предприятиями, включенными в списке разрешенных для экспорта продукции в РФ, будет участвовать в проверке правильности функционирования цепочки сертификации».

Требуя детального выполнения норм соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам ВТО, европейские коллеги не учли того, что оценка деятельности ветеринарных служб ЕС Россельхознадзором не проводилась, а она  является одной из составляющих процедуры анализа рисков в торговле продукцией животного происхождения. Т.е страны ТС прежде,  чем оценивать конкретные риски должны провести систематический анализ деятельности ветеринарных служб (гл. III п. 3.1.3 Кодекса Всемирной организации здоровья животных). Чтобы быть последовательными, Россельхознадзор считает необходимым  начать процедуру согласования алгоритма и сроков проведения этой работы, а до того  - присоединиться к  мерам, которые принимала ранее ветеринарная служба Республики Беларусь в отношении живого скота, кормов белкового происхождения, а также ряда другой животноводческой продукции.

Основополагающие международные требования гласят, что страна, в данном случае Россия, обладает правом требовать гарантии того, что сведения, предоставляемые ветеринарными службами являются достоверными и точными, а сертификаты – надежными. К сожалению, Россельхознадзор  вынужден  констатировать тот факт, что ветеринарная служба Европейской Комиссии, не смотря на Меморандум, подписанный в 2004 году, не смогла этого обеспечить. При этом ветеринарная служба России при вступлении в ВТО лишилась тех механизмов, которые возможно было применять для дополнительного обеспечения безопасности.

Исходя из этого, ветеринарная служба России не может согласиться с тезисом коллег из ЕС о том, что «продукция безопасна насколько возможно», а придерживается тезиса «продукция безопасна насколько необходимо».


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал