27.04.2012

Правительство утвердило стратегию развития пищевой промышленности

До 2020 года в России должна пройти масштабная реконструкция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Это намечено в стратегии ее развития, опубликованной в четверг на сайте правительства. В отличие от многих других отраслей поднимать пищевую промышленность предполагается в основном на средства бизнеса. Государство обещает помощь в виде субсидирования кредитов, поддержки развития столовых на предприятиях и организацию продуктовой помощи малоимущим.

По итогам 2010 года российская пищевая промышленность, в которой занято около 1,3 млн человек, обеспечила почти половину (48,9%) продаж продуктов в розничной торговле. Отрасль уже является одной из динамично развивающихся и инвестиционно привлекательных для российского и иностранного бизнеса, констатируют разработчики стратегии, утвержденной распоряжением правительства 17 апреля. Тем не менее чиновники считают, что государство должно помочь «пищевикам» к 2020 году увеличить производство еще на 40%. Особенно большой прирост должен быть по поставкам на прилавки мяса и мясопродуктов, отдельных молочных продуктов, сахара, овощей и фруктов. Зерновых намечается в 2020 году собрать 125 млн тонн. В итоге это должно «обеспечить питание населения страны в соответствии с рациональными нормами потребления пищевых продуктов».

Пока российские потребители до норм не дотягивают. Ниже рекомендуемого медициной уровня остается потребление мяса (68 кг в год на среднестатистического россиянина вместо 70–75 кг), молока и молокопродуктов (на четверть меньше необходимого), меньше, чем следовало бы, россияне едят овощей (105 кг при норме 120–140 кг), а также фруктов и ягод — на 40% меньше рекомендуемого диетологами.

Не обойдется без инноваций на нашем столе. Стратегия, естественно, предусматривает обеспечение россиян экологически чистой продукцией, но одновременно в числе приоритетов значится переход к «переработке новых видов сырья, полученных с использованием био- и нанотехнологий». С их помощью уже в текущем десятилетии мы начнем питаться «новым поколением продуктов, в том числе обогащенных минералами и нутриентами (разновидность пищевых добавок. — «МН»)».

Чтобы добиться целей, придется привлечь в 2013–2020 годах инвестиции в размере 777,8 млрд руб. Больше всего потребует сахарная промышленность — 136,7 млрд руб. Почти по 100 млрд надо вложить в реконструкцию хлебопекарных, мясных, молочных и масложировых перерабатывающих предприятий. Стратегия рисует удручающую картину технической оснащенности отрасли. Почти треть муки производится на оборудовании, введенном в строй в период с 1917 по 1945 год. А в крупяном производстве и вовсе 30% мощностей эксплуатируется с 1917 года — построены, видимо, раньше. «Финансовые ресурсы для реализации положений стратегии будут складываться из средств частных инвесторов и кредитов банков», — откровенно предупреждают авторы стратегии. Цели представляются вполне достижимыми, так как за 2005–2010 годы и без госстратегии в отрасль вложили 905,7 млрд рублей.

Со своей стороны государство обещает помочь субсидировать инвесторам кредитные ставки и проводить «разумную протекционистскую политику» в отношении продукции, имеющей социальное значение. Пока у нас импортируется примерно четверть съедаемых мяса и рыбы, почти 20% молока. Всего в 2010 году из-за рубежа ввезли в страну продуктов на $36,4 млрд. Кроме того, правительство хочет стимулировать потребление социально значимых продуктов малообеспеченными гражданами, предполагается «создание системы гарантированного доступа потребителей к продовольствию по приемлемым ценам».

Другим крупным потребителем отечественных продуктов должны стать трудовые коллективы, где организовано коллективное питание. Их численность смело оценивается в 65 млн человек, что почти совпадает с общей численностью занятых в экономике. Еще 5 млн едоков — это дети из малообеспеченных семей. Очевидно, их также намерены охватить коллективными системами питания. Предполагается, что за компанию все эти россияне способны за год съесть 18 млн тонн продуктов на 1 трлн руб. Чтобы их прокормить, планируется «создание комбинатов по производству различной степени готовности полуфабрикатов и готовых блюд».

В качестве рисков, создающих угрозу задуманным планам, называются те, что связаны с погодно-климатическими условиями или эпизоотией в животноводстве. В числе внешнеэкономических угроз — международный протекционизм и высокие цены на продовольствие на мировых рынках. Социальный риск связан с отставанием роста доходов населения от роста цен на продовольствие, сохранением высокого разрыва между различными социальными группами населения.