Аналитический центр при Правительстве РФ приглашает Вас принять участие в опросе в рамках исследования «самочувствия» бизнеса в сложившихся экономических и политических условиях ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности. Опрос проводится ежегодно, по его итогам готовится Доклад о состоянии конкурентной среды.
Для прохождения опроса перейдите по ссылке и ответьте на на вопросы до 15 февраля: http://polling.ac.gov.ru/process/competition2020
С 18 января по 18 февраля прошлого года Аналитическим центром был проведен подобный онлайн-опрос, позволивший оценить общее состояние конкуренции и конкурентной среды на российских рынках с точки зрения самих предпринимателей. В опросе приняли участие более 1300 респондентов.
В целом отношение бизнеса к конкуренции оставалось достаточно позитивным: 36 % опрошенных указывали, что считают конкуренцию полезной для развития бизнеса (в сравнении с 32 % в 2018 году), 25 % участников опроса указывали на отрицательное влияние конкуренции (в 2018 году — 28 %). Наиболее сильное влияние конкуренции испытывает бизнес в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, в сфере текстильного и швейного производства, пищевой промышленности и производства неметаллических изделий. На слабую конкуренцию чаще всего указывали представители топливно-энергетического комплекса, сферы производства и распределения электроэнергии, газа, воды, химической промышленности, а также здравоохранения и социальных услуг.
Наиболее серьезным барьером для развития бизнеса респонденты указывали высокие налоги, причем значимость этого фактора постоянно растет — это отметили 63 % респондентов против 56 % в 2018 году и 53 % в 2017 году. Кроме того, в числе наиболее важных проблем участники опроса указывали нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (47 %), сложность доступа к финансовым ресурсам (46 %) и недостаток квалифицированных кадров (37 %). Снижение значимости барьера доступа к финансовым ресурсам по сравнению с остальными барьерами позволяет говорить о постепенной экономической стабилизации.
В качестве ключевых факторов конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг представители российского бизнеса в прошлом году указывали низкую цену (39 %), высокое качество (20 %) и доверительные отношения с клиентами (21 %).