Рынок по производству и переработке мяса падает и ждет взлета цен - эксперт


Рынок по производству и переработке мяса падает и ждет взлета цен - эксперт
05.02.2016

Рынок по производству и переработке мяса падает и ждет взлета цен - эксперт

Сибирские переработчики и поставщики мяса находятся в ожидании роста цен на продукцию и дальнейшего падения спроса. С чем связан очередной скачок цен, каким образом компании его сдерживали в течение года и кто не выдержит финансового прессинга, в интервью «КС» рассказал генеральный директор «МГ Консалтинг» МАКСИМ САПУХИН, который занимается мониторингом и анализом рассматриваемого рынка.

Максим Сапухин, пришедший несколько лет назад из крупнейшей региональной компании, специализирующейся на изготовлении полуфабрикатов, — «Сибирский Гурман» (ее совладельцем является брат Максима Сапухина Олег Сапухин), сейчас специализируется на консалтинговых услугах на известном для себя рынке. По его словам, ситуация в мясной отрасли начала кардинально меняться задолго до введения санкций и взлета курса доллара. По большому счету компании этого направления в перманентном кризисе еще с 2008 года — тогда случилось резкое падение покупательского спроса. Затем был незначительный рост, причем в основном для крупных игроков. Ну а в прошлом, 2015 году, ужаться пришлось абсолютно всем.

— Нельзя говорить о том, что рынок как-то глобально изменился, — комментирует ситуацию эксперт. — По крайней мере в последние годы. Например, производство той же курицы выросло в разы еще в те времена, когда был введен запрет на ввоз импортных аналогов. В 2012–2013-м годах появились ограничения по поставкам свинины из зарубежья. Поэтому последние санкции коснулись только поставок говядины. Но это направление было всегда наименее востребованным в силу разных причин.

— Как, по вашим наблюдениям, производители мяса отреагировали на введение санкций?

— За три говядина выросла в цене почти в три два раза. Такой рост заставил розничных покупателей отказаться от покупки данного вида мяса либо частично, либо полностью. Более того, от говядины отказываются и крупные переработчики, заменяя этот ингредиент более дешевой курицей или свининой. В целом же по всем направлениям доля отечественного сырья увеличилась. А некоторым производителям, запустившим проекты в прошлом и позапрошлом годах, санкции серьезно помогли: для них освободилась пусть и не очень большая доля рынка.

— Насколько сказались на рынке изменения валютного курса?

— Из-за роста курса доллара произошел существенный скачок на ингредиенты, которые используются в полуфабрикатах: упаковке, специях, овощах. Их стоимость напрямую зависит от импорта. В начале прошлого года этот эффект увидели покупатели: рост цен составил порядка 10–15% по всем позициям. С тех пор кардинальных изменений не было. Но начало этого года очень близко к той ситуации, которая случилась год назад. Поэтому я вновь жду роста цен, и опять на 10–15%.

— Насколько изменилась география поставок сырья для рынка полуфабрикатов?

— Сейчас основные поставки для сибирских производителей ведутся из европейской части России. Внутренние региональные хозяйства и заводы пока не в состоянии полностью обеспечить переработчиков необходимым сырьем. Открывать здесь новые производства тоже не вижу смысла, потому как себестоимость сибирского сырья изначально выше. «Европейские» производители выигрывают и в дешевизне кормов, и в более мягких погодных условиях, тогда как внутренние региональные компании могут преуспеть только в более дешевой логистике, которая в конечной цене продукта составляет не более 5%.

— Продуктовый рынок менее всего реагирует на кризисы. Снизились ли объемы продаж по итогам прошлого года?

— Полгода рынок был стабилен. Однако с октября объем розничного оборота сильно сократился. Последние опросы показали, что больше половины покупателей экономят, в том числе и на еде. В конкретных примерах: люди отказываются от колбасы и переходят на курицу либо просто сокращают потребление мяса и полуфабрикатов в пользу макарон с сосиской. По некоторым подсчетам, рынок розничной торговли просел более чем на 8%. Первая реакция компаний-переработчиков уже известна: по моей информации, никто в ближайшее время заниматься новыми проектами не планирует. Впрочем, не исключаю, что будут открытия каких-то очевидных, небольших направлений, на которые гарантирован спрос.

— По каким позициям отмечается наибольшее падение?

— Наиболее серьезное падение по готовым блюдам — например, пицце и лазанье. В меньшей степени сокращение спроса коснулось колбасы и пельменей. Но и в этом сегменте есть корректировки. Производители серьезно изменили линейку предложений для клиентов в пользу более дешевой продукции.

— Насколько отличается ситуация в сфере продаж в Сибири по сравнению с другими регионами России?

— Снижение оборота продаж отмечается в целом по России. Есть небольшие корректировки по сетям. Ситуация не выровнялась и в преддверии Нового года. Поэтому все поставщики, конечно, пребывают в унынии. Никто из них иллюзий по поводу ближайшего будущего не строит. Все понимают, что кризис надолго, и никакие санкции его влияния не уменьшат. Еще больше вызывает тревогу то, что нет понимания, когда начнется восстановление экономики. То есть впереди длинная кризисная полоса, которая заставляет всех искать новые пути в повышении эффективности работы, новые подходы к клиенту, новые продукты. Тяжелее всего приходится мелким и средним игрокам. Многим из них придется покинуть рынок — они не смогут выдержать конкуренции с крупными компаниями. Сейчас даже гиганты испытывают сложности с прибылью — в ущерб рентабельности не повышают цены, потому как понимают, что и без того спрос падает.

— По вашему мнению, какие издержки нужно снижать в первую очередь, чтобы все-таки сдерживать дальнейший рост цен?

— Когда компании задумываются о возможном сокращении издержек, то в первую очередь обращают внимание на сырьевую составляющую продукта и заработную плату сотрудников. На самом же деле есть очень много возможностей для снижения издержек, начиная с накладных расходов, связанных с содержанием офиса, канцелярии, организации запасов готовой продукции, сырья и оптимизации портфеля поставщиков. Подобное, более внимательное управление процессом, как правило, помогает снизить издержки на 5–7%.

— Насколько может измениться технология приготовления полуфабрикатов в свете постоянного сокращения издержек?

— Совершенствованием технологий производители занимались последние годы, поэтому в этом направлении выжали уже все, что можно. Резервов нет, иначе мы получим продукт, который никому не нужен.

— Еще несколько лет назад рынок активно продвигал продукцию с приставками эко- и «изготовлено по ГОСТу». Насколько востребованной оказалась эта продукция?

— Время показало, что приставка эко- и надпись ГОСТ не нашли поддержки со стороны потребителя, который оказался не готов платить премию за буквы. Производители не смогли убедить покупателей в том, что за новыми словами что-то стоит. И чаще всего действительно ничего не стояло. Каких-то отдельных производств мяса или предприятий, которые действительно обеспечивали бы те же экостандарты, не было. Подтверждения контроля качества тоже. А в условиях, когда потребительский спрос падает, подобные маркетинговые ходы и вовсе оказались невостребованными.

— В последнее время региональные власти настойчиво предлагают переработчикам сотрудничать с местными поставщиками. Мол, в первую очередь нужно развивать экономику области. Как бизнес отреагировал на подобные предложения?

— Действительно, тенденция на более тесную работу с местными производителями наблюдается. Бизнес услышал власть. За последний год в портфеле у перерабатывающих компаний появилось достаточно много мелких и средних поставщиков, которые заполнили собой определенные ниши. Прежде всего это касается ниши говядины и баранины, где нет крупных игроков. На рынке розницы четко сформировалось еще одно, немного подзабытое направление — фермерские магазины, которые гарантируют качество и главное — свежесть продукции. Мне кажется, что это очередной маркетинговый ход. В большинстве случаев в подобных магазинах продается ровно такое же мясо, как и в любом супермаркете. Впрочем, время покажет, насколько этот ход оказался популярным.

Автор:  Елена Жданова
Источник:  http://www.ksonline.ru


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал