У украинских птицеводов есть все шансы завоевать перспективный китайский рынок


 У украинских птицеводов есть все шансы завоевать перспективный китайский рынок
18.09.2015

У украинских птицеводов есть все шансы завоевать перспективный китайский рынок

Украина продолжает наращивать экспортный потенциал агропромышленного комплекса. Отечественные зерно и кукуруза давно на слуху не только у европейских партнеров, о чем Forbes неоднократно писал. А по итогам первых четырех месяцев нынешнего года страна стала третьим после Бразилии и Таиланда поставщиком курятины в Европейский Союз. Наибольший спрос наблюдается в Нидерландах и Германии.

Однако на данный момент рост объемов поставок в ЕС мяса домашней птицы сдерживается тарифной квотой, предусмотренной соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. И пока Союз птицеводов Украины надеется на увеличение квот на беспошлинную поставку мяса птицы в ЕС (с 36 тыс. тонн до 80-100 тыс. тонн в год) в рамках автономных торговых преференций, продленных Украине до конца 2015 года, самое время подумать об усилении торговой экспансии на рынки иных регионов.

В частности, с декабря 2015 года украинские производители смогут по новым правилам экспортировать курятину в Гонконг. Об этом сообщают Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины и Центр по безопасности пищевых продуктов Гонконга.

При этом у Украины есть все шансы выйти на ведущее место в поставке курятины на китайский рынок в целом. КНР, с ее населением в 1,3 млрд человек, потребляет 25% всего производимого в мире мяса, причем курятина приобретает все большую популярность среди китайцев. Не последнюю роль в формировании этого тренда сыграло повышение цен на свинину.

Эксперты уверены, что свинина в Китае продолжит дорожать и в 2016 году, что приведет к повышенному спросу на мясо курицы. На данный момент потребление курятины в Поднебесной составляет 7-8 кг за год на душу населения (около 10 млн тонн в год). Причем за последнее десятилетие этот показатель увеличился вдвое, и, по прогнозам аналитиков, следующий двукратный скачок – 15 кг на человека – ожидается уже через пять лет.

Производство этой продукции в самом Китае не удовлетворяет стремительно растущий спрос. Соответственно, по оценкам экспертов, к 2020 году Китай будет импортировать 3 млн тонн куриного мяса ежегодно.

При этом Пекин озабочен проблемой диверсификации поставщиков. До недавних пор основным импортером мяса птицы и продуктов птицеводства в Китай были Соединенные Штаты. Так, в 2014 году в КНР из США было экспортировано этой продукции на сумму около $300 млн. Однако с 9 января 2015 года Китай сократил закупку американской курятины. Причиной послужил высокопатогенный штамм вируса птичьего гриппа, который распространился по территории Штатов. Международная сельскохозяйственная служба при Минсельхозе США (FAS USDA) прогнозирует в 2016 году снижение импорта мяса птицы в Китай на 7%, то есть на 200 000 тонн. При этом импорт в КНР из стран Южной Америки – в основном, из Бразилии, будет продолжать расти. Хотя, как неоднократно заявляли китайские продовольственные власти, бразильская и американская продукция не всегда оказывается должного качества.

Соответственно, Украина может сыграть важную роль в формировании китайского рынка продуктов птицеводства. В 2014 году в Украине было произведено 1,17 млн тонн мяса птицы (965 000 тонн – бройлеры, остальное – индюки, утки, гуси). По сравнению с 2013 годом экспорт этой товарной группы увеличился на 21% и достиг отметки в 175 000 тонн.

Если говорить об общем производстве бройлеров в Украине, то по сравнению с аналогичным периодом 2014 года оно сократилось на 5%. Этому есть объективные причины – из статистики выпал ряд предприятий Крыма и Донбасса. После начала боевых действий в Луганской области на 70% было разрушено предприятие «Агроукрптаха» (тм «Славна»), производственные мощности которого составляли порядка 10 000 тонн мяса в год. Аналогичная участь постигла и «Ландгут Бройлер» (бывшая Енакиевская птицефабрика) с объемами производства в 5-6 тыс. тонн. Полностью уничтожена фабрика «Шахтерская Новая». Одно из крупнейших предприятий отрасли, «Дружба народов Новая» (70-75 тыс. тонн курятины в год), находится на территории аннексированного Крыма – со всеми вытекающими последствиями.

По мнению экспертов, общее производство украинской курятины в 2015-м составит 1,01 млн тонн.

Согласно данным Инвестиционной компании Dragon Capital, прибыльность бизнеса по производству птицы в Украине достигает 20-35%. Основная статья расходов (от 55 до 70% всех затрат) приходится на корма. Себестоимость килограмма готовой продукции составляет в среднем 15 гривен.

Вместе с тем налицо тенденция к монополизации рынка на фоне перекраивания его в пользу нескольких крупных игроков. Цифры говорят сами за себя. Если в 2005 году в сфере птицеводства было зарегистрировано около 500 предприятий, к 2011-му их число сократилось до 200, то в настоящее время в Украине производством куриного мяса занимаются 20 предприятий, первые пять из которых занимают 89,5% рынка. Лидер отрасли «Мироновский хлебопродукт» (ТМ «Наша Ряба») обеспечивает 59% общего производства, «Агромарс» (ТМ «Гавриловские курчата») – 14%, Владимир-Волынская птицефабрика – 6%, Птицекомплекс «Днепровский» – 5,5%.

Но даже перед такими гигантами рынка не все экспортные горизонты открыты. Проблемы с логистикой и невозможность транспортировать охлажденную продукцию на большие расстояния делают продажу курятины за рубеж низкорентабельной. В сегменте замороженной продукции украинские производители не могут конкурировать с Бразилией из-за более высокой себестоимости готового мясопродукта. Общий объем экспорта куриного мяса, по данным Минагрополитики, до конца года составит около 62 000 тонн.

Сегодня самым крупным потребителем украинской курятины является Ирак – 30 000 тонн. Затем идут Узбекистан (23 000 тонн), Казахстан (19 000 тонн), Голландия (11 500 тонн), Молдова (10 000 тонн), Грузия (8800 тонн). Остальное мясо экспортируется в страны Африки – Египет, Омман, Ливию, Кот-д'Ивуар, и Ближнего Востока – Сирию, Иорданию, Йемен, ОАЭ.

А теперь у отечественных птицеводов есть уникальный шанс покорить огромный и крайне перспективный китайский рынок. Оптимальной тактикой для его завоевания украинскими производителями является сегментированное внедрение – например, начиная с рынка куриных ножек, затем крылышек и т.д.
При условии, что государство станет поддерживать эту отрасль, в частности в том, что касается привлечения инвестиций, птицеводство сможет стать одним из ведущих направлений украинской экономики.
Автор:  Вячеслав Лысенко
Источник:  http://forbes.net.ua


© 2011 Мясопортал, 2011 Мясопортал