МИС


Возвращение индейки
28.02.2012

Возвращение индейки

Три года назад кузбассовцы прощались с индейкой. «Тяжело расставаться с собственным произведением искусства. Мы его родили, мы его сделали, довели до высокого уровня. Это очень интересный проект, новый продукт нашел своего покупателя, но вмешался кризис», – эти слова сказал «Кузбассу» тогда, в марте 2009 года, вице-президент ассоциации АЛПИ Андрей Граванов. 

Сенсация февраля: индейка вернулась!

Прощай!

Напомним: птицефабрика «Ясногорская» – филиал агрохолдинга «Сибирская губерния», входящего в ассоциацию АЛПИ, была создана в декабре 2005 года на базе закрытой в конце девяностых фабрики «Камышинская». Вложив два миллиарда рублей, здесь создали современное предприятие с производственной мощностью 17 тысяч тонн мяса птицы в год. Уже в 2007 году, запустив 48 корпусов, каждый на 13 тысяч голов, произвели 12 тысяч тонн индейки. В 2008 году – 12,5 тысячи тонн. Для сравнения: в Кузбассе без учета частников было тогда произведено 106 тысяч тонн мяса птицы, свинины, говядины. А индейки – по всей России, в том же году – от 100 до 120 тонн.

Здесь было много нового для Кузбасса. Оборудование немецкой фирмы Big Dutchman. Первый в стране филетеровочный комплекс, предназначенный для забоя и разделывания именно индейки. 80 процентов продукции составляла охлажденная птица, которая после утреннего забоя уже к ночи попадала в магазины.

На проектную мощность фабрика должна была выйти уже в 2009 году, но подбежал кризис…

Такие предприятия, как «Ясногорская», кризис ощутили наиболее болезненно. В себестоимости продукции слишком велика была долларовая составляющая. С ростом доллара по отношению к рублю рентабельность индейки стала убыточной. Цыпленок индейки, получаемый из Польши, с 47 рублей «поправился» до 167. Стоимость премиксов за год-два взлетела в полтора раза, вместе с импортными ветеринарными препаратами, на которые завязаны технологии выращивания индейки и без которых современное птицеводство невозможно.

Ко всему прочему резко снизилась покупательная способность населения, а средний класс, который и является основным потребителем мяса индейки, в 2009 году начал активно экономить на продуктах питания. Вместе с резким снижением спроса на индейку упали цены.

Перепрофилирование «Ясногорской» на выращивание «тяжелого» бройлера (чтобы сохранить оборудование, сориентированное не на куриную мелочь, а на крупных индеек) стало своеобразным ответом кризису: покупательский интерес на недорогое мясо обострился, выращивать его было выгодно.

Адаптация индюшачьего оборудования и технологии к выращиванию бройлеров обошлась предприятию в 30 миллионов рублей.

Здравствуй!

Евгений Топорков, директор «Ясногорской», сыпал цифрами и фактами: сегодня и в России, и в Кузбассе наблюдается перепроизводство мяса бройлеров. Цена соответственно падает. Так, в Омской области бройлера уже отдают по оптовой цене 67 рублей при себестоимости 70 с лишним, а в Подмосковье закрываются бройлерные птицефабрики.

В то же время на мясо индейки наблюдается устойчивый рост спроса. Этот продукт, диетический и уникальный (в нем содержится столько же фосфора, сколько в горбуше, в других видах мяса этот элемент вообще не присутствует), становится интересным даже покупателю с невысокими доходами. Кроме того, за три года кормовая составляющая стоимости индюшатины практически сравнялась с бройлерной, повышая рентабельность производства… В марте «Ясногорская» произведет 400 тонн индейки, а заявок – из Воронежа, Санкт-Петербурга, Москвы – уже на 600 тонн.

- По году, — рассказывал Топорков, — выйдем на 10,5 тысячи тонн в живом весе. А к 2013 году планируем увеличить производство до 15-17 тысяч тонн.

На вопрос, как оценивает итоги бройлерно-антикризисного плана, директор птицефабрики ответил: удалось сохранить в рабочем состоянии все оборудование и коллектив. Это при затратах около трех миллионов рублей позволило вернуться к индейкам. Причем на «Ясногорской» впервые для Сибири начинают выращивать птицу в два этапа. Первый – ясельный, когда индюшата на одном оборудовании, в том числе на бройлерном, растут до 20 дней, второй – после перевода во взрослые отделения. Традиционная технология – одномоментное заселение в корпус суточных птенцов, которые растут там всю свою жизнь. Сначала они весят по 50 граммов и занимают в огромном помещении очень мало места, ко времени забоя индейки достигают 8,5 килограмма, индюки – под два десятка килограммов, и в корпусе в прямом смысле некуда упасть яблоку. «Ясли», в которых подращивается молодняк сразу для двух корпусов, позволят эффективнее использовать площади, экономить на энергозатратах, снизить себестоимость продукции.

Три года, чтобы кузбассовцы окончательно не отвыкли от мяса индейки, привозили из Красноярского края около 100 тонн индюшатины в месяц. Теперь, с возвратом индейки на «Ясногорскую», ее объемы в области увеличатся в десять раз.

Ничего личного?

Михаил Цыбулько, главный ветврач «Ясногорской», уверял, что «индейку выращивать вдвое тяжелее, но интереснее», что «гордимся, не каждый может работать с нею, в Сибири только две такие фабрики – наша и «Енисейская»… Что требует она постоянного контроля, что первые семь дней – самые трудные. И так далее, и тому подобное: когда есть результат и перспектива, профессионалы часто становятся поэтами. «Тяжелые» бройлеры у ясногорцев давали суточные привесы в 45 граммов, это на четверть ниже, чем на лучших фабриках, и чтобы довести птицу до кондиции, приходилось увеличивать сроки содержания. А по индейке: «Идем выше нормы, выше генетики!»

Наталья Дубровская, бригадир площадки № 4, как и Цыбулько, на птицефабрике с ее возрождения. Показывая 11261 суточного индюшонка (всего несколько часов назад их привезли из Красноярского края), тоже не скрывала эмоций:

- С курями не поговоришь, а с этими можно, они отзываются, они голос узнают даже. Они так интересуются всем, им бумажку брось – они с нею, как дети, играют, бегают, отбирают друг у друга. Они любопытные такие… Конечно, привыкаешь, птичницы плачут даже при забое…

Вокруг так много людей с формулировкой: «Ничего личного, это просто работа». Лично мне симпатичнее вот такое – личное – отношение.

Иное отношение у кузбассовцев, достающих из духовки запеченную праздничную индейку: ничего личного, просто полезно и вкусно…

Так что – с возвращением!

 

Автор: Игорь АЛЁХИН.

Фото автора.

Источник: Kuzbass85.ru