МИС


Южный Урал потянуло на индейку
09.08.2012

Южный Урал потянуло на индейку

В Челябинской области может появиться «народное» сельхозпредприятие по производству мяса индейки. Общественная организация ветеранов боевых действий учредила компанию, которая взяла в аренду площадку в Верхнеуральском районе, чтобы начать там разведение индеек. Однако, несмотря на обещанную поддержку регионального правительства, верхнеуральцы так и не смогли добиться выделения госгарантий для финансирования проекта. Недавно стало известно, что с аналогичным проектом в область может «зайти» лидер этого рынка – ростовская компания. Эксперты говорят о том, что рынок сбыта индейки в десять раз меньше, чем рынок мяса птицы, что связано с отсутствием культуры потребления этого продукта. Тем не менее такая ниша существует, и при правильной организации бизнес-процессов проект может быть успешным.

В Челябинской области планируется организовать производство мяса индейки. С таким проектом к региональным властям обратилось ООО «Верхнеуральский экопродукт». Учредителями этой компании стали участники челябинской областной общественной организации ветеранов боевых действий и военнослужащих запаса.

Как рассказал корреспонденту Chel.ru один из учредителей ООО «Верхнеуральский экопродукт», председатель совета общественной организации Олег Бикбусунов, столкнувшиеся с отсутствием работы в сельских территориях бывшие военнослужащие обратились в администрацию области с предложениями о возможных проектах. «В частности, мы предложили провести реконструкцию бывшей инкубаторной подстанции в Верхнеуральском районе и организовать там разведение гусей. В декабре 2010 года нас пригласили в минсельхоз и предложили перепрофилировать проект под производство мяса индейки. Мы заключили договор с проектным институтом и в течение года занимались проработкой этого проекта при участии минсельхоза. Одновременно писали бизнес-план, встречались с производителями оборудования, оформляли площадки и вели работу с банками», – рассказал представитель «Верхнеуральского экопродукта».

Поиск финансирования оказался неразрешимой задачей, так как банки не готовы давать кредиты без каких-либо гарантий, а региональные власти не дают гарантии предпринимателям, у которых нет собственных средств. «Мы «выходили» на три комиссии по госгарантиям, и трижды минсельхоз давал отрицательное заключение», – добавил учредитель фирмы.

Как подсчитали инициаторы проекта, для того, чтобы создать предприятие производительностью 12 тысяч тонн мяса индейки в год потребуется 1 миллиард 600 миллионов рублей. На эти деньги будет реконструирована инкубаторная подстанция,состоящая из 13 зданий и сооружений, «с нуля» возведен птицеводческий комплекс и построен завод по производству кормов. «В Верхнеуральском районе будет материнское стадо и яйцо на инкубации. Для птицеводческого комплекса выбрали площадку в Пластовском районе, а кормовую базу хотим организовать в Уйском и Верхнеуральском районах», – рассказал Олег Бикбусунов. По его словам, все площадки расположены в радиусе трех-пяти километров друг от друга, и все это происходило с участием специалистов минсельхоза и представителей райадминистраций.

Для первого этапа – реконструкции Верхнеуральской площадки – достаточно 50 миллионов рублей, но и этих средств пока нет. Несмотря на неудачу с госгарантиями и привлечением кредитов, верхнеуральцы не собираются отказываться от идеи создать производство мяса индейки. «У нас есть потенциальные инвесторы, это крупные фермеры, которые готовы вложить средства, получив взамен долю в компании. Сейчас ведем с ними переговоры», – подытожил Олег Бикбусунов.

В министерстве сельского хозяйства Челябинской области считают, что проект вполне жизнеспособен, но источники его финансирования непонятны. «Проект по созданию производства мяса индейки на территории региона вполне реален, но нужны деньги. Банки не кредитуют, потому что боятся давать деньги в сельское хозяйство», – говорит главный специалист отдела животноводства и птицеводства минсельхоза области Александр Марченко. По его словам, ежегодно в Челябинскую область ввозится 17 тысяч тонн индейки. «Производство мощностью 12 тысяч тонн в год вполне могло бы закрыть внутреннее потребление», – сказал специалист. При этом он отметил, что выращивание индейки с технологической точки зрения более сложный процесс в сравнении с производством куриного мяса. Это связано и с более длительным циклом выращивания, и с большей заболеваемостью индеек. В минсельхозе также сообщили, что в сентябре в регион приедут представители компании «Евродон» (Ростов-на-Дону, крупнейший производитель мяса индейки в России – Прим. автора), чтобы посмотреть площадки под размещение птицекомплекса.

Инвестиционный проект ООО Агрофирмы «Верхнеуральский экопродукт» – единственный за два года, по которому комиссия вынесла отрицательное решение, сообщили в минэкономразвитии области. «У предприятия нет собственных средств, источники финансирования не определены, – пояснила министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина. – Необходимо отметить, что Челябинская область занимает второе место в РФ по производству мяса птицы и полностью покрывает свои потребности. Комиссию смутил еще и тот факт, что в прошлом году инициаторы заявляли строительство птицефабрики мощностью 12 тысяч тонн мяса птицы в год, а в этом году по документам объемы сократились почти в 16 раз – до 760 тонн».

Руководитель Главного экспертного управления Челябинской области Алексей Лошкин также указал на отсутствие источников финансирования в проекте, которые предлагают верхнеуральцы. «Основной минус – отсутствие средств у инициаторов проекта. Финансирование планируется осуществлять за счет исключительно привлеченных средств. В тот период, когда мы рассматривали этот проект, не было информации о подтвержденных источниках финансирования, а без этого проект не может быть реализован в заявленные сроки. В банках рассуждают таким образом: если у инициатора проекта нет собственных средств, то он ничем не рискует, а раз рискует только банк, то значит это его проект», – пояснил Алексей Лошкин.

Эксперты в области птицеводства сошлись во мнении, что хоть рынок потребления индейки не велик, но своего покупателя этот продукт найдет. «Потребление мяса индейки составляет всего несколько процентов от потребления мяса птицы, соответственно и рынок в десять раз меньше. Мясо индейки очень полезно, но наше население к нему не привыкло, нет культуры потребления. Тем не менее нишевый рынок есть, и продавать этот продукт можно», – говорит генеральный директор Группы компаний «Здоровая Ферма» Евгений Наруков. «Если будут грамотно выстроены все бизнес-процессы, то сети с удовольствием возьмут эту продукцию в продажу», – отметил он.

«Возникают вопросы, где будут покупать корма, в каком виде потом будет продаваться это мясо. Покупательского спроса на тушу индейки нет, поэтому надо думать, в каком виде продавать и что делать с красным мясом, которое в отличие от грудок не пользуется популярностью», – рассуждает директор по маркетингу и продажам Чебаркульской птицефабрики Дмитрий Пырсиков. Организация продаж не должна представлять трудностей, считает он. «Наша область будет производить 350 тысяч тонн курятины, так что 12 тысяч тонн индейки – это капля в море. Если грамотно подойти к реализации проекта, то трудностей при реализации не возникнет», – сказал Дмитрий Пырсиков.