МИС


За десять лет производство говядины в Тамбовской области выросло до двадцати тысяч тонн
16.05.2019

За десять лет производство говядины в Тамбовской области выросло до двадцати тысяч тонн

Начнём, пожалуй, с громкой истории, случившейся в прошлом году во время прямой линии с президентом России Владимиром Путиным. Когда ему задали вопрос о том, почему мясо коров называется говядиной, глава государства переадресовал его вице-премьеру, курирующему сельское хозяйство, и этим поставил его в тупик.

Едва ли не вся страна полезла в интернет, чтобы выяснить, что в церковно-славянском языке слово «говядо» означало крупную рогатую скотину, а именно, волов и быков, по другому толкованию — скот. Так и появилось название говядина — мясо быка или мясо скотины. Причём тут корова? В старину на мясо забивали только быков, а коровы были рабочими, они приносили молоко и забивали их в редких случаях. Позже говядиной стали называть не только мясо быков, но и коров.

В 21-м веке, когда животноводство в России пошло в гору, на прилавках магазинов появилась мраморное мясо — говядина, полученная от скота мясной породы. Новое название мясо получило из-за равномерно распределённых жировых прослоек в мышечных тканях быков, на срезе напоминающих природный рисунок благородного камня. Во время приготовления жировые крапинки тают, наполняя мясо соком, за счет чего стейки приобретают неповторимую нежность и мягкость.

Из истории скотоводства

В советское время крупный рогатый скот держали во всех колхозах и совхозах области, в каждом районе работали комплексы по откорму быков, на мясо отправляли и коров, которые подлежали выбраковке, в избытке водилась скотина и на личных подворьях. Но это был скот мясомолочной породы. Мясной скот на Тамбовщине не разводили.

Как вспоминает заместитель начальника областного управления сельского хозяйства Игорь Выриков, однажды завезли мясную породу в Сосновский район, но к делу не отнеслись с должным вниманием, скот перемешался с местными симменталами, на этом на всё и закончилось. Технология мясного направления, по его мнению, требует особого подхода, этим просто не хотели заниматься. А потом наступили девяностые годы, когда крупный рогатый скот пошёл под нож.

Возрождение животноводства на Тамбовщине началось с птицеводческой отрасли. Инвесторы вкладывали средства в те направления, где можно было ожидать быстрой отдачи. На то, чтобы вырастить бройлеров, требуются считанные месяцы, и в области первыми построили крупные птицефабрики. Свиноводство тоже относится к скороспелой отрасли, и комплексы по откорму свиней стали расти у нас, как грибы. По производству мяса птицы и свинины регион быстро вышел в российские лидеры и по-прежнему сохраняет свои позиции.

Иное дело производство говядины, где оборот средств происходит не так быстро, как в других отраслях. Чтобы получить и выкормить быка, требуется от полутора до трёх лет. Не в меньшей степени развитие отрасли сдерживает отсутствие просторных пастбищ, как, например, в Курской или Воронежской областях. Земля на Тамбовщине практически вся распахана. Даже сторонние инвесторы, которым предлагали выделить пашню под кормовую базу, познакомившись с местными условиями, приходили к мнению, что наш уникальный чернозём целесообразно использовать по прямому назначению — выращивать хлеб.

Калмыки, герефорды и лимузины

Первыми мясной скот в область завезли тамбовский предприниматель Сергей Максимов и фермер Артур Арутюнян из Сампурского района. Это было семь — восемь лет назад. Оказалось, на наших неудобьях, в балках и оврагах, вполне можно откармливать быков на мясо. К тому же, для мясного скотоводства не требовались капитальные строения. Достаточно пригона и щитового сарая, чтобы защитить поголовье и, главное, молодняк, от сквозняка.

Идеально подошёл к нашим климатическим условиям скот калмыцкой породы, он легко переносит зиму, животные неприхотливы к питанию, стойки к морозам, перепадам температур. Скот этой породы выращивают в Ржаксинском, Сампурском, Кирсановском, Тамбовском районах. Но со временем калмыки перестали устраивать скотоводов, и только потому, что порода эта мелковесная, быки нагуливают до 600, коровы — до 450 килограммов.

Поэтому в скором времени в область завезли скот, относящийся к породе тяжеловесов, — герефордов, абердин-ангусов, казахских белоголовых быков и даже французских лимузинов, которые также легко адаптировались к местным условиям. Герефордов специалисты называют образцом мясного скотоводства. Животные ценятся за неприхотливость, выносливость, хорошее использование пастбищ, высокую плодовитость, превосходное качество туш и мяса. А главное, быки нагуливают до 900, коровы до 600 килограммов, выход чистого мяса составляет 70 процентов.

«Чтобы увеличить выход мяса с одной головы, в области занялись межпородным скрещиванием скота, — рассказывает Игорь Выриков. — Идёт перекрёстное скрещивание мясных, а также мясных и молочных пород. – Коров калмыцкой породы, например, покрывают быками-герефордами. Кроме того, организовано осеменение коров. Семя поступает из Московского племобъединения, которое обслуживает нашу область».

На подъёме

За неполное десятилетие поголовье КРС в области выросло до 8000 голов, в том числе коров мясных пород – до трёх с половиной тысяч. Каждый год хозяйства, занимающиеся мясным скотоводством, отправляет на забой 2000 быков. В прошлом году в области произведено более 20 тысяч тонн говядины. О том, много это или мало, свидетельствуют такие цифры. Чтобы обеспечить население говядиной, область должна производить в год 25 килограммов мяса на человека, в настоящее время обеспеченность собственной продукцией составляет 12 килограммов. Таких показателей, повторяю, тамбовские скотоводы, начав практически с нуля, добились всего за десять лет.

Личные подворья по-прежнему остаются основным поставщиком мраморного мяса. Из-за угрозы АЧС население вынуждено было отказаться от разведения свиней и перейти на альтернативные виды животноводства, в том числе и на производство говядины. С личных подворий в прошлом году поступило тринадцать с половиной тысяч тонн мяса. Но год от года растёт число хозяйств, которые разводят крупный рогатый скот. В настоящее время откормом быков мясных пород занимаются десять сельхозпредприятий и сорок фермерских хозяйств, на их долю приходится шесть с половиной тысяч тонн мяса.

ООО «Рассказовское» — единственное в области хозяйство, где мясным скотоводством занимаются с советских времён, на откорме здесь содержится более 400 быков. Среди крупных производителей говядины фермерские хозяйства Иско Бакояна из Тамбовского, Александра Григорьева из Умётского и Кярама Фаразяна из Бондарского районов, фермах которых содержится от 700 до 900 быков, а также ООО «Маломоршевка» Моршанского района, ООО «Победа» Инжавинского района, фермерские хозяйства Артура Арутюняна из Сампурского и Гаяне Бакоян из Тамбовского районов.

Помимо того, в области по-прежнему занимаются откормом быков мясомолочных пород. Это направление развивают, например, ООО «Золотая нива» Знаменского, племзавод «Пригородный» Тамбовского и АО «Голицыно» Никифоровского районов.

На средства гранта

По инициативе губернатора Александра Никитина мясное скотоводство признано приоритетным направлением, и фермеры, занимающиеся его развитием, пользуются государственной поддержкой. В прошлом году на развитие малых форм хозяйствования направлено 354,8 миллиона рублей, на 23,8 процента больше, чем в 2017 году. Мясным скототоводством с помощью грантовой поддержки занялись десять начинающих фермеров и пять хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы.

Владимир Лазарев из Рассказовского района работает на земле более десяти лет, на двух тысячах гектаров пашни выращивает зерновые и технические культуры. Завёл овцеферму и табун лошадей.

«Я и прежде держал скотину, но для рывка не хватало финансов, — рассказывает Владимир Лазарев. – Стал участником программы грантовой поддержки и получил на развитие девять миллионов рублей, ещё шесть миллионов вложил в дело собственных средств».

На средства гранта фермер из Хитрова приобрел молочный комплекс бывшего колхоза, скот мясного направления — 110 коров и четырёх быков калмыцкой и казахской белоголовой пород, а также технику для заготовки кормов. В фермерском хозяйстве 340 гектаров пастбищ в пойме реки Нару-Тамбов, летом скот пасётся на сочной траве под охраной электрических пастухов.

«Тем, кто решится разводить скот мясных пород, надо готовиться к большой работе, — считает рассказовский фермер. — Зерно посеял, убрал и отдыхай до следующей весны. Чтобы окупить затраты и выйти на прибыль, фермеру-животноводу требуется не менее трёх лет. В лучшем случае, продукция, готовая к реализации, появится через полтора года. Считайте сами: надо привезти скот, получить и вырастить молодняк. Но дело того стоит».

Посёлок Новозеленово Гавриловского района, затерявшийся среди балок и пастбищ, возможно, давно бы исчез с карты области, если бы не Валентина Шмелёва. Она долгие годы жила в Узбекистане, в Кирсанове возглавляла налоговую инспекцию. Выйдя на пенсию, Валентина Ивановна вернулась в родное село. На родительской усадьбе поставила новый дом и вместе с сыном занялась мясным скотоводством. Начинала с разведения овец. А в 2015 году на средства гранта в полтора миллиона рублей, добавив свои полмиллиона, купила 27 коров, двух племенных быков и построила помещение для содержания скота, оборудовала летние лагеря. Сегодня стадо абердин-ангусов выросло до 80 голов.

Производство мраморного мяса налажено в пятнадцати районах области. Только в Тамбовском районе создано двенадцать фермерских хозяйств, на фермах которых содержится две с половиной тысячи быков. Активно развивается мясное направление в Гавриловском, Пичаевском, Умётском районах. Благодаря грантовой поддержке, число фермеров вырастет и в этом году.

Компетентное мнение

«Проблем со сбытом мраморного мяса сегодня нет, охотно берёт фермерскую продукцию «Ашан», имеющий свой разделочный цех, — говорит заместитель начальника управления сельского хозяйства области Игорь Выриков. — И вообще, спрос на мраморное мясо сегодня превышает предложение. Его охотно забирают Москва, Борисоглебск, Ростов проявил интерес к экологически чистой тамбовской говядине. Но нам важно, чтобы мясо, выращенное на чистом сене и зерне, оставалось на Тамбовщине. Пока в области только один небольшой Котовский убойный пункт КРС, и он не справляется с растущими объёмами. «Ашан», например, вынужден отправлять скот на забой в соседний регион. Ситуация изменится после завершения строительства в Мичуринске мясокомбината, где будет свой крупный убойный цех».
Автор:  Сергей Колебанов
Источник:  tamlife.ru