МИС


Марат Григорянц, заместитель директора по производству свиноводческого дивизиона АПХ «Мираторг»
05.07.2013

Марат Григорянц, заместитель директора по производству свиноводческого дивизиона АПХ «Мираторг»

Многие российские предприятия сегодня стремятся к тому, чтобы создать идеальный производственный процесс. Берут как ориентир западные компании, которые считаются более успешными и продвинутыми, привлекают дорогих консультантов.

О том, как решаются производственные вопросы на одном из крупнейших агропромышленных холдингов страны, рассказал заместитель директора по производству свиноводческого дивизиона АПХ «Мираторг» Марат Григорьянц.

– Расскажите о производстве, которым вы руководите. В чем его особенность?

– Обо всех, конечно, я судить не могу. Я бывал на четырех российских свиноводческих предприятиях, сопоставимых по масштабу и уровню с «Мираторгом». Мы делаем большой акцент на производительность, причем работа в данном направлении ведется постоянно, и не формально, а фактически. Например, в производственной службе мы регулярно проводим обучение, тренинги для руководителей высшего и среднего звена. Активно работаем с зарубежными консультантами и иностранными компаниями в плане информационного сотрудничества, получаем от них полезный опыт и пытаемся его применить.

На сегодняшний день фактически нет достойной литературы по свиноводству, есть несколько журналов, которые пытаются предоставить нужную информацию.

Проблема в том, что система сельскохозяйственного образования сильно отстала от производства – лет на 20–25. Поэтому даже те материалы, которые печатают в специализированных изданиях, что называется, попахивают нафталином: в них описывают старые технологии и методы исследования, ставят опыты на породах, о которых давно никто не помнит. Вот почему мы «пытаем» наших иностранных коллег. В частности, при покупке свиней у зарубежных поставщиков мы все еще получаем полезные консультации по всем вопросам.

В печатном виде проще найти нужную информацию на английском языке. Кстати, еще одна особенность компании «Мираторг» – у нас многие сотрудники владеют иностранным языком. Это зачастую является необходимостью на работе, поэтому приветствуется в нашей компании. На голландском и французском языках также можно найти интересную профессиональную информацию: совсем сложно со статьями и научными описаниями на испанском и датском.

Еще одна положительная черта, которая позволяет «Мираторгу» двигаться вперед – это демократичный подход. Во всяком случае, у нас, в производственной службе и управляющей компании, приветствуется дискуссия в процессе решения производственных и управленческих вопросов. Все можно обсуждать, отстаивать свою точку зрения вне зависимости от ранга собеседника. Принцип «я начальник, ты дурак» к «Мираторгу» не относится: если у тебя есть собственное мнение и аргументы, то его действительно можно и нужно защищать, в том числе перед первыми лицами компании.

Кроме того, положительный момент состоит в том, что у специалистов высокого и среднего звена есть возможность периодически бывать в зарубежных командировках.

 

– Вы упомянули, что ищете способы увеличения производительности труда. Какие, например?

– Из последнего: в промышленном свиноводстве большое влияние на продуктивность животных оказывает стресс. Поскольку свиньи находятся в неестественных условиях, все, что их окружает, является возможным источником стресса. Мы занимаемся разработкой методик уменьшения производственного и технологического стресса через замену некоторых процедур. Например, если раньше было принято татуировать товарных животных на 130–140 днях жизни, то с недавних пор мы делаем это непосредственно перед отгрузкой.

Раньше мы проводили сортировки на откорме два раза. Но по мере накопления опыта вместе с нашими коллегами на местах мы освоили методику разведения животных без проведения сортировок. Все это в итоге влияет на качество товарного «живка», и как следствие – улучшается качество мяса. Любой стресс влечет за собой выброс гормонов, накопление молочной кислоты, от чего мясо становится жестким.

 

– Какие основные проблемы существуют в российском свиноводстве и как, на ваш взгляд, их можно решить?

– Если рассуждать с точки зрения производства, то первое и самое главное, что необходимо улучшить, – это качество подготовки кадров. На сегодняшний день выпускники вузов имеют очень слабое представление о том, что происходит в современном сельском хозяйстве, в частности, в свиноводстве. Актуальные на сегодняшний день методики очень мало представлены в вузах, выпускники которых приходят к нам. Развитие образования не идет нога в ногу с производством.

Вторая проблема – это количество специалистов: привлекательность сельского хозяйства, в том числе животноводства, для работников сейчас невелика, даже несмотря на то, что отрасль находится на подъеме, учитывая вопросы оплаты труда и социальных гарантий.

Обратимся к европейскому опыту. В Европе и Северной Америке в этой отрасли занято много гастарбайтеров. Например, в Дании, хорошо, если на ферме управляющий и помощник управляющего – датчане, остальные работники – выходцы из бывшего СССР, румыны, поляки. То же самое в Ирландии, Великобритании. В Северной Америке в аграрной сфере работают латиноамериканцы. И мы рано или поздно к этому придем, если государство не начнет создавать условия для того, чтобы занимать молодежь в отрасли сельского хозяйства, чтобы молодые специалисты видели перспективу и возможности развития в этом сегменте себя как профессионалов. Мы можем построить множество животноводческих комплексов, привнести туда какую угодно генетику, но если некому будет работать, то мы ничего не сможем изменить.

Третья проблема, которую я вижу, – разобщенность наших сельхозпроизводителей. Вернемся в качестве примера к Дании: эта страна создала эффективную генетическую пирамиду. Датчане достигли больших успехов по сравнению с французами или немцами, чуть лучше дела обстоят у голландцев. Секрет состоит в том, что почти все датские фермеры объединены в одну ассоциацию, все они обмениваются опытом и работают по одному принципу. Около 30% фермеров Франции и многие сельхозпроизводители Голландии также состоят в ассоциациях.

Сегодня у всех на слуху африканская чума свиней и другие заболевания, приносящие серьезный ущерб поголовью и отрасли в целом. Если рассматривать пример тех же датчан, они на официальном сайте публикуют данные с датских ферм, в том числе там можно найти информацию о заболеваниях и анализах. У нас же каждая компания разрабатывает собственную систему безопасности, все мы достигаем различных результатов, в то время как, объединив свои усилия, мы могли бы с меньшими затратами достичь большего эффекта в решении этого вопроса.

 

– Как компания «Мираторг» справляется с перечисленными проблемами?

– Проблему качества кадров мы решаем путем работы с вузами, привлекаем на стажировки студентов и выпускников. Те, кто видит себя в сельском хозяйстве, остаются у нас. Качество собственных кадров мы повышаем за счет введения новых методик, семинаров по вопросам животноводства и ветеринарии. Специалисты, работающие на уровне руководителей подразделений, регулярно выезжают в заграничные командировки и на деловые мероприятия, общаются с иностранными консультантами, обмениваются опытом с коллегами.

Кроме того, мы стараемся уделять больше внимания решению социальных вопросов и привилегий для наших работников, чтобы они имели большую заинтересованность в работе именно у нас. Летом прошлого года мы достроили корпоративный коттеджный поселок, где уже живут работники компании с семьями. Решение жилищного вопроса сегодня актуально для молодых специалистов и для многих является определяющим фактором при выборе работы. Летом этого года мы сдадим в эксплуатацию второй поселок, где, кроме комфортабельных домов, будет построен детский сад, спортивные площадки и даже небольшой торговый центр. Создавая подобные условия проживания, мы мотивируем сотрудников не уезжать в большие города, а оставаться в сельской местности.

 

– В каких регионах присутствует свиноводческое подразделение холдинга «Мираторг», и каковы планы развития на ближайшие годы?

– На данный момент мы присутствуем в Белгородской и Курской областях. Всего в холдинг входят 23 свиноводческих комплекса. В 2013 году планируем построить и запустить еще четыре комплекса в Курской области, в том числе хрячник и нуклеус. Что касается дальнейшего расширения, все будет зависеть от экономической ситуации в России и последствий вступления страны в ВТО.

 

– Изменения рынок уже почувствовал. В первую очередь, речь идет о падении цен на ввозимую товарную свинину. У вас есть стратегия, разработанная в связи с этим?

– В советское время был такой девиз: «Быстрее, выше, сильнее». Вот и мы должны работать еще быстрее, качество продукта должно быть еще выше, и позиция на рынке российских производителей должна укрепляться. Мы и раньше старались так работать, но теперь  придется конкурировать с зарубежными производителями, у которых за спиной солидная поддержка государства.

 

– Возможно, это подстегнет российские компании к тому, чтобы они собрались с силами и составили достойную конкуренцию?

– В плане производства мы давно составляем достойную конкуренцию. Побывав в ряде зарубежных стран – США, Дании, Ирландии, Франции, Великобритании, Германии, – я могу сказать, что производственные результаты «Мираторга» лучше, чем, например, у североамериканских компаний. Но экономические показатели зависят не только от того, насколько хорошо мы работаем, но и, например, от климатических условий. Более мягкий климат позволяет выбирать менее затратные способы строительства. Датский фермер не отапливает свои свинарники, когда на улице –25, не строит здания, рассчитанные на то, чтобы защитить животных от температуры в –25 зимой и +30 летом. Тут мы находимся в неравных условиях.

 

– Расскажите о том, как налажен производственный процесс на ваших свинокомплексах.

– Стоит развеять несколько мифов, связанных с животноводством, хотя в первую очередь это, конечно же, задача СМИ и государства. Никто не колет свиней гормонами, по крайней мере, в нашей компании. Гормональные препараты стоят денег, мясо таким образом дешевле никак не станет. Это один из тех продуктов, которые нельзя подделать в принципе. Молоко можно разбавить, в хлеб – добавить отрубей, крахмала или разрыхлителя. При изготовлении колбасы и полуфабрикатов можно использовать некачественное сырье, приправить все это, запанировать и красиво подать. А  вот как подделать сырой кусок мяса, еще не придумали.

Можно долго рассуждать о том, почему свиньи так быстро растут сегодня на свинокомплексах. Сравнить с советским временем, когда свинья росла год. Только потребитель не учитывает ошибки советских ученых-селекционеров: они пытались вывести свинью, приспособленную к промышленным условиям содержания. Поэтому росли они в сараях, в условиях протечек и сквозняков, да и кормили животных не так, как в наше время. Вместо этого нужно было создать условия содержания, пригодные для скота. Наши свиньи быстро растут, потому что их разводят в хороших условиях, они получают сбалансированный корм, за их здоровьем тщательно следят специалисты.


Беседовала: Ксения Каланова
ИД «СФЕРА»