МИС


04.07.2011

Союз открывает границы. Таможенный контроль переведен на внешние границы Таможенного союза

С 1 июля осуществлен перенос всех видов таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза. Это должно стать одним из важных этапов на пути к формированию Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

«На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются», – говорится в официальном сообщении Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ.

Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, будут осуществляться таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза, говорится в пресс-релизе. При этом таможенные службы трех стран будут обмениваться основными сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на их территории, что позволит своевременно реагировать на возникающие риски.

По словам начальника аналитического управления Федеральной таможенной службы РФ Владимира Ивина, на российско-белорусской границе вообще не будет никаких контролеров. При этом граница России и Казахстана продолжит сохранять государственный статус и пересекать ее можно будет только в пунктах пропуска.

«Сегодня прекратили свою работу таможенные посты ЖДПП Аксарайский, Красноярский и МАПП Харабали Астраханской таможни, а также Палласовский таможенный пост Волгоградской таможни», – сообщает пресс-служба ФТС.

Таможенный союз начал функционировать с 1 января 2010 года с введения Единого таможенного тарифа. Таможенный контроль на внутренних границах союза по большинству товаров был снят 1 июля прошлого года. При этом для Казахстана в течение года действовал переходный период, во время которого по 406 товарным группам применялись пониженные импортные пошлины. С 1 января 2012 года Россия, Белоруссия и Казахстан вводят в действие Единое экономическое пространство.

В интервью «Российской газете» глава ФТС Андрей Бельянинов среди проблем, которые еще предстоит решить, назвал работу по совершенствованию таможенного законодательства, которую нельзя считать завершенной. «Еще большая часть таможенных правоотношений регулируется на национальном уровне. В Таможенном кодексе Таможенного союза – почти тысяча отсылок на национальное законодательство. Чтобы свести их к минимуму, сейчас создается рабочая группа в рамках комиссии Таможенного союза по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза. Затем потребуется доработка также и российского закона о таможенном регулировании», – сообщил глава ФТС.

«Налоги в РФ, РК, РБ будут частично унифицированы во избежание двойного налогообложения, но сохранят существенные различия, поскольку страны вступают в таможенный, а не в бюджетный союз, – отмечает Александр Осин, главный экономист УК „Финам менеджмент”. – Потребности и финансовые возможности государственной власти во всех трех странах различны, как различны и базовые принципы экономической политики. В РБ она с существенно более „левым” уклоном. Россия будет стремиться к унификации налоговой политики в целом, это снизило бы риски распада союза, но это вопрос более глубокой интеграции политики и экономики трех стран в долгосрочном периоде».

«Нужно понимать, что процесс унификации объективно долгий, на него уйдут годы. Если мы возьмем процесс создания общего рынка в Европе, то он вообще растянулся на десятилетия, – добавляет директор департамента Due Diligence „2К Аудит – Деловые консультации / Morison International” Александр Шток. – Синхронизирование законодательства России, Казахстана и Белоруссии займет меньше времени, но, повторюсь, как минимум нескольких лет этот процесс потребует».

Аналитик «Инвесткафе» Роберт Краснов считает, что Россия сейчас будет находиться в очень невыгодном положении, так как налоговый прессинг со стороны государства в России гораздо сильнее, чем в Казахстане. «Сейчас мы можем обнаружить повальный уход бизнеса и производства с российской территории в Казахстан из-за того, что ставка по НДС в России 18%, а в Казахстане 12%, ставка по НДФЛ 13% против 10%, ставка налога на прибыль 20% против 15%, что делает Астану очень перспективным местом по развитию бизнеса и переноса туда производственных мощностей, особенно иностранных инвесторов», – говорит аналитик.

«Да, этот процесс уже происходит, например, в сфере технологических компаний, – соглашается Александр Осин. – И надо отметить, что подобные процессы развиваются, например, между РФ и Китаем, куда тоже уходят российские компании в поисках более низкой налоговой нагрузки. При текущей бюджетной и макроэкономической политике Россия не может удержать у себя производство, но это не проблема, которую создал Таможенный союз».

Массового «исхода» в Казахстан не будет, считает Дмитрий Ширяев, ведущий консультант отдела консалтинга ООО «Финэкспертиза», но крупный и некоторая часть среднего бизнеса смогут существенно сэкономить, используя в схемах местные компании. «Импорт через казахстанского посредника будет выгоден экономией таможенного НДС в 6% разницы ставок. Особенно это будет актуально на китайском направлении», – полагает аналитик.

«Если бизнес реализует свои товары в Казахстане, то он туда рано или поздно переедет, а чтобы вывезти товар в Россию, ему придется еще раз платить НДС. В свою очередь, из Казахстана не вывести заработанные деньги. Быть богатым можно только там», – полагает управляющий активами УК БКС Николай Солабуто.

Александр Шток также отмечает, что налоговые условия в Казахстане лучше. «Для российского бюджета это, конечно, не очень хорошо. Но бизнес всегда занимается поиском места, где ему будет лучше, а с образованием единого экономического пространства эти возможности расширяются, – говорит он. – С другой стороны, процесс „перетекания” российского бизнеса в Казахстан должен стимулировать наши власти на выработку более благоприятной для бизнеса налоговой политики внутри страны. Хотелось бы, чтобы снизился налоговый пресс в России, это бы послужило отличным стимулом для развития бизнеса. В конечном итоге в выигрыше бы остались все – и бизнес, и бюджет, и потребители».

Таможенный союз не затрагивает вопросы внутреннего налогообложения, напоминает Дмитрий Ширяев, но со временем, полагает он, этот вопрос будет неизбежно поставлен, так как при отсутствии таможенных границ именно величина налогового бремени будет влиять на размещение бизнес-единиц и определение в холдинговых компаниях неофшорных центров прибыли при налоговом планировании.

«На данном этапе, исходя, к примеру, из бюджетного послания президента РФ, где говорится, что снижение ЕСН будет актуально в 2012-2013 годах, и не сказано о более длительных перспективах смягчения налоговой политики, я не готов ожидать, что в России будут позитивные для широкого рынка изменения в налоговой сфере, – отмечает Александр Осин. – Для этого должно произойти переосмысление экономической доктрины государства в целом. Казахстан также не будет искать „добра от добра”, а политическое давление РФ на соседей будет контрпродуктивным для общества и экономики, повысив инвестиционные риски, хотя и исключать такой вариант нельзя».

Фото: ИТАР-ТАСС

Эксперт online

С 1 июля осуществлен перенос всех видов таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза. Это должно стать одним из важных этапов на пути к формированию Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.

«На российско-казахстанском участке границы таможенные органы прекращают совершение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении товаров и транспортных средств, следующих через государственную границу России. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращается осуществление остававшихся до последнего времени отдельных операций по контролю транзита товаров третьих стран. Сами ППУ ликвидируются», – говорится в официальном сообщении Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ.

Функции таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, будут осуществляться таможенными службами России, Беларуси и Казахстана в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза, говорится в пресс-релизе. При этом таможенные службы трех стран будут обмениваться основными сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на их территории, что позволит своевременно реагировать на возникающие риски.

По словам начальника аналитического управления Федеральной таможенной службы РФ Владимира Ивина, на российско-белорусской границе вообще не будет никаких контролеров. При этом граница России и Казахстана продолжит сохранять государственный статус и пересекать ее можно будет только в пунктах пропуска.

«Сегодня прекратили свою работу таможенные посты ЖДПП Аксарайский, Красноярский и МАПП Харабали Астраханской таможни, а также Палласовский таможенный пост Волгоградской таможни», – сообщает пресс-служба ФТС.

Таможенный союз начал функционировать с 1 января 2010 года с введения Единого таможенного тарифа. Таможенный контроль на внутренних границах союза по большинству товаров был снят 1 июля прошлого года. При этом для Казахстана в течение года действовал переходный период, во время которого по 406 товарным группам применялись пониженные импортные пошлины. С 1 января 2012 года Россия, Белоруссия и Казахстан вводят в действие Единое экономическое пространство.

В интервью «Российской газете» глава ФТС Андрей Бельянинов среди проблем, которые еще предстоит решить, назвал работу по совершенствованию таможенного законодательства, которую нельзя считать завершенной. «Еще большая часть таможенных правоотношений регулируется на национальном уровне. В Таможенном кодексе Таможенного союза – почти тысяча отсылок на национальное законодательство. Чтобы свести их к минимуму, сейчас создается рабочая группа в рамках комиссии Таможенного союза по доработке Таможенного кодекса Таможенного союза. Затем потребуется доработка также и российского закона о таможенном регулировании», – сообщил глава ФТС.

«Налоги в РФ, РК, РБ будут частично унифицированы во избежание двойного налогообложения, но сохранят существенные различия, поскольку страны вступают в таможенный, а не в бюджетный союз, – отмечает Александр Осин, главный экономист УК „Финам менеджмент”. – Потребности и финансовые возможности государственной власти во всех трех странах различны, как различны и базовые принципы экономической политики. В РБ она с существенно более „левым” уклоном. Россия будет стремиться к унификации налоговой политики в целом, это снизило бы риски распада союза, но это вопрос более глубокой интеграции политики и экономики трех стран в долгосрочном периоде».

«Нужно понимать, что процесс унификации объективно долгий, на него уйдут годы. Если мы возьмем процесс создания общего рынка в Европе, то он вообще растянулся на десятилетия, – добавляет директор департамента Due Diligence „2К Аудит – Деловые консультации / Morison International” Александр Шток. – Синхронизирование законодательства России, Казахстана и Белоруссии займет меньше времени, но, повторюсь, как минимум нескольких лет этот процесс потребует».

Аналитик «Инвесткафе» Роберт Краснов считает, что Россия сейчас будет находиться в очень невыгодном положении, так как налоговый прессинг со стороны государства в России гораздо сильнее, чем в Казахстане. «Сейчас мы можем обнаружить повальный уход бизнеса и производства с российской территории в Казахстан из-за того, что ставка по НДС в России 18%, а в Казахстане 12%, ставка по НДФЛ 13% против 10%, ставка налога на прибыль 20% против 15%, что делает Астану очень перспективным местом по развитию бизнеса и переноса туда производственных мощностей, особенно иностранных инвесторов», – говорит аналитик.

«Да, этот процесс уже происходит, например, в сфере технологических компаний, – соглашается Александр Осин. – И надо отметить, что подобные процессы развиваются, например, между РФ и Китаем, куда тоже уходят российские компании в поисках более низкой налоговой нагрузки. При текущей бюджетной и макроэкономической политике Россия не может удержать у себя производство, но это не проблема, которую создал Таможенный союз».

Массового «исхода» в Казахстан не будет, считает Дмитрий Ширяев, ведущий консультант отдела консалтинга ООО «Финэкспертиза», но крупный и некоторая часть среднего бизнеса смогут существенно сэкономить, используя в схемах местные компании. «Импорт через казахстанского посредника будет выгоден экономией таможенного НДС в 6% разницы ставок. Особенно это будет актуально на китайском направлении», – полагает аналитик.

«Если бизнес реализует свои товары в Казахстане, то он туда рано или поздно переедет, а чтобы вывезти товар в Россию, ему придется еще раз платить НДС. В свою очередь, из Казахстана не вывести заработанные деньги. Быть богатым можно только там», – полагает управляющий активами УК БКС Николай Солабуто.

Александр Шток также отмечает, что налоговые условия в Казахстане лучше. «Для российского бюджета это, конечно, не очень хорошо. Но бизнес всегда занимается поиском места, где ему будет лучше, а с образованием единого экономического пространства эти возможности расширяются, – говорит он. – С другой стороны, процесс „перетекания” российского бизнеса в Казахстан должен стимулировать наши власти на выработку более благоприятной для бизнеса налоговой политики внутри страны. Хотелось бы, чтобы снизился налоговый пресс в России, это бы послужило отличным стимулом для развития бизнеса. В конечном итоге в выигрыше бы остались все – и бизнес, и бюджет, и потребители».

Таможенный союз не затрагивает вопросы внутреннего налогообложения, напоминает Дмитрий Ширяев, но со временем, полагает он, этот вопрос будет неизбежно поставлен, так как при отсутствии таможенных границ именно величина налогового бремени будет влиять на размещение бизнес-единиц и определение в холдинговых компаниях неофшорных центров прибыли при налоговом планировании.

«На данном этапе, исходя, к примеру, из бюджетного послания президента РФ, где говорится, что снижение ЕСН будет актуально в 2012-2013 годах, и не сказано о более длительных перспективах смягчения налоговой политики, я не готов ожидать, что в России будут позитивные для широкого рынка изменения в налоговой сфере, – отмечает Александр Осин. – Для этого должно произойти переосмысление экономической доктрины государства в целом. Казахстан также не будет искать „добра от добра”, а политическое давление РФ на соседей будет контрпродуктивным для общества и экономики, повысив инвестиционные риски, хотя и исключать такой вариант нельзя».

Фото: ИТАР-ТАСС

Эксперт online