![]() |

Агрострахование с господдержкой. Оправдаются ли ожидания?
С января этого года вступил в силу Закон «О государственной поддержке в сфереагрострахования» (далее – Закон). В части страхования сельскохозяйственных животных он начнет действовать с 1 января 2013 года.
Как и большинство законов, связанных с регулированием деятельности в аграрном секторе и перерабатывающей промышленности, его применение на практике вызывает много вопросов, как у страховщиков, так и юристов, сельхозпроизводителей и даже у Правительства России.
Так, первый вице-премьер РФ, председатель центрального совета Российского аграрного движения (РАД) Виктор Зубков призвал избавиться от жуликов в агростраховании. «Надо... сделать так, чтобы вокруг сельскохозяйственного страхования прекратили вращаться всякие жулики и проходимцы», – заявил он на заседании президиума РАД в феврале.
Необходимо создание прозрачной системы сопровождения договоров агрострахования с господдержкой.
Законодатель следует своей традиции и многие вопросы, которые должны быть урегулированы в Законе, переносит на плечи Правительства России, которое должно принять различного рода Постановления, связанные с применением Закона:
· порядок оказания господдержки устанавливается нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;
· правительством РФ устанавливаются: общие требования, методика расчета субсидий, правила проведения экспертизы, требования к экспертам.
Нужно отдать должное, по данному Закону Правительство быстро среагировало, чего нельзя сказать о Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (здесь лоббистраховщиков явно сильнее), и до вступления Закона в силу, а не после того как, 30 декабря 2011 г. вынесло Постановление 30 декабря 2011 г. №1205 «О проведении экспертизы в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба по договору сельскохозяйственного страхования», N 1234 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений».
Недостатки системы страхования сельскохозяйственных рисков
К основным недостаткам системы страхования сельскохозяйственных рисков можно отнести:
· несовершенство действующей нормативно-правовой базы, регулирующей современную систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;
· значительная финансовая нагрузка на сельскохозяйственных товаропроизводителей в период подготовки и проведения сезонных сельскохозяйственных работ. При заключении договора страхования необходимо уплатить страховую премию в размере 100%, а возмещение из бюджета 50% страховой премии происходит только через 3-6 месяцев;
· отсутствие системы перестрахования рисков по территории Российской Федерации;
· при заключении договора сельскохозяйственного страхования сельхозорганизация оплачивает сразу 50% страховой суммы;
· отсутствие единой системы независимой оценки ущерба и порядка урегулирования убытков – принятые правила не решают данной проблемы;
· нескоординированность системы возмещения ущерба от стихийных бедствий с использованием средств страховых компаний, федерального и регионального бюджетов;
· незаинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в страховании урожая сельскохозяйственных культур ввиду отсутствия доверия к страховым организациям.
К сожалению, закон не решает системных проблем. Точно также как и Правила, утвержденные Постановлением от 30 декабря 2011 г. По новым Правилам договор с экспертом заключается страховщиком, несмотря на то что Правилами предусмотрены признаки взаимозависимости между страховщиком и экспертом, мы все прекрасно понимаем, что экспертом, подконтрольным страховщику, может быть кто угодно. По новым Правилам эксперты аттестуются Минсельхозом РФ, мы проводили опрос среди наших клиентов и можем сказать, что, к сожалению, и данная процедура не воспринимается как адекватная с целью противодействия коррупции как со стороны госорганов, так и со стороны страховщиков.
Плюсы системы агрострахования
Что же можно отнести к плюсам Закона об агростраховании? Лично я как эксперт и юрист не могу ответить сейчас на этот вопрос – пока я их не вижу.
Для того чтобы получились плюсы, нам надо совместно обсудить и исправить существующие недостатки, обратив внимание на проблемы, которые новый Закон, к сожалению, не решает. Надо отдать должное страховщикам – свои интересы они отстаивают по максимуму. Только по законам, связанным с агрострахованием, так быстро принимаются Постановления Правительства и подаются в Госдуму законопроекты, связанные с защитой прав страховщиков.
Таблица 1. Потенциальные субъекты агрострахования с господдержкой (по аналитическим данным юридической группы «РАТУМ»).
Наименование субъектов агрострахования |
Количество
|