![]() |

Глобальные тренды российского рынка пищевых ингредиентов
Исследование компании «РосБизнесКонсалтинг» – «Российский рынок пищевых ингредиентов» – показало, что рынок пищевых ингредиентов в России является относительно молодым и активно развивающимся за последние 20 лет. Такое положение дел объясняется тем, что в Советском Союзе производства и сбыта пищевых добавок и ингредиентов практически не существовало. Несмотря на небольшой опыт производства, сбыта пищевых ингредиентов и отставание от глобальных трендов, российская пищевая промышленность за это время сумела сделать гигантский скачок в освоении обширной группы пищевых ингредиентов почти во всех своих отраслях.
Динамика мирового рынка пищевых ингредиентов
Годовые темпы роста мирового рынка пищевых ингредиентов составляют порядка 2-3%, что указывает на его насыщенность. Об этом свидетельствует и влияние финансово-экономического кризиса, когда в 2009 году наибольший спад продаж произошел в странах Европы и США, а развивающиеся рынки показали более высокие результаты и стабильность.
Наибольший вклад в динамику мирового рынка вносит интенсивное развитие таких сегментов, как эмульгаторы, ферменты, гидроколлоиды, функциональные ингредиенты.
Специфика конкурентной среды на мировом рынке определяется тем, что в области производства пищевых ингредиентов конкурируют представители двух направлений – специализированные предприятия по производству ингредиентов и химические компании, занимающиеся в первую очередь выпуском добавок для пищевых продуктов и напитков, а уже во вторую очередь – производством компонентов для непищевых отраслей промышленности. Как правило, компании специализирующиеся на производстве добавок, относятся не более чем к 2-3 секторам пищевой промышленности, за исключением некоторых фирм (например, Danisco), выпускающих широкий ряд различных категорий пищевых добавок. Поэтому характерной является тенденция на специализацию предприятий в определенном секторе – с одной стороны, и на поставку всеобъемлющего ряда продуктов данного сектора – с другой. Кроме того, существует важное направление для таких предприятий – выпуск добавок для конкретных областей применения по требованию производителей определенных групп и видов пищевых продуктов.
Ведущим фактором влияния за последние годы на мировой рынок пищевых ингредиентов стала сильнейшая конкуренция со стороны китайских компаний, производящих более дешевые ингредиенты, что привело к снижению цен и прибыли мировых компаний в некоторых сегментах производства. Этот фактор побудил основных западных производителей создавать крупные объединения или основывать собственные производственные предприятия на территории Китая и других стран Юго-Восточной Азии.
Пищевые ингредиенты, производимые в Китае и других странах Азии, продолжают активно внедряться на международный рынок и в настоящее время составляют сильнейшую конкуренцию для производителей Европы и США. При этом около 75-80% общемирового объема производства химико-биологического сырья сегодня сконцентрировано в Китае, Индии и других странах Юго-Восточной Азии.
Конкуренция усилила консолидационные процессы в мировой промышленности пищевых ингредиентов и добавок с одновременными крупными инвестициями в приобретение заводов в различных странах мира, расширением линейки производимых на них продуктов. Примером такого процесса, в частности, в мировом производстве ароматизаторов, может служить приобретение компанией IFF (США) фирмы Bush Boake Allen в 2000 году, что вывело компанию на лидирующие позиции в мире. В 2002 году произошло объединение фирм Haarmann&Reiner и Dragoco (Германия) в концерн Symrise, который стал третьим в мире по производству ароматизаторов.
В 2011 году доля международного концерна BASF возросла вследствие покупки немецкой компании-производителя функциональных ингредиентов Cognis. В этом же году американский химический гигант – компания DuPont приобрела известного производителя пищевых ферментов и добавок компанию Danisco.
К мировым лидерам рынка пищевых ингредиентов относятся американский концерн Cargill, компании BASF, ADM, ABF. Однако в деятельности большинства этих компаний пищевые добавки и компоненты составляют небольшую долю в общем объеме продаж. 53% мирового рынка ароматизаторов контролируют четыре крупнейших игрока: компании Givaudan, IFF, Symrise и Firmenich.
В настоящее время динамика мирового рынка пищевых ингредиентов определяется следующими тенденциями:
· консолидационные процессы среди игроков рынка;
· отход в производстве от использования искусственных добавок в пользу натуральных ингредиентов;
· рост рынка функциональных продуктов;
· рост популярности сектора низкокалорийных продуктов;
· разработка новых пищевых технологий в области пищевых ингредиентов.
Особенности рынка
Развитие российского рынка пищевых ингредиентов сдерживается низкой поддержкой отрасли со стороны государства. В Китае, например, государственная поддержка этого рынка способствует его стабильности и росту. Здесь государство гарантирует, что оно выкупит всю продукцию, даже если производители изготовят продукции объемом больше, чем требуется, на несколько лет вперед. У производителей появляется возможность заниматься отработкой и совершенствованием технологий производства, а правительство начинает постепенно снижать цены на данную продукцию. Образовавшиеся запасы по демпинговым ценам из Китая поставляются на Запад. Таким образом, производитель успевает повысить свою эффективность за несколько лет, а риски производства сдерживаются государством. В России такой протекции нет, а количество рисков и барьеров выхода на рынок велико. Поэтому число производителей, имеющих полный цикл производства пищевых ингредиентов, в России не так много. Индустрия пищевых ингредиентов в России пока значительно уступает уровню развития этой отрасли в зарубежных странах. Рынок насыщается в основном за счет импортной продукции, а не за счет внутреннего производства.
Тем не менее, несмотря на многие трудности, локальный рынок в России развивается опережающими темпами по сравнению с другими отраслями перерабатывающей промышленности. Российский рынок пищевых ингредиентов развивается как в качественном, так и в количественном отношении. Рост пищевой промышленности, объемов потребления, влияние западных пищевых рынков обуславливают привлечение внимания отечественных производителей к расширению ассортимента, повышению качества, инновационным технологиям производства продуктов питания, разработке современных высокотехнологичных ингредиентов.
По оценке РБК.Research, на долю российского рынка приходится порядка 8-10% от общего объема мирового рынка пищевых ингредиентов. В отличие от насыщенных европейского и американского рынков, российский рынок имеет большой потенциал для активного роста.
Одной из особенностей российского рынка является доминирование зарубежных производителей на локальном рынке. По оценке РБК.Research, в среднем доля иностранных производителей является подавляющей и составляет 86%. Доля отечественных игроков – 14%.
Следует отметить, что эта доля неоднородна в зависимости от сегмента рынка. Так, в сегменте ароматизаторов доля российских производителей и дистрибьюторов несколько выше и составляет около 30%, и она продолжает увеличиваться.
Доминирование зарубежной продукции на российском рынке подтверждает и подавляющая доля импорта в структуре рынка (90%). Доля экспорта пищевых ингредиентов составляет только 10%.
Нередко компании-производители, кроме дистрибьюции собственной продукции, являются официальными дистрибьюторами мировых иностранных брендов на территории России. Российские производители и поставщики пока не могут соревноваться с западными конкурентами ни по масштабам своей деятельности, ни по уровню оснащенности необходимым оборудованием, так как пока не обладают всем спектром передовых наработок и технологий, существующих в мире.
Российские производители ингредиентов стремятся усилить свои позиции на рынке, создать конкурентоспособную продукцию в противовес импортной. За последние годы в России были созданы новые предприятия по производству пищевых ингредиентов, часть из них – с участием иностранного капитала.Основным препятствием для развития отечественных производителей стал финансовый порог вхождения на рынок. Открыть в России полный цикл производства – достаточно сложный процесс, связанный с инвестициями и бюрократическими издержками.
Развитие производства пищевых ингредиентов в нашей стране осложняет проблема сырья. Отечественная тонкая химическая промышленность практически не ориентирована на производство сырья для пищевой промышленности. На сегодняшний день местные производители пищевых ингредиентов используют при производстве до 90% импортного сырья, что влияет на себестоимость продукции и устанавливает прочную зависимость отечественных производителей от импортных поставок. Это связано с отсутствием необходимого уровня инвестиционных вливаний в отрасль, серьезных научных исследований и разработок, высококвалифицированных кадров.
Таким образом, среди барьеров для интенсивного развития отечественного производства пищевых ингредиенто