МИС


23.03.2011

C ответственностью за все риски. Интервью с начальником Управления страхования грузов ОСАО "Ингосстрах" Андреем Ерофеевым

Исходя из специфики естественных свойств и качеств мясной продукции, а также условий перевозки наиболее типичными являются страховые случаи, связанные с порчей груза, потерей качества вследствие изменения температурного режима, дефростации, загрязнения, приобретения во время перевозки несвойственных запахов. Кроме того, как показывает опыт начальника Управления страхования грузов ОСАО «Ингосстрах» Андрея Ерофеева, широко распространены убытки в результате хищения, грабежа и разбойного нападения, что объясняется возможностями быстрой реализации товара.

 

– Андрей Борисович, как повлиял кризисный год на объемы и структуру международных и внутрироссийских грузоперевозок в целом и мясных продуктов в частности?

– Экономический кризис, безусловно, оказал сильное негативное влияние на рынок грузоперевозок, прежде всего в плане уменьшения количественных объемов как внутрироссийских, так и внешнеторговых поставок. Так, в середине прошлого года, по данным РЖД, транспортировки по железной дороге внутри страны сократились на 22,7% по сравнению с докризисным периодом, а автомобильные перевозки уменьшились примерно на 30%.

Основными причинами данной тенденции являются падение производства и платежеспособного спроса на различные виды продуктов, товаров народного потребления, замораживание крупных торгово-коммерческих проектов и т. п.

В целом, с учетом основных групп товарной номенклатуры, сокращение объемов наблюдалось практически по всем категориям грузов за исключением углеводородов, в дальнейшем поставляемых на экспорт.

Внешнеторговый оборот в самый разгар кризиса (апрель-июнь 2009 года) снизился на 40-45% главным образом за счет падения средних цен экспортируемых товаров и уменьшения физических объемов импорта. В целом, прошлогоднее существенное сокращение совокупного грузооборота особенно остро дало о себе знать в области транспортировок оборудования, металлов и металлургической продукции, легковых автомобилей.

Подобная ситуация была типичной и для сегмента логистики, связанного с поставками мяса и мясных продуктов. Объем как импортных, так и внутрироссийских отгрузок различными видами транспорта снизился примерно на 31%.

Негативные тенденции в рамках транспортного сектора экономики отразились также на рынке страхования грузов, который в ушедшем году характеризовался прежде всего существенным снижением сборов премии, отказом от страхования или значительной оптимизацией страховых расходов со стороны абсолютного большинства субъектов торгово-экономической и производственной деятельности.

Падение рынка в прошлом году по сравнению с 2008 годом составило около 12%, а общий объем собранной страховщиками премии – 15,5 млрд руб. Согласно статистическим данным различных СМИ, в докризисный период страхованием было охвачено 20-25% отечественных грузоперевозок, а в 2009 году эта цифра сократилась минимум на 10-20%.

Отмечу, что в целом объем подлежащих страхованию российских грузоперевозок по сравнению с аналогичными показателями наиболее развитых стран ЕС и США несравнимо мал, поскольку в зарубежных государствах застраховано в среднем 90% перевозимых товаров.

 

– Какие тенденции мясного рынка отразились на работе страховых компаний и условиях их договоров?

– Снижение объемов импорта, уменьшение квот на ввоз зарубежной продукции, отказ от реализации новых проектов привели к сокращению сбора премии в данном сегменте.

В период кризиса особую актуальность для грузовладельцев приобрел вопрос оптимизации расходов на страхование, в связи с чем многие из них, не отказываясь от приобретения полиса, идут на существенное сужение условий, введение франшиз и т. д. Однако чаще всего клиент старается заставить страховщика пойти на значительное снижение тарифа без изменения страхового покрытия, мотивируя это наличием более выгодных предложений от конкурентов.

Неоправданный демпинг одновременно является и ключевой тенденцией и серьезнейшей проблемой рынка на сегодняшний день, которые обуславливаются запредельной конкуренцией среди его участников и нивелируют такие важнейшие критерии и принципы, как надежность, финансовая устойчивость страховщиков, качество оказываемых услуг.

 

– Что можно сказать об особенностях страхования перевозок мясной продукции, а также специфике тары для транспортировки?

– В большинстве случаев страхование перевозок мяса и мясной продукции осуществляется на максимально широких условиях «С ответственностью за все риски» с включением убытков от повреждения или гибели всего или части груза вследствие остановки рефмашины в результате поломки.

При страховании подобных отправок особое внимание следует уделять техническому состоянию транспортного средства, исправности рефрижератора, наличию надлежащим образом функционирующих электронных систем контроля и записи температуры груза при транспортировке. Существенную роль также играет информация о том, как товар погружен и размещен на транспортном средстве, кем и каким образом осуществляется контроль его погрузки/выгрузки и т. п.

Как добросовестный грузовладелец, так и страховщик заинтересованы в точном соблюдении сроков транспортировки, которые должны быть указаны в транспортных документах.

Вопросы относительно тары, а также свойств упаковки принадлежат к категории узкоспециальных, в отношении которых страховые компании полагаются на профессионализм производителей и импортеров, однако в то же время в качестве одного из основополагающих требований выдвигают условие о том, что упаковка принимаемого на страхование груза должна соответствовать существующим государственным или международным стандартам, быть в исправном состоянии и предохранять товар от внешнего воздействия при перевозке.

 

– Как можно оценить вероятность гибели или повреждения товара и размер возможных потерь? Какие факторы говорят в пользу того, чтобы страховать груз, и какие наоборот?

– Для оценки предлагаемого риска страховщик должен располагать не только объективной и достаточной информацией о его деталях, но и необходимым опытом и знаниями, касающимися специфики страхования различных видов грузов. Существенную роль играют даже такие незначительные, на первый взгляд, характеристики, как квалификация конкретных операторов перевозки, независимых экспертов, привлеченных для контроля за количеством и качеством отправляемых и прибывших товаров, условия сдачи/приемки груза и др.

Также для более тщательной оценки вероятности наступления страховых случаев и возможных размеров убытков страховые компании подробно рассматривают предоставляемые клиентом транспортные, товаросопроводительные и финансовые документы: накладные, коносаменты, контракты купли-продажи, инвойсы, счета-фактуры и т. п.

В целом, принимая решение о страховании конкретной грузоперевозки, солидный страховщик старается с должным вниманием относиться не только к изучению особых свойств и качеств товара, его упаковки, но и ко всем существенным деталям организации перевозки, в числе которых следует особо выделить протяженность маршрута, длительность нахождения груза в пути, тип и технические характеристики используемого транспортного средства, сведения об экспедиторе/перевозчике, наличии охраны.

Вопрос о необходимости страхования, как правило, не стоит перед теми грузовладельцами, которые имеют положительный опыт сотрудничества со страховщиками, в том числе в области рассмотрения и урегулирования претензий по убыткам. Однако многие менеджеры даже достаточно крупных компаний до сих пор считают, что такие расходы не оправдывают себя, поскольку вероятность наступления страховых случаев, по их мнению, крайне незначительна. В данной ситуации остается лишь напомнить, что возможные финансовые последствия потерь, связанных с гибелью, повреждением, утратой груза, могут быть довольно существенными и многократно превысить размер премии, которую страхователь оплачивает страховой компании, приобретая при этом спокойствие и уверенность в успешной реализации конкретной торгово-коммерческой сделки.

 

– Сколько компаний сегодня занимается этим видом страхования в России? Назовите, пожалуйста, основных игроков. Дайте рекомендации мясопроизводителям: с кем из страховщиков сотрудничать при грузоперевозках и на какие нюансы партнерства стоит обратить внимание?

– Несмотря на отсутствие статистики, касающейся непосредственно рынка страхования перевозок мяса и мясной продукции, основываясь на общей информации по данному виду страхового бизнеса, можно сказать, что конкурентами «Ингосстраха» в рассматриваемом сегменте являются прежде всего компании, входящие в лидирующую группу: РОСНО, ПАРИ, РЕНЕССАНС-СТРАХОВАНИЕ, АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ, РОСГОССТРАХ и др.

При выборе страховщика, на наш взгляд, грузовладельцу следует тщательно сопоставить и проанализировать такие ключевые критерии, как надежность, качество, цена и оперативность предоставляемых услуг. Кроме того, с учетом значительной стоимости конкретной партии товара по одной отправке, которая для мяса и мясных продуктов, в особенности при морской транспортировке, может составлять до 20 млн долл. США, особое внимание следует обращать на наличие у страховщика надежной перестраховочной защиты, позволяющей полностью и своевременно возмещать крупные убытки, связанные с такими событиями, как гибель всего груза или оплата расходов и взносов по общей аварии.

В данном случае субъекты торгово-коммерческой деятельности в лице руководства и высшего менеджмента должны отчетливо понимать, что привлекательность страховой компании определяется не только оптимальными расценками, но также имеющейся у нее финансовой базой и сервисной инфраструктурой, позволяющей оперативно и в полном объеме выполнить все взятые на себя обязательства по защите имущественных интересов партнера.

СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ

Сборы 2009 года, тыс. руб.

Сборы 1 кв. 2010 года, тыс. руб.

Выплаты 2009 года, тыс. руб.

Группа СОГАЗ

834 287

329 777

126 092

Группа ИНГОССТРАХ

671 270

216 595

220 983

Группа КАПИТАЛ

872 060

179 679

119 176

НИКА ПЛЮС

302 471

108 684

108

ПАРИ

326 747

82 867

48 778

Группа Росгосстрах

320 812

81 470

58 785

Группа РЕНЕССАНС

375 296

78 014

99 109

РУССКИЙ СТРАХОВОЙ ЦЕНТР

410 805

69 437

99 994