![]() |

Генеральный директор ООО "Агропром" В.С. Ладный о "Союзе предприятий мясной отрасли"
К моменту создания Союза предприятий мясной отрасли весной 2010 г. в России существовало несколько отраслевых организаций федерального и регионального уровня. Среди них такие известные, как Мясной союз России, Национальная мясная ассоциация. Есть объединения мясопереработчиков, сформировали свои структуры и животноводы - поставщики и производителя мяса, причем у свиноводов, птицеводов и сельхозпредприятий, занимающихся КРС, существуют отдельные объединения. Чем деятельность всех этих организаций не устроила учредителей Союза предприятий мясной отрасли. Что подтолкнуло к созданию новой структуры? Есть ли серьезные разногласия? Лидирующие позиции в Союзе занимают, как я понимаю, заводы по убою скота и первичной переработке, не имеющие своей сырьевой базы. Каковы специфические проблемы у этого звена мясного рынка?
Вопрос:
На сайте вашей организации ее идеология выражены двумя емкими фразами: «Поддержка малого и среднего бизнеса мясной отрасли. Создавать равные возможности участникам мясного рынка». В чем сейчас проявляется неравноправие возможностей?
Ладный В.С.:
Как и в любом бизнесе, в рыночных условиях предпринимательский успех предприятий мясной отрасли базируется на трех «китах»:
1) Произвести продукцию или услугу с наименьшей себестоимостью.
2) Продать продукцию или услугу по максимально возможной цене.
3) Воспользоваться в максимально возможной степени льготами, субсидиями и другими видами государственной поддержки.
Последняя «составляющая успеха», как Вы понимаете, в большей степени социальна и геополитическая, чем экономическая, но в случае ее успешной, а главное, систематической реализации на том или ином предприятии, происходит понижение себестоимости выпускаемой продукции (услуги), и такое предприятие при прочих равных условиях начинает реализацию производимого товара (услуги) даже в условиях жесткой конкуренции в ценовой политике с максимальной выгодой для себя.
Все прекрасно понимают, Администрация какого предприятия (крупного или мелкого) может напрямую позволить себе общаться с первыми лицами банков, реализующих ту или иную Государственную программу, какие предприятия (крупные или мелкие) могут получать квоты, выигрывать тендеры по реализации той или иной Государственной программы, сопровождающейся полным и гарантированным финансированием.
Вопрос:
Можно ли говорить о коренных расхождениях интересов крупнейших игроков рынка с одной стороны, и малых и средних предприятий, с другой? Хотелось бы услышать ваше развернутое мнение на эту тему.
Ладный В.С.:
Ответ очевиден – только крупные предприятия и агрохолдинги, имеющие большие обороты и серьезные активы (залоговая база). В этом случае мало кто смотрит на экономическую составляющую и эффективность работы предприятия, и, как следствие, на рынке выживает структура, получившая ту или иную льготу, субсидию или любое другое преимущество благодаря господдержке, т.е. по сути остается «на плаву» за счет средств налогоплательщика. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос по поводу коренных расхождений интересов крупнейших игроков рынка и мелких и средних предприятий, ответ один – коренных расхождений в интересах нет. У всех интерес один – выжить в «условиях» рыночной экономики. А вот подход к процессу выживания у крупных и мелких предприятий действительно разный. Крупные стремятся убедить Госструктуры о больших сложностях в том или ином сегменте АПК и стараются максимально получить возможные льготы, дотации и субсидии. А мелкие, в основной своей массе, выживают за счет собственных эффективных наработок и идей. Кстати сказать, предстоящее вступление России в ВТО существенно снизит возможности осуществления протекционистской торговой политики по отношению к сельскому хозяйству внутри страны, а при существующей «финансовой поддержке», когда большая часть аграрного бюджета страны направляется на поддержку крупных агрофирм, для большинства депрессивных территорий Нечерноземья настанут трудные времена и благодаря наличию преференций в распределении средств крупный агробизнес из других регионов и даже транснациональные агрокорпорации смогут безнаказанно демпинговать местных фермеров и небольшие сельхозпредприятия, не имея по сравнению с ними объективных конкурентных преимуществ. Поэтому Наш Союз и считает в сегодняшней ситуации основной своей деятельностью – создавать равные возможности участникам местного рынка. А эффективные идеи и наработки в области мясной индустрии пропагандировать и внедрять среди мелких и средних хозяйств, расположенных на территории РФ.
Вопрос:
Судя по нынешнему составу Союза, который я опять-таки подсмотрел на вашем сайте, он объединяет сегодня почти исключительно компании из Московской области. Что мешает завоевать поддержку малых и средних предприятий в других регионах? Каждое пытается выжить в одиночку? Или вы не ставите задачу расширения?
Ладный В.С.:
Как Вы правильно заметили в одном из предыдущих вопросов в настоящее время достаточно много отраслевых и общественных организаций федерального и регионального значения и постоянно расширять спектр таких объединений, наверное, не совсем логично, также и в Нашем Союзе Нам бы не хотелось на первом этапе расширять его формально за счет количества участников. Руководству Союза интересно реализовать несколько иной подход в работе общественного объединения, и только получив результат от более качественного подхода к работе можно более активно пополнять ряды нашего Союза предприятиями мясной отрасли. Говорить о том, что сегодня в Союзе присутствуют предприятия исключительно из Московской области не совсем верно (есть представители предприятий из Ленинградской, Тульской областей).
Конечно проблемы привлечения в Союз предприятий из регионов есть, не всегда удается вести конструктивный диалог с региональными организациями зачастую просто из-за их удаленности. Вопросы, которые сегодня поднимаются на собраниях нашего Союза, отражают интересы малого и среднего бизнеса, поэтому для многих Госструктур кажутся простыми и примитивными, и приезжать за 400-500 км на собрания многим руководителям кажется нецелесообразным, многие просто не верят, что На Союз достучится до «сильных мира сего». Такая позиция неверна. Именно в таких Союзах, как Наш обобщаются и конкретизируются многие насущные проблемы, именно в таких Союзах, как Наш можно уловить и понять всю полноту и сложность той или иной проблемы прежде, чем рассматривать ее на Федеральном уровне. Пример тому - не совсем удачный Технический регламент на молоко и молочную продукцию (Федеральный закон от 12.06.2008 N 88-ФЗ)., принятый Правительством. Именно такие непроработанные с малым и средним бизнесом решения Правительства и вынуждают небольшие частные компании объединяться в общественные организации, поскольку только статус Общественной организации позволяет обратить на себя внимание и донести свои мысли и понимание вопросов до Госструктур. Не секрет, что общественные организации существуют за счет участников, наш Союз предприятий мясной отрасли - не исключение, бюджет небольшой, но тем не менее малым предприятиям и КФХ выплачивать такой членский взнос неинтересно или «не по карману». А именно информация от таких небольших предприятий для Руководства отраслевых министерств и ведомств наиболее ценна и интересна. Руководство Союза поставило задачу попробовать объединить участников не только общей идеей, но и коммерческой составляющей. С этой целью в Тульской области на базе одного из участников Союза запущена экспериментальная программа в области мясного животноводства, которая позволит предлагать уже отработанные и высокорентабельные технологии малым сельхозпредприятиям с прицелом на то, что отработав с нами какое-то время и начав получать прибыль, такие предприятия автоматически будут вступать в наш Союз. Поэтому расширяться мы будем обязательно и обязательно будем предлагать членам Союза посильную помощь в обмен на возможность получить реальную информацию о положении дел в мясной отрасли в том или ином регионе РФ.
Владимир Сергеевич Ладный
Генеральный директор
ООО «Агропром»