МИС


Инвестиционный климат в АПК
03.03.2009

Инвестиционный климат в АПК

Инвестиции в АПК: игра на своем поле

Агропромышленный комплекс России занимает особое место в экономике страны и относится к числу основных народнохозяйственных отраслей, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение АПК – не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

Вместе с тем одной из основных задач АПК сегодня является создание рынка инноваций, направленного на решение проблемы самофинансирования и увеличение конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного сектора.

Производство конкурентоспособной продукции возможно только при создании замкнутого цикла, финальным звеном которого является конечный потребитель, заинтересованный в получении качественного продукта.

 

Инвестиционный климат

Современный мир развивается в направлении перехода к новому, информационно-индустриальному обществу, в России идет завершение перехода от административно-командной системы к современной, социально ориентированной и эффективно регулируемой рыночной экономике для решения главной проблемы улучшения качества жизни людей, живущих в глобализированном мире в согласии с природой и мировым сообществом. Поэтому так важна роль государства в становлении и эффективном регулировании рыночной экономики.

В настоящее время в агропромышленном комплексе производится около 8,5% валового внутреннего продукта, в отрасли сосредоточено 3,4% основных производственных фондов. В сельском хозяйстве занято более 7,3 млн человек. Кроме того, наша страна обладает одним из крупнейших в мире экономических потенциалов по производству сельхозпродукции: 8,9% мировой пашни, 2,6% пастбищ, 20% мировых запасов воды.

Восстановление и развитие потенциала агропромышленного сектора является одним из ключевых направлений экономической политики.

Конечно, в изменении ситуации в селе сыграл значительную роль приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который дал мощный толчок развитию сельского хозяйства, повлиял на ситуацию не только в экономическом, но и в первую очередь в психологическом смысле, переломив сознание людей. Стало очевидно, что АПК – перспективная отрасль экономики, которой необходим приток инвестиций.

В процессе реализации нацпроекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы заметно выросли ассигнования на поддержку и развитие приоритетных направлений аграрного сектора экономики, активизирован инвестиционный процесс. Если в 2005 году общий объем привлеченных в сельское хозяйство кредитов составил около 192 млрд руб., то в 2007 году было привлечено уже 432,6 млрд руб. Объем непосредственно инвестиционных кредитов вырос за тот же период с 26 млрд до 138,5 млрд руб.

Инвестиционные проекты должны комплексно решать отраслевую, региональную или межрегиональную проблему развития.

В 2009 году на финансирование инвестиционных проектов в мясном и молочном животноводстве было направлено соответственно 48 млрд и 40 млрд руб. В 2010 году приоритетными направлениями вложений инвестиций являются:

– молочное и мясное животноводство;

– птицеводство;

– модернизация сахарных заводов;

– первичная подработка и хранение зерна;

– первичная переработка молока и мяса.

Следует особо отметить, что в современных российских экономических условиях отдельному сельхозпредприятию привлечь инвестиционные ресурсы для реализации пусть и реалистичного, рентабельного инвестиционного проекта практически невозможно. Это связано прежде всего с тем, что как отечественные, так и зарубежные инвесторы не имеют достаточных гарантий по возврату вкладываемых средств. Как правило, объем необходимых инвестиций для реализации аграрных инвестиционных проектов значительно превышает объем предоставляемого инициатором проекта обеспечения (залога). Ликвидность предлагаемого обеспечения также имеет крайне низкий уровень. Кроме того, высокие риски, связанные в первую очередь с отсутствием эффективного и современного финансового менеджмента, создают проблему для инвестора по мониторингу за ходом реализации проекта.

В связи с этим для решения проблем по привлечению инвестиций разработаны методики и организационно-экономические модели, способствующие активизации инвестиционных процессов в аграрном секторе, часть из которых внедряются в настоящее время для реализации пилотных проектов и программ.

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий. Удельный вес собственных источников довольно существенно дифференцируется по отраслям и секторам экономики. В целом по отраслям сельского хозяйства на долю собственных средств приходится 30% инвестиций.

В сложившихся в настоящее время экономических условиях абсолютное большинство сельхозтоваропроизводителей не могут использовать собственные средства на развитие и реинвестирование. Это связано прежде всего с проблемой долгов в бюджеты различных уровней и, как следствие, блокировкой банковских счетов предприятий. Проблема реструктуризации долга предприятий АПК носит затяжной характер и связана с противоречивостью существующего законодательства.

Важнейшее значение при формировании благоприятного инвестиционного климата принадлежит фактору правовой стабильности.

Одним из условий, благоприятных для стимулирования притока иностранного капитала и защиты иностранных инвестиций, является совершенствование законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их обязательное соблюдение.

Законы, регламентирующие инвестиционную деятельность, обладают серьезными недостатками: заимствование норм, применяемых в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития; наличие взаимоисключающих норм, в том числе в рамках одного закона и т. д.

Практика внесения поправок в действующие законодательные акты не продумана и нередко для решения сиюминутной проблемы вносятся такие изменения, которые разрушают уже существующую концепцию правового регулирования.

Кроме того, законы должны увязываться с определенной политикой, благоприятствующей осуществлению инвестиций. Необходим механизм, гарантирующий толкование законов в соответствии с приоритетами инвестиционной деятельности, а также экономическими задачами и целями, которые ставит перед собой страна или отдельный регион.

Дестабилизирующим фактором роста инвестиционной активности является несоответствие федерального и региональных законодательств.

Неэффективная и громоздкая нормативная база банковского и валютного регулирования также является большой проблемой для инвесторов. Валютное регулирование, осуществляемое в настоящее время Банком России, предполагает лицензирование ввоза капитала в полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую создает запретительный режим для иностранных инвестиций. Не разработаны эффективные механизмы, препятствующие вывозу капитала из страны.

Инвестиции способны решить многие проблемы российской экономики в целом и агропромышленного комплекса в частности. С ними связывается решение долгосрочных и текущих проблем: выход из кризиса, расширение налогооблагаемой базы, увеличение доходной части бюджета, повышение конкурентоспособности российской продукции, ускорение диверсификации российского экспорта.

Но их масштабный приток возможен только в случае появления у инвесторов уверенности в том, что федеральные и региональные власти понимают необходимость разработки целенаправленной инвестиционной политики, увязанной с адекватной правовой базой, и предпринимают серьезные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата и увеличение притока зарубежных (в первую очередь прямых) инвестиций в реальный сектор экономики через расширение льгот и гарантий.

 

Факты и цифры

В отрасль (АПК) в 2009 году было привлечено 776 млрд кредитных ресурсов. С учетом того, что год был кризисным, в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации создана межведомственная комиссия по кредитованию АПК, в состав которой вошли представители банков, отраслевых союзов, Минфина, Минэкономразвития.

Прирост кредитования по 2009 году составил около 9%. Два основных банка, которые кредитуют агропромышленный комплекс, это Россельхозбанк и Сбербанк России. Россельхозбанк увеличил объем кредитования АПК на 33%, Сбербанк – на 10%.

Хочу отметить, что если в Сбербанке вырос объем коротких кредитов, то в Россельхозбанке увеличились именно инвестиционные кредиты. В 2009 году по сравнению с 2008 годом объем инвестиционных кредитов был увеличен на 34%.

Как известно, краткосрочным кредитом пользуется менее 1/3 сельскохозяйственных товаропроизводителей, инвестиционным – лишь каждое седьмое хозяйство.

Общий объем средств федерального бюджета на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства в 2010 году составляет 107,6 млрд руб. Из них непосредственно пойдут сельхозтоваропроизводителям на поддержку производства и на социальное развитие села 97,9 млрд руб.

Относительно структуры государственной программы и расходов на нее в этом году можно сказать, что будут реализовываться две основных федеральных целевых программы: «Социальное развитие села» и «Сохранение и восстановление плодородия почв».

Прошу обратить внимание, что 74% бюджета государственной программы в 2010 году – это субсидии субъектам на процентные ставки. Их объем составляет 79,3 млрд руб. Он обусловлен тем, что за годы реализации национального проекта и государственной программы накоплен достаточно большой объем инвестиционных кредитов, который мы вынуждены обслуживать. Из 79 млрд на краткосрочные кредиты пойдет 13,7 млрд руб., что составляет 17% в расходах на процентные ставки. На развитие малых форм хозяйствования – крестьянских фермерских и личных подсобных хозяйств – будет направлено 5,8 млрд руб.

И наконец, в 2010 году значительный объем средств планируется направить на обслуживание инвестиционных кредитов – 59,8 млрд руб., или 76%.

Часть субсидий будет выделена на новые инвестиционные проекты. Приоритетными направлениями вложений инвестиций являются в первую очередь молочное и мясное животноводство и птицеводство, а также переработка и хранение зерна. Более половины (54%) кредитов предполагается направить на животноводство: около 20% на птицеводство, 18% на хранение зерна, около 7% – на сахарные заводы, остальное – на первичную переработку мяса и молока.

Для того чтобы организовать работу по отбору инвестиционных проектов, подготовлена нормативная база: пять постановлений Правительства Российской Федерации, которые были приняты еще в декабре прошлого года.

Хочу остановиться на приказе Минсельхоза России, который определяет порядок отбора инвестиционных проектов.

 

Порядок отбора инвестиционных проектов

Выше говорилось, что создана межведомственная комиссия по координации кредитования агропромышленного комплекса. В ее состав входят представители Министерства сельского хозяйства, основные пять банков, кредитующих АПК. Отраслевые союзы тоже являются участниками комиссии. Кроме того, в нее входят представители обеих палат Федерального собрания РФ. Данная комиссия принимает решение о субсидировании отобранных проектов.

Основные критерии отбора новых инвестиционных проектов – соответствие целям социально-экономического развития субъекта РФ и российскому законодательству в области экологии; экономическая целесообразность реализации проекта в данном регионе с учетом балансов сельскохозяйственной продукции; сохранение или увеличение количества рабочих мест; улучшение жилищных условий привлекаемых специалистов; срок окупаемости инвестиционного проекта (не более 10 лет).

Представлять проекты будут органы управления агропромышленного комплекса. Причем предусматривается, что в управление АПК региона будут направляться проекты уже получившие одобрение банка.

Первое заседание комиссии состоялось 30 марта 2010 года. На нем было рассмотрено 40 инвестиционных проектов, представленных 5 субъектами РФ, в том числе 8 проектов свыше 150 млн руб. В перечень вошли объекты птицеводства, молочного и мясного животноводства, первичной подработки и хранения зерна.

Приведу в качестве положительного примера разработку и реализацию инвестиционных проектов в АПК Ульяновской области. Например, Группа компаний «САХО» планирует создать вертикально интегрированный агрохолдинг по производству хлебобулочных изделий из собственного сырья и продажу их через собственные торговые сети, а также организовать производство пшеницы и ржи на площади 100 тыс. га. Строительство второй очереди крупнейшего в России животноводческого комплекса Мегаферма «Октябрьская» в Чердаклинском районе с поголовьем 7800 голов дойного скота продолжит инвестор ОАО «Красный Восток – Агро». Реконструкцией свинокомплекса «Рощинский» в Ульяновском районе займется ЗАО «Талина». В целом на 2010 год в областном бюджете области на поддержку сельского хозяйства выделяется не менее 500 млн руб.

На данный момент государственные ресурсы, направляемые на поддержку отечественного сельского хозяйства, расходуются с разной степенью эффективности. Утвержденная Минсельхозом России методика прогнозирования, распределения и эффективного использования бюджетных средств позволит создать прозрачность распределения финансовых ресурсов, а главное минимизирует субъективный фактор участия чиновников в механизме распределения.

Возврат и эффективность вложения финансовых средств напрямую зависит от использования новейших технологий, а их внедрение невозможно без квалифицированных кадров. Сегодня востребованы новые специальности, современные программы и методики преподавания.

Таким образом, государственная аграрная политика становится долговременным приоритетом социально-экономического развития страны.

Но чтобы Госпрограмма работала, привлекала инвестиции, необходимо принятие аналогичных программ на региональном уровне, которые должны составлять единое целое с государственной.

Вместе с тем в сельском хозяйстве сохраняется ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. Она по-прежнему нуждается в крепкой законодательной базе и поддержке государства. В нынешних непростых условиях помощь тем более должна быть системной.

Во многом благодаря увеличению субсидирования ситуация улучшается, и в этом одна из заслуг инвесторов. Кредитные деньги должны работать на крестьян, но и своевременно возвращаться, поэтому так необходим грамотный контроль и учет.

Сельское хозяйство – это не только отрасль экономики, но и образ жизни. Аграрная деятельность теснейшим образом переплетена с жизнью сельских домохозяйств и сообществ, поэтому аграрные преобразования должны сочетаться с совершенствованием жизни в селе и реформой сельского самоуправления.

В осуществлении этих мер огромная роль принадлежит государству, что требует создания адекватной рынку системы государственного регулирования сельского хозяйства и совершенствования бюджетной, ценовой, кредитной, налоговой, а также внешней политики.