![]() |

Круглый стол: «Подготовка специалистов для работы в мясной отрасли»
В. В. Путин призвал Союз ректоров России провести реформы, чтобы качество образования соответствовало современным требованиям. «Теперь за построением фундамента нам предстоит сделать следующие шаги: по сути, модернизировать всю сеть высших учебных заведений России, добиться, чтобы почетное звание университета, академии или института на практике действительно означали современное качество и наполненное образование», – сказал Путин на встрече с активом Союза ректоров. Он напомнил, что на укрепление инновационной инфраструктуры вузов в 2010–2012 гг. на конкурсной основе выделяются 9 млрд руб.
«Чтобы привлечь в российские учебные заведения лучших специалистов мирового уровня, мы запустили программу грантовой поддержки общим объемом 12 млрд руб. На первом этапе конкурса по распределению этих средств участвовало почти 200 университетов и вузов», – сообщил премьер. В 2011 г. только из федерального бюджета на высшее образование было направлено 390 млрд руб., тогда как в 2005 г. эта сумма составляла 115 млрд руб.
«На поддержку вузов, федеральных и национальных исследовательских университетов в ближайшие 5 лет выделяется порядка 70 млрд руб.», – сказал Путин, подчеркнув, что эти вузы должны стать локомотивами развития целых макрорегионов и стратегических отраслей.
Источник: пресс-служба министерства образования и науки РФ
Мясной бизнес ощущает дефицит квалифицированных работников. Где найти умелую формовщицу, опытного обвальщика или виртуоза термообработки? Уходят старые кадры, а на смену им приходят, увы, не всегда готовые к практической работе молодые специалисты. Выпускники отраслевых вузов, столкнувшись с реальными условиями производства, нередко пробуют свои силу в других отраслях. Сколько еще они «наломают дров», ведь требования к качеству продукции растут с каждым днем, а конкуренты наступают на пятки, вынуждая применять самые передовые технологии.
Улучшит ли положение недавнее слияние отраслевых учебных вузов, в результате которого старейший институт страны, в котором 80 лет обучались технологи по переработке мяса, МГУПБ, фактически прекратил свое существование?
Ответить на эти вопросы редакция журнала попросила уважаемых отраслевых экспертов.
Николай Николаевич Михайлов, заместитель директора Департамента профессионального образования Минобрнауки России:
– Сильной стороной высшего образования в России является его высокое качество, которое по-прежнему признается в мире. Разумеется, конкурентоспособность российского профессионального образования в первую очередь определяется востребованностью отечественных образовательных услуг среди студентов и аспирантов из зарубежных стран.
В настоящее время удельный вес зарубежных студентов в российских вузах составляет около 3 % общемировой численности иностранного студенческого контингента. По данному показателю Россия занимает 8-е место в мире после США, Великобритании, Германии, Франции, Австралии, Японии и Китая. Одно из основных конкурентных преимуществ высшего образования в России – сочетание доступной цены при высоком качестве, особенно в таких областях, как физика, химия, математика, медицина и т.д.
В то же время отечественная система высшего образования сталкивается с рядом проблем. Когда в начале 1990-х гг. Россия переходила к рыночным отношениям, широкое распространение получило мнение о том, что рынок все расставит на свои места. Однако два десятилетия спустя мы можем констатировать, что уповать исключительно на «невидимую руку рынка» бессмысленно и недальновидно. В России наблюдается несбалансированность структуры спроса и предложения квалифицированных кадров.
Опыт наиболее развитых государств мира показывает, что современная экономика может быть или инновационной, или инерционной. В первом случае она отвечает на вызовы, обусловленные глобализационными процессами, во втором – продолжает давать знания, умения и навыки «по старинке». И если мы желаем строить экономику инноваций, то без реформирования системы профессионального образования нам не обойтись. Изменения происходят уже сегодня.
В нынешнем году российская система высшего образования окончательно перешла на уровневую систему подготовки. Решение задач Болонского процесса предполагает создание соответствующей требованиям мирового сообщества государственной системы контроля качества и аттестации, а также разработку в вузах системы и механизмов контроля качества учебного процесса с участием студентов, преподавателей и внешних экспертов.
Постоянно меняющаяся структура рынка труда потребовала разработки новых образовательных стандартов. Принятые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для всех уровней профессионального образования основаны на компетентном подходе. ФГОС позволяют российским гражданам учиться по образовательным программам, сочетающимся с международными стандартами, способствуют повышению академической мобильности студентов и преподавателей, расширению научного обмена, открытости системы к глобальным инновационным трендам.
Законопроект «Об образовании» предполагает коренное изменение системы оценки качества образования. Она создается для правильной ориентации граждан в многообразии образовательных программ и учреждений. Поэтому важно предоставить абитуриенту данные о качестве образовательных программ: о трудоустройстве студентов и карьере успешных выпускников, заинтересованности предприятий в таких программах, возможностях заниматься наукой и пр. Эти данные должны стать итогом процедур государственной аккредитации образовательных учреждений, предложенных в законопроекте.
Задача повышения конкурентоспособности отечественной высшей школы решается и за счет реализации программ развития ведущих университетов России. Важную роль в формировании новой вузовской среды играют малые инновационные предприятия, другие элементы инновационной инфраструктуры, работающие вокруг учреждений профессионального образования всех уровней.
Дмитрий Аркадьевич Еделев, доктор медицинских наук, доктор экономических наук, профессор, ректор Московского государственного университета пищевых производств (МГУПП):
– Наш вуз является одним из немногих отраслевых вузов, готовящих специалистов для мясной отрасли. Руководство университета, учитывая дефицит высококвалифицированных кадров, придерживается политики тесной связи вуза с производственными предприятиями, что позволяет максимально приблизить выпускников к современным технологическим процессам в мясной отрасли.
Большое внимание уделяется привлечению к учебному процессу специалистов предприятий. Кроме того, чтобы помочь молодому специалисту быстрее адаптироваться на рабочем месте, в нашем вузе функционируют специализированные курсы по повышению квалификации, разрабатываются программы для дистанционного модульного обучения. Университет является организатором и активным участником конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций, конкурсов научно-исследовательских работ прикладного характера. Большое внимание в вузе уделяется международному обмену опытом.
Для современного высокотехнологичного производства требуются специалисты высокой квалификации. Но полученные в образовательном учреждении знания являются базовыми, ведь быстро изменяющиеся технологии производства требуют постоянного обновления знаний. Обучение новым технологиям, используемым в отрасли, должно осуществляться в вузе во время специализации выпускников. Сейчас это зачастую происходит уже после трудоустройства, что, конечно, сказывается на квалификации молодого специалиста в первые месяцы работы.
В 2005 г. в соответствии с решением Правительства Российской Федерации была начата разработка стандарта общего образования второго поколения, действующего в настоящее время для всех студентов старше первого курса. Для поступивших в 2011 г. студентов Министерство образования и науки РФ ввело образовательные стандарты «третьего поколения», учитывающие перспективу дальнейшего повышения подготовки кадров: все вузы в массовом порядке перешли на двухуровневую систему образования «бакалавриат – магистратура».
Введение многоуровневой системы предусматривает получение студентами фундаментального образования в сочетании с элементами начальной профессионализации и на этой основе углубленную специализированную подготовку кадров для научно-исследовательской и педагогической деятельности. Решение первой задачи является главной функцией программ подготовки бакалавров, а второй – основной целью специализированной магистерской подготовки.
Механизм последовательной реализации образовательных программ разного уровня опирается на очень важную деталь – наличие профилизации в программе подготовки бакалавра, которая становится фундаментальной основой базового образования и условием продолжения обучения на уровне специалиста или магистра. По мнению Министерства образования и науки, такая система, в отличие от действующей до этого системы подготовки специалистов, позволяет лучше приспособиться к постоянно меняющимся условиям на рынке труда.
По данным нашего собственного мониторинга, в последние годы по выбранным специальностям трудоустроено около 65 % выпускников. Мы считаем, что это высокий показатель, но проводим работу по его дальнейшему улучшению. Мы заключаем договора с предприятиями о производственной практике студентов и рекомендациях для их трудоустройства, работаем над заключением целевых контрактов с предприятиями, планируем введение платных стажировок студентов на престижных предприятиях.
Кроме того, мы прививаем нашим ученикам понимание того, что в успешной карьере помимо профессиональных навыков не менее важны личностные и деловые качества: способность к самообучению, умение работать в коллективе, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, дисциплинированность, ответственность, коммуникабельность.
Александр Леонидович Ишевский, декан факультета пищевых технологий Санкт-Петербургского государственного университета низкотемпературных и пищевых технологий (СПбГУНиПТ):
– Работа технолога – тяжелый и ответственный труд. Это – ночные смены, некомфортные условия работы и, наконец, полная материальная ответственность. При этом средняя заработная плата начинающего технолога составляет 18–20 тыс. руб. По-моему, только в России и странах СНГ практически половина технологов – женщины, в то время как в европейских странах – это мужская работа.
В результате в отрасли остается работать около 50 % выпускников, еще 25–30 % находят работу в смежных направлениях (продажа добавок, оболочек, оборудования, технологическое сопровождение и т.д.). Часто, отработав на производстве 2–3 года и получив практический опыт, молодые специалисты уходят на более интересную и перспективную, с их точки зрения, работу в других областях.
Проблему подготовки специалистов для отрасли можно разделить на две части:
1. Проблема качества подготовки выпускников средней школы
Технические вузы страны обучают студентов по учебным программам в соответствии с ГОСТами, которые требуют от выпускника средней школы наличия знаний по ряду естественно-научных дисциплин. Начиная с 2000 г. школы стали определять сами, какое направление по перечню предметов и объему часов они выбирают. Количество средних школ, в которых преподают технические предметы в нормальных объемах, сократилось в десятки раз, и даже в оставшихся ученики теперь могут выбирать, в какой класс они пойдут учиться: в «гуманитарный» или «технический». Естественно, большинство учеников выбирает более легкий, гуманитарный путь обучения.
В итоге выпускники школ, поступающие на обучение по старым стандартам, подготовлены очень слабо и отсев на первых курсах достигает 12–15 % общего числа поступивших.
2. Проблемы высших учебных заведений
Средний возраст преподавателей – 65–70 лет. Это опытные педагоги, профессионалы 60–70-х гг. прошлого столетия. За последние 50 лет пищевые технологии изменились радикально: поменялась сама доктрина рациональности питания. Изменились методы анализа, показатели качества и, главное, технологии переработки. Но из-за низкого уровня оплаты труда преподавателя вуза невозможно для постоянного преподавания специальных предметов привлечь опытных производственников. В результате при изучении специальных предметов студенты осваивают зачастую уже устаревшие технологии и методы.
Слабая материальная база и скудное финансирование не позволяют вузам приобретать новое дорогостоящее оборудование, без которого невозможно проводить научные исследования на современном уровне. Получается «замкнутый круг»: есть возможность разрабатывать и продавать новые технологии, но нет начальных средств для технического обеспечения этих разработок.
Недоступная практика. Предприятия требуют хорошо подготовленных специалистов. Большинство предприятий пищевой промышленности провело реконструкцию и модернизацию оборудования и процессов, осваивает новые технологические линии. Но предприятия неохотно берут студентов на практику (кому нужна эта головная боль!). Как правило, студенческая практика носит ознакомительный характер. Именно поэтому выпускник пищевого вуза, приходя работать на производство, вынужден обучаться заново на конкретных технологических линиях.
По моему мнению, практика для студентов должна носить исключительно производственный характер. Во время прохождения практики студент (будущий специалист) должен проходить все ступени и технологические участки производства: от обвалки и подготовки сырья до его переработки и упаковки готовой продукции.
Новая система подготовки. С 2011 г. прием будет вестись только на направления бакалавриата и магистерские программы. Если ранее на специальных кафедрах специалисты учились 2,5 года, то по бакалаврским планам срок обучения на специальных кафедрах сократился до 1,5 года. Для вуза это сокращение часовой нагрузки и, как следствие, преподавательского состава. А для студента?
Как заставить эффективно работать систему подготовки специалистов? Я выскажу сугубо личное мнение: в условиях 4-летнего обучения бакалавров надо максимально сохранять или даже увеличивать часы дисциплин естественно-научного цикла (математика, физика, химия, специальные химические дисциплины), так как именно на них базируются знания основных технологических и специальных предметов.
Продолжение обучения в магистратуре должно проходить на специальной кафедре по определенной магистерской программе, на научном уровне и по планам, определяемым выпускающей кафедрой.
Задачей выпускающей кафедры становится максимальное приближение учебного процесса к производству: организация базовых кафедр, проведение лекций и семинаров на предприятиях, изучение реальных производственных технологий.
На мой взгляд, предприятия пищевой промышленности должны занять по отношению к вузу позицию заказчика технологических ресурсов. В настоящее время для прямого юридического обоснования позиции заказчика может выступить некоммерческое партнерство. Выступая как заказчик, предприятие сможет активно влиять на содержание и уровень профессиональной подготовки всех выпускников. Подключаясь к существующему финансированию, предприятие за небольшую цену получит и технологию, и ее сопровождение на должном профессиональном уровне.
Алексей Васильевич Антипов, кандидат технических наук, академик Международной академии холода, директор НОУ «Центр «Знание холода»:
– Проблема с поиском специалистов в холодильной отрасли в настоящее время существует на всех уровнях. Например, такие специалисты, как менеджеры отрасли производства холода, отсутствуют в принципе. Выпускники профильных вузов не владеют техникой продаж холодильного оборудования, у них отсутствуют знания делопроизводства (заключение договоров, документооборот для участия в тендерах, документация сдачи-приемки оборудования и т. д.).
Оставляет желать лучшего подготовка проектировщиков в области использования современных программ для расчета и подбора оборудования, графических редакторов для выполнения чертежей.
Техники – выпускники колледжей и техникумов – не умеют применять полученные теоретические знания на практике, чаще всего у них отсутствуют практические навыки в диагностировании оборудования.
Выпускники вузов, приходящие на работу, обычно имеют достаточно серьезную теоретическую подготовку, однако практической работе не обучены. Слабой стороной подготовки выпускников вузов является и незнание современных хладагентов, холодильных машин, систем автоматизации, компьютеризации, проектирования и диагностики.
Несмотря на это, в отрасли остаются работать практически все выпускники вузов из тех, которые сразу после института устраиваются на работу в профильные организации. Остается в отрасли и около 50–70 % выпускников колледжей и техникумов, а вот специалистов по холодильной технике с начальным профессиональным образованием я вообще не встречал.
Как решать эту проблему? Есть многие пути. Например, коррекция учебных программ: для повышения уровня практической подготовки специалистов с высшим образованием надо предусмотреть в учебных программах получение практических навыков работы в области делопроизводства, компьютеризации, проектирования, выполнения чертежей в графических редакторах.
Для повышения уверенности выпускников вузов в своих знаниях и объединения их теоретических знаний и практических навыков в единое целое целесообразно внедрять такую форму обучения, как стажировка в компаниях, причем длительность работы не должна быть меньше полугода.
В целях повышения качества образования техников следует увеличить корпус учебных мастеров, присутствующих рядом со студентом во время его практики на профильном предприятии.
Необходимо усилить работу по организации отделений начального профессионального образования в колледжах, так как рабочих-монтажников, электромехаников в холодильной технике в настоящее время практически нет.
Некоторые компании не стали ждать, пока правительство решит кадровую проблему на уровне государства, и сами занялись обучением специалистов. В качестве примера приведу успешный опыт компании «ОЛЕКСХОЛДИНГ». Там организована система дополнительной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Зарегистрирован Центр «Знание холода», получена лицензия на образовательную деятельность от Министерства образования Московской области, подготовлена лабораторная база с использованием современной холодильной техники на экологически чистом хладагенте – СО2.
В НОУ «Центр «Знание холода» привлекаются ведущие преподаватели вузов и колледжей Москвы. С помощью компании создан ресурсный центр по холодильной и климатической технике в Департаменте образования г. Москвы на базе технологического колледжа № 28.
Такие научно-производственные объединения (НПО), по моему мнению, способны в настоящее время улучшить ситуацию с кадровым дефицитом, но, к сожалению, сейчас в связи с демографической обстановкой в России наблюдается снижение количества студентов вообще.
Андрей Васильевич Быканов, председатель Союза предприятий мясной отрасли, председатель Гильдии потребительского рынка и сферы услуг МТПП, генеральный директор ООО «Пушкинский мясной двор»:
– Во всех развитых странах мясоперерабатывающая отрасль – одна из самых технологичных и техничных, прибыльных и постоянно развивающихся. Соответственно и работают там профессионалы высокого уровня. Очень часто профессия мясника передается по наследству, и ее начинают осваивать с детских лет.
Что же нам в Росси мешает возродить такие традиции?
Исторически сложилось мнение, что сельское хозяйство – «черная дыра», в которой бесследно и безрезультатно исчезают любые инвестиции и бесславно заканчиваются любые реформы. С принятием программы «Развитие АПК» удалось переломить эту тенденцию. Но негативные процессы, происходящие в отрасли, могут привести к еще большему спаду производства, чем это было в 1996–2000 гг.
Какие же, на мой взгляд, были допущены ошибки?
Во-первых, не созданы механизмы для привлечения в работу как можно большего числа людей. Пропаганда и идеология государства, все механизмы развития отрасли «заточены» на крупный бизнес, оставляя «за бортом» ЛПХ, фермеров, малый и средний бизнес.
Во-вторых, практически забыта отечественная отраслевая наука, ни копейки не было выделено на создание системного подхода к разработке стратегии эффективного и комплексного развития мясной отрасли. В итоге за прошедшее десятилетие не было создано ни одного научно-производственного центра, где мог бы быть отработан системный подход к каждому этапу бизнес-цепочки мясной отрасли.
В-третьих, самая острая проблема сейчас – нехватка специалистов (от простых работников до управленческих кадров) на всех этапах производственной цепи. Новых специалистов для новых технологий негде обучать, а старые работают так неэффективно, что для мясного бизнеса дешевле с ними вообще не иметь дел.
В результате мы сегодня имеем себестоимость произведенного отечественного мяса на наших предприятиях такую же и даже выше, чем конечная цена в магазинах для покупателей в Европе.
Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? Построить хотя бы один научно-производственный центр, в котором государственная политика, фундаментальная наука, прикладная экономика соединятся в единый механизм для выработки системного подхода к развитию каждого этапа мясоперерабатывающей цепочки.
В таких центрах можно на практике обучить (и оценить!) специалистов, столь необходимых отрасли: управленцев, технологов, ветеринарных врачей, инженеров по оборудованию, проектировщиков. Программа подготовки должна способствовать тому, чтобы специалисты на деле были прямыми помощниками бизнеса. Все прошедшие обучение специалисты должны подтвердить свою квалификацию через процедуру лицензирования и должны быть приняты в штат тех предприятий, которые в них заинтересованы.
Для привлечения большего числа бизнесменов и желающих работать в мясной отрасли необходимо узко специализировать этапы производства мяса и так выстроить обучение специалистов, чтобы им было понятно, как создавать добавленную стоимость на каждом этапе, с тем чтобы предприятие получало стабильную прибыль.
Для обучения персонала рабочих и технических специальностей предприятия должны консолидироваться с учебными заведениями и предоставлять свои производственные ресурсы для организации практических занятий учащихся. В этом процессе есть и другая сторона: учащиеся профильных учебных заведений, проходя практику в реальных условиях конкретного производства, после окончания учебы с большей вероятностью останутся работать там, где они делали первые шаги в освоении профессии.
Виктор Степанович, Бирюков,член правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), президент агрохолдинга «Талина»:
– Особенно остро мы столкнулись с проблемами поиска специалистов во времена становления нашего агрохолдинга. В 2000 г. мы полностью обновили оборудование в комплексе «Атяшевский». Однако самой сложной задачей оказалось подобрать команду, которая смогла бы освоить новое производство.
Даже самые талантливые и грамотные молодые специалисты после окончания средних и высших учебных заведений в основном – чистые теоретики. Но даже и в теории учебная программа не успевает за обновлением производства. Проблема еще и в том, что в информационную эпоху суммарное знание человечества полностью обновляется в течение 5–6 лет, в то время как в индустриальном обществе это происходило за 25–30 лет. Иными словами, среднестатистические выпускники вузов являются, как правило, носителями малопригодных, устаревших знаний. Соответственно постоянно сокращается так называемый период полураспада компетенции, т. е. время, за которое полученные в вузе знания устаревают наполовину и специалист перестает соответствовать занимаемой должности.
Как показала практика, улучшить ситуацию помогает целевая подготовка кадров. Финансовых средств на это жалеть не стоит: самые выгодные инвестиции – это вложения в человеческий капитал. В нашем холдинге разработана система сотрудничества с учебными заведениями всех уровней. Еще в 2000 г. совместно с министром образования Мордовии «Талина» взяла «под опеку» профтехучилище в г. Саранске. Училище перепрофилировали для подготовки квалифицированных рабочих мясоперерабатывающей отрасли: обвальщиков, жиловщиков, фаршесоставителей и т. д. Во время обучения анализируются способности студентов, чтобы помочь им определиться с дальнейшим выбором. Часть выпускников сразу начинают работать на мясокомбинатах агрохолдинга. Некоторые из них продолжают образование в колледже, чтобы после получения диплома прийти к нам уже мастерами. Самых перспективных выпускников мы направляли в Московский государственный университет прикладной биотехнологии.
Практика подготовки специалистов для агрохолдинга прекрасно себя зарекомендовала, мы применяем ее и в других регионах, где открываются наши предприятия. Один из наших последних проектов – мясокомбинат «Даурский» (Забайкальский край). С прошлого учебного года готовим молодых специалистов в одном из профессиональных училищ города Краснокаменска для работы на этом предприятии. Для лаборатории учебного заведения на средства нашей компании закуплено специальное оборудование стоимостью около 1 млн руб.
Уникальную возможность подбора персонала среди лучших молодых специалистов дает участие в региональных и федеральных молодежных образовательных проектах и конкурсах. Например, традиционно наши опытные сотрудники входят в состав жюри научно-практической конференции юных ученых Мордовского государственного университета имени Н. Огарёва. В августе этого года я побывал в качестве модератора на международном форуме сельской молодежи «Устойчивое развитие сельских территорий в условиях современного мира». Главное – продемонстрировать и на деле доказать юношам и девушкам, что сегодня работа в АПК перспективна и интересна.
Приоритетным направлением для холдинга является свиноводство, что позволяет самим производить большую часть сырья для своих мясокомбинатов и не зависеть от сторонних поставщиков. В мае 2011 г. начал работу наш новый современный свинокомплекс «Симбирский бекон» в Ульяновской области. Все специалисты, принимаемые в «Симбирский бекон», прошли обучение по программе «Современные технологии производства свинины» на предприятиях холдинга в Мордовии.
Ирина Ябреева, директор управления персоналом и административными вопросами ООО «МПЗ Агро-Белогорье»:
Дефицит кадров уже не один год остается острой проблемой для современного бизнеса любого направления. Особо ощущается нехватка высококвалифицированных кадров (инженеров, руководителей всех уровней) и специалистов рабочих профессий. По прогнозам многих экспертов, в ближайшие годы дефицит кадров только усилится.
Эти проблемы затронули и наш завод. В Белгородской области работают десятки предприятий по переработке сельхозпродукции, и конкуренция на рынке труда крайне высока. Очень востребованы рабочие таких профессий, как грузчик, укладчик-упаковщик, оператор линии и т. д.
Мы пересмотрели стратегию найма и приняли решение, что служба по персоналу занимается не подбором кадров, а «продажей рабочих мест». Мы, как и положено продавцам, выясняем потребности человека и стараемся предложить ему наиболее выгодное для него рабочее место с учетом требований к вакансии. Оказываем и «послепродажное сопровождение» – проводим опрос недавно принятых людей, чтобы выяснить, какие у них проблемы и трудности возникают на новом рабочем месте и т.д. В целом ситуация под контролем – текучесть кадров на предприятии колеблется от 3,5 до 4,5 % в месяц.
Наиболее проблемными являются вакансии мастеров производства. К сожалению, наше образование не готовит специалистов линейного управления. Ведь мастер, с одной стороны, должен быть профессионалом в своем деле, а с другой – хорошим психологом, организатором, экономистом. Каждый день он вынужден решать проблемы подчиненных, обеспечивать выполнение плана производства, контролировать качество продукции, просчитывать эффективность своего участка. А соискатели этой вакансии, как правило, изучают технологию переработки мяса, но об управлении имеют слабое представление. Поэтому на нашем предприятии был сделан уклон на проведение ряда обучающих мероприятий и для линейных руководителей.
Подробнее об одном из наших новых проектов. В структуру ГК «Агро-Белогорье» планируется интегрировать учреждение среднего профессионального образования. Алгоритм работы с будущим структурным подразделением холдинга сейчас только отрабатывается. В нем будут учтены интересы обеих сторон и использован зарубежный опыт, основанный на системе наставничества и так называемом дуальном методе обучения, когда 1–2 дня в неделю учащийся проводит на студенческой скамье, а остальное время посвящает практике на производстве.
И еще одна перспектива – открытие в интегрированном учебном заведении новых специальностей вместо невостребованных на рынке труда. Решить проблемы трудоустройства и нехватки кадров одновременно можно только одним способом – обучать тому, что нужно работодателю и интересно студенту.
http://www.meatbranch.com/