МИС


Малый бизнес дает задание Госдуме РФ. Госдуме необходимо усовершенствовать нормативную правовую документацию по обеспечению безоп
02.05.2011

Малый бизнес дает задание Госдуме РФ. Госдуме необходимо усовершенствовать нормативную правовую документацию по обеспечению безоп

Валентина Леонтьева, президент Всероссийского Союза предпринимателей торговли, доктор экономических наук, профессор, член Экспертного совета Минэкономразвития РФ 
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5362 (283) от 15 декабря 2010 г.

Госдуме необходимо усовершенствовать нормативную правовую документацию по обеспечению безопасности и качества продуктов питания.

Пищевая ценность и безопасность продуктов давно стоят в числе приоритетов правительства РФ. Стратегические ориентиры для обеспечения здорового питания россиян определяют два важных государственных документа.

Первый - это Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Закон N 29 от 02.01.2000 г.) был подписан еще десять лет назад. Также в прошлом году была утверждена "Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации". Она гласит, что повышение качества жизни граждан обеспечивается путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Для этого, в частности, необходимо обеспечить надлежащие безопасность и качество пищевых продуктов.

Всероссийский Союз предпринимателей торговли провел глубокий анализ отечественной и зарубежной правовой документации и подтвердил, что правовой основой обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов является в первую очередь ФЗ РФ N 184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании". Вместе с тем существует мнение, что Закон не предусматривает обязательных требований к качеству продукции. На наш взгляд, такая точка зрения представляется ошибочной.

Так, статья 7 пункт 4 этого Закона определяет, что "технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции и связанным с ними процессом производства". В то же время статья 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" гласит, что "качество пищевых продуктов... это совокупность характеристик пищевых продуктов". Необходимость требований к высокому качеству продукции подтверждается и другими статьями Закона "О техническом регулировании": в статье 24 пункте 5 через процедуру идентификации продукции задействованы показатели качества и ее назначение; статья 18 в свою очередь указывает, что "подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения продукции техническим регламентам, стандартам" - это несомненные требования к качеству продукции.

Эти положения подтверждаются и международной документацией: Международным стандартом (МС ИСО 8402; 1994 г. п. 2.1.) и Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле и Руководством ИСО/МЭК2:2004.

Вышеперечисленные нормативные правовые отечественные и зарубежные документы следует признать правовой основой установления обязательных требований к качеству продукции в технических регламентах, Государственных стандартах и ТУ.

Данная проблема широко обсуждалась на заседании "круглого стола" 7 июня 2010 года в пресс-центре "Российской газеты". В ходе дискуссии некоторые участники заседания по-прежнему утверждали, что требования к качеству продукции не должны быть обязательными. В частности, председатель Комитета экономического развития и предпринимательства Государственной Думы РФ Евгений Федоров высказал мнение, что качество продукции отрегулирует сам потребитель.

Однако сегодня на потребительском рынке реализуются продукты питания в большинстве случаев не только ненадлежащего качества (и потребитель не может на это воздействовать), но и в какой-то степени опасные для здоровья и жизни граждан. Так, в продуктах животноводства отечественного и зарубежного производства не определяется содержание гормональных препаратов, так как в нормативной документации отсутствуют гигиенические требования по их содержанию. К тому же появляется огромное количество новых видов антибиотиков, пестицидов, требования к которым в СанПиНах не установлены.

К сожалению, не на должном уровне идет и процесс оформления Декларации о соответствии. Производитель заявляет проведение испытания продукции на соответствие СанПиНу, ГОСТу, ТУ по минимуму показателей. Аккредитованные испытательные лаборатории работают на коммерческой основе (по заказу производителей) и проводят лабораторные испытания также по минимуму показателей. Это вызывает очевидные сомнения в объективности таких коммерческих экспертиз и испытаний. Нужна ли такая Декларация о соответствии, которая не гарантирует надлежащее качество и даже реальную безопасность продукции?

В настоящее время средства массовой информации и контролирующие бизнес организации озабочены тем, что президент РФ оградил бизнес от контроля в течение трех лет. Однако это обоснованно. Потребительский рынок не готов к проверкам, поскольку не задействован в достаточной мере нормативный правовой механизм, который не позволял бы вводить сою (ГМО) без информации на этикетке, а цены оставлять те же. При этом производитель оказывается прав, так как все ГОСТы и ТУ носят рекомендательный характер. Идентификация не проводится, а значит, нет информации по рецептуре - в этом вопросе производитель тоже прав. При оформлении Декларации о соответствии производитель не заявляет свою продукцию на соответствие требованиям СанПиНу по содержанию гормональных препаратов, антибиотиков, пестицидов, пищевых добавок, и никто не обязывает его указывать в сопроводительных документах, какие именно он использовал препараты.

Для того чтобы заработал механизм государственного контроля за качественной, безопасной и относительно дешевой продукцией, необходимо привести в надлежащее состояние нормативную правовую базу, укрепить и активнее задействовать все имеющиеся структуры, службы и посты по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов на всем пути товаро движения "от поля до стола".

В целях совершенствования нормативной правовой документации по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов Государственной Думе Российской Федерации необходимо:

1. Внести изменения в статью 23 пункт 1 "Обязательное подтверждение соответствия" ФЗ РФ N 184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" в следующей редакции: "Обязательное подтверждение продукции проводится на соответствие техническим регламентам, стандартам и ТУ (техническим условиям) по показателям качества и безопасности. Предусмотреть проведение идентификации продукции в сфере производства и обращения".

2. Разработать систему Государственного контроля по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов на потребительском рынке. В Положении о государственном контроле следует определить четкую организационную структуру (наименование всех органов, участвующих в проверке), а также схему взаимодействия ее элементов, регламент функционирования каждого контролирующего органа.

3. Привести в соответствие с новой разработанной системой Государственного контроля ФЗ РФ N 294 от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля", а именно в главе 2 статье 10 пункте 2 дать четкое определение терминам, положенным в основу для проведения внеплановых проверок: "...возникновение угрозы причинения жизни, здоровью граждан", "причинение вреда жизни, здоровью граждан...".

4. Привести Постановление Правительства РФ N 766 от 07.07.1996 г. в соответствие с ФЗ РФ N 184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" в части: а) сроков действия "Декларации о соответствии". Закон определяет, что они разрабатываются техническими регламентами, а Постановление - что разрабатывается самим заявителем; б) проведения идентификации продукции. Это предусматривается Законом, а в Постановлении это требование отсутствует; в) кроме того, в Постановлении следует предусмотреть порядок, по которому при оформлении "Декларации о соответствии" определяется количественное содержание всех видов препаратов, используемых при выращивании и производстве пищевых продуктов.

5. Сделать приоритетной работу системы технического регулирования - в первую очередь пищевых продуктов. Предусмотреть минимально необходимые государству, обществу и бизнесу количество технических регламентов в разрезе товарных групп и их характеристик - 10 специальных технических регламентов (3 уже принято, осталось 7): а) зерномучные товары; б) свежие и переработанные плоды и овощи, в том числе соки из фруктов и овощей (технический регламент уже принят); в) вкусовые товары; г) крахмал, сахар, мед, кондитерские товары; д) яйца и яичные товары; е) рыба и рыбные товары; ж) мясо и мясопродукты.

6. Внести изменения в статью 9 ФЗ РФ N 381 от 28.12.2008 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", дополнив ее Положением в следующей редакции: "В связи с приобретением определенного количества пищевых продуктов оптовому покупателю производится не выплата вознаграждения, а по усмотрению производителя понижается продажная цена в форме дисконта (скидки) за счет своей прибыли, а не за счет повышения цены".

7. Интенсифицировать работу Роспотребнадзора в деле обеспечения безопасности продуктов питания, а именно:

- разработать единую форму "Удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов" (паспорт продукта) для использования на всей территории России, а также аналогичную документацию на ввозимую продукцию из-за рубежа;

- обязать производителей предоставлять продавцу в этом Удостоверении, кроме показателей качества и безопасности пищевых продуктов, полную информацию о тех препаратах, которые использовались в процессе выращивания или производства пищевых товаров;

- внести в нормативную техническую документацию допустимую норму препаратов, используемых при выращивании и производстве пищевой продукции, которые в настоящее время в СанПиНах не нашли отражение;

- разработать методы определения количественного содержания всех пищевых добавок и ввести предельный норматив по внесению пищевых добавок в один продукт для определения комплексности их воздействия, разработать ГОСТ и ТУ с требованиями к качеству и безопасности пищевых добавок;

- обеспечить надлежащий контроль за выполнением требований нормативной технической документации отечественного и зарубежного производителя.

8. Росстандарту создать системы обеспечения качества продукции, как предусмотрено ГОСТом Р.1.0-2004.

9. Предусмотреть в законодательном порядке:

- имущественную, вплоть до уголовной, ответственность для производителей и продавцов пищевой продукции за необеспечение безопасности и качества пищевых продуктов и за отсутствие четкой информации по составу продукции, а также ответственность для аккредитованных испытательных лабораторий за подлинность результатов испытаний.

Таким образом, после принятия Госдумой целого ряда вышеуказанных комплексных законодательных актов по совершенствованию и укреплению нормативной правовой документации потребительский рынок во многом будет готов к работе по обеспечению безопасности и качества пищевых продуктов.

Тогда можно будет включить механизм Государственного контроля по аналогии с зарубежным опытом. Именно эти ориентиры заложены в утвержденной президентом РФ "Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации".

Контактный телефон:

(812) 297-17-39.

http://www.rg.ru/2010/12/15/zadanie.html